Особенности вертолетовождения при воздушной > радиационной разведке

0
824

Воздушная радиационная разведка местности выполняется, как правило, на своей территории с использованием дозиметрических приборов, установленных на борту вертолета. Радиационная обста­новка определяется при полете по заданному маршруту, вдоль до­рог или на отдельных участках местности. Воздушная радиацион­ная разведка местности может выполняться днем и ночью, в про­стых и сложных метеорологических условиях. Измерение уровня радиации в облаках выполняется только с целью выяснения общей радиационной обстановки.

Объем и содержание штурманской подготовки к полету на воз­душную радиационную разведку местности определяется полетным заданием. После получения задания экипаж изучает район пред­стоящей радиационной разведки и определяет координаты эпицент­ра ядерного взрыва, направление и скорость перемещения радио­активного облака, границы района разведки, порядок передачи данных на землю и меры безопасности.

Для радиационной разведки местности используются карты масштаба 1 : 200 000 или 1 : 500 000. В отдельных случаях при ра­диационной разведке районов размещения войск и объектов мест­ности используются карты более крупного масштаба. Граница рай­она радиационной разведки выделяется на карте красным цветом (ширина — 5Р, длина —Lp).

Маршрут полета может указываться в задании или экипаж вы­бирает его самостоятельно по наикратчайшему расстоянию. В рай­оне разведки намечается исходный ориентир начала разведки. При выборе маршрута необходимо учитывать рельеф местности и ме­теорологическую обстановку, особенно направление и скорость вет­ра. При радиационной разведке дорог маршрут полета должен про­ходить вдоль них с наветренной стороны. В начале и конце мар­шрута радиационной разведки намечают характерные ориентиры. Для взятия проб земли или высадки специальных дозоров предус­матриваются посадочные площадки вдоль маршрута разведки.

Особенности вертолетовождения при воздушной > радиационной разведке

Посадочные площадки намечаются в районах с безопасным уров­нем радиации и с наветренной стороны относительно эпицентра взрыва. Профиль и режим полета должны обеспечивать безопас­ность выполнения полета и необходимую точность измерений.

Маршрут полета прокладывается по общим правилам. Допол­нительно на маршруте разведки через 1—3 км намечаются места измерения уровня радиации, которые обозначаются точками сине­го цвета размером 2—3 мм и кодируются (рис. 18.8). За точки из­мерения уровня радиации обычно принимаются хорошо видимые с воздуха характерные ориентиры: перекрестки дорог, мосты, опуш­ки леса, берега рек и озер, центры и окраины населенных пунктов. Места посадки вертолетов и облета необходимых объектов (участ­ков местности) на карте обозначаются так же, как и при воздуш­ной инженерной разведке. Точки измерения уровня радиации места посадки и облета объектов кодируются и подписываются слева от оси маршрута цифрами размером 5—7 мм.

Для измерения уровня радиации ночью намечают световые ори­ентиры или места, хорошо просматриваемые с воздуха. При отсут­ствии световых ориентиров точки измерения радиации намечаются через 1—2 мин полета.

Измерение уровня радиации в заданном районе местности вы­полняется на параллельных маршрутах. Линии пути этих маршру­тов прокладываются заранее на карте района разведки. Длина маршрута определяется размером района обследования, а расстоя­ние между маршрутами составляет 2—6 км.

При расчете полета определяется продолжительность радиаци­онной разведки в зависимости от заправки вертолета топливом и удаления района разведки от аэродрома базирования. При выпол­нении инженерно-штурманского расчета полета предусматривается запас топлива на случай изменения маршрута при усложнившейся радиационной обстановке.

Полет в район радиационной разведки и маневрирование в за­данном районе выполняются по курсу и времени, рассчитанным по известному ветру. Для контроля пути применяются визуальная ориентировка, радионавигационные средства, счисление и проклад­ка пути. Радиационная разведка местности обычно выполняется на высоте 50—500 м. Уровни радиации рекомендуется измерять на по­стоянной истинной высоте полета.

При радиационной разведке линейных ориентиров (дорог, рек)’ полет выполняется непосредственно над ними, а при разведке райо­на местности — по заранее намеченным маршрутам. Точки начала разворота на новый курс рассчитываются заранее на земле. Эпи­центр взрыва обходится с наветренной стороны. Посадка вертоле­тов для взятия проб земли или высадки специальных дозоров вы­полняется на заранее предусмотренные площадки.

Измеренные уровни радиации и время измерения привязыва­ются к характерным ориентирам на местности и записываются на полетной карте справа от линии пути в виде дроби: в числителе — уровень радиации, в знаменателе — время измерения. Передача из­
меренных уровней радиации производится с использованием специ­альных кодированных таблиц и карт.