МЕССЕРШМИТТ ME 109Е и ME ПО

Мессершмитт 109Е (фиг. I) и Мессершмитт 110 (фиг. 2)

525

Приближенно определяется по

Для

настоя-

Г’

приложению III

щего

расчета

4600

Определяется по высотности

Ушах и

Н взя-

мотора на станке и ДН из рас­

ТЫ по

летным

четного графика 1 в конце кни­

данным

само-

0,0784

ги (см. также фиг. 217)

лета

47 000

Из табл. 4 (стр. 39)

324,0

Из табл. 9 (стр. 119)

м 0,450

Из табл. 10 (стр. 121) или фиг. 103

U2

Из табл. 10 (стр. 121) или фиг. 103

Основ-

Обознз — чения

Мессершмитт Me 109Е

ные под­разделе­ния

Наименование

Крыло

Горизон­

тальное

оперение

Верти­

кальное

оперение

Геометрическая площадь

£>кр Л2

16,40

2,41

1,19

Площадь под фюзеляжем

Snp. ф л*2

1,86

Площадь, обдуваемая вин­том

Sup — об М*

4,54

2,41

1,19

в:

X

Ш

С->

Площадь, необдуваемая винтом

Sup. нсоб М-

10,00

С

о

я

Средняя $орда обдуваемой части

&кр. об М

2,05

0,80

0,79

сз

Ч

а

о.

Число Рейнольдса обдува­емой части

Re кр. об

14,1-106

5,51-Юб

5,4-106

х

• о и О

Логарифм числа Рейнольдса обдуваемой части

lg /?Скр. об

7,15

6,74

6,73

*=(

СО

и

Средняя толщина профиля обдуваемой части

Сир. об

13,5

10,0

10,0

к

я

я

о

Фиктивная толщина профи­ля обдуваемой части

VCкр. фикт. об

15,3

11,35

11,35

я

м

о

G*

с

о

и

Удвоенный коэфициент трения плоской пластинки

2с, т об

0,00570

0,006)

0,00663

о

(—

о

ВС

Л

г-

•е*

о

G*

С

Отношение профильного сопротивления к удвоенному коэфициенту трения плоской пластинки

ккр — «б

1,49

1,34

1,-34

о

о

ео

Си

Профильное сопротивление гладкой обдуваемой части

с. хр КР — сб

0,00850

0,00885

0,00887

Средняя хорда необдувае — мой части

t! vp нес6

1,50

Число Рейнольдса необду — ваемой части

Rev. р — и€о6

10,3-106

Логарифм числа Рейноль­дса необдуваемой части

lg Revр — иеоб

7,01

Средняя толщина профиля необдуваемой части

Скр — ,,ес*’

12 0

Фиктивная толщина про­филя необдуваемой части

JKp. фикт. кеоб

13,6

с*икт-с у 1-Л4«2

По расчетному графику 2 в
конце книги (см. также фиг. 27)

для — у = 0 и Re06

Индексы дт — ются для крыла; для горизон­тального опере­ния индекс„кр* заменяется „г. о“, для вер­тикального —

„в. о«

У 1 — Ма*

Основные

подраз-

Обозна-

Мессершмитт Me I09E

Наименование

Крыло

Г оризои-

Верти-‘

деления

чения

тальнОе

кальное

оперение

оперение

к

ОЭ

«ч

fc-

К

Ж

£ 5

Положение точки перехода

t

Ь кр. необ

0

3 s

Удвоенный коэфициент тре-

Or

/кр. необ

0,00596

5 о-

н 0)

ния плоской пластинки

8. в

в °

1

и

о 2

Отношение профильного

О 3

сопротивления к удвоенному

Я Си

коэфицненту трения плоской

к кр. иеоб

1,42

я о

пластинки

-Л, J-

Ое ^

Профильное сопротивление

0,00846

н

гладкой необдуваемой части

Схр кр. иеоб

QJ

сг

о

«d

Профильное сопротивление всей поверхности (обдуває-

0,00885

0,00887

Си

мой и необдуваемой)

Схр кр.

0,00848

Средняя хорда

Ьср м

1,65

0,8

0,79

с

Средняя толщина профиля

Скр, Ср

13,2

10,0

10,0

х

Средняя высота бугорка

ks мм

0,010-

0,010-

0,010-

сз

ч

шероховатости

0,012

0,012

0,012

3

Си

и

Отношение средней хорды

О

я

я

к средней высоте бугорка шероховатости

ЬСр

ks

1,5-10*

7,2-10*

7,2-10*

-е — эх

га си

*1 о ЕЇ

Число Рейнольдса для сред­ней хорды

Rec р

11,38- 10е

5,5-10*

5,45-10*

‘Си

с я

Логарифм числа Рейноль-

*

7,06

6,7

6,74

о

Озз

дса для средней хорды

ig R’cp

о *- -2 <£

Отношение коэфициента

£ S

трения шероховатой поверх-

я о

ностн к коэфицненту трения

1,0

-*©« си

гладкой поверхности

Cfm

1,0

1,0

О. Й

<= в

с/ гл

«d я я я

* СО

Отношение коэфициента со-

я

противления давления глад-

С ХП

я

‘ кого крыла к коэфнциенту

я

профильного сопротивления

ip 1Л

m

гладкого крыла

н

Коэфициент профильного

___

3-

>> 

сопротивления шероховатого крыла

^xp ш

Схр их = ж Схр гл

Схр ш "

:== Схр гл

Схр 111 = Схр гл

При гладкой поверхности по­ложение сред­ней точки пере­хода прибли­женно опреде­ляется по рас­четному графи­ку 4 в конце книги (см. также фиг. 56) Для это­го необходимо знать положе­ние минимума давления (сред­него для ниж­ней и верхней поверхностей)

Основные

Обозна-

Мессершмитт Me Ю9Е

подраз-

Наименование

Горизон-

Верти-

деления

чения

Крыло

тальное

кальное

оперение

оперение

Прирост сопротивления от

*=:

головок заклепок

^схл

_

Он

Прирост сопротивления от

о

С9ЄДИНЄНИЙ листов обшивки

^х соед

Sfi о о

Прирост сопротивления от

волнистости и неточного вы-

Е*

держивания профиля (при по-

о.*

стройке на заводе)

пер

0,0007

0,0005

0,0005

5:=

О QJ

«-» И Г) <->

Средняя хорда в месте щели

^ср* Щ

1,6

‘0,82

0,79

|§ Is Is — t=

Отношение размаха щели к размаху, несущей части

Прирост сопротивления от

. ____

f несущ

0,93

1,0

1,0

tr ос — s:

щелей

Щ

0,00140

0,00355

0,00365

та *

И £

к а

= X

со

И

•г

>)

Профильное сопротивление

.

с учетом неровности поверх­ности и щелей

схр

0,01058

0,01290

0,01302

Мессершмитт Me 109Е

о

S

9

Фюзеляж

to

Поверхность

F мГ-

26,0

о:

I

2 5

■& g

о: £

Площадь миделя

5,,, м1

,

0,96

Отношение поверхности к

F

X u‘

* и

площади миделя

Ч

27

ё 5

со *

3* Он

Длина

1 м

8.12

oS

о.

Число Рейнольдса

fie*

56-Юв

1

о

CJ

i~

Логарифм числа Рейнольдса

‘g Re#

7,75

О

о

Удлинение основной формы

ч

8,4

Он

Крыло

Горизон­

тальное

оперение

Верти­

кальное

оперение

Прием расчета и расчетная формула

По формулам таблицы 28 (стр. 250)

По формулам таблицы 28 (стр. 250)

0,0007

0,0005

0,0005

По данным таблицы 28 (стр. 250i. Для крыла с учетом добавочного сопротивления от предкрылка

2,3

1,2

1,0

По чертежу

0,96

1.0

1,0

По чертежу

0,00115

0,00258

0,00300

По данным таблицы 26 (стр. 245).

‘Для щелевых элеронов и за­крылков

/0,0016 „ /щ Д^щ-(ь + 0,0005) ,и

ус р щ У ‘песущ

Для щелевой компенсации у оперения

/ 0,0025 _

Дсхщ — ( ’ +0,0005) щ

‘’ср — щ У ‘несущ

0.01130

0,01230

0,01305

^srp ~ ^гр щ нер *+- &СХ щ

Мессершмитт Me ПО

Примечание

Мессершмитт Me ПО

Фюзеляж

Моторные 1 гондолы

31,0

7,0

По чертежу. У Me ПО для ос­новной формы, ие включая по­верхность надстройки, у Me 109Е— включая поверхность надстройки

Индексы даются для /фюзеляжа. Для гондол ин­декс „ф“ заме-

0,9

1,0

По чертежу

няется на „г*

34,8

7,0

11,9

3,75

По чертежу

81,5- 10е

25,7 •№’

7,91

7,41

1

АФ = а +Ь ’

11

3,5

і

2

1

где а—ширина, Ь — высота

‘6*

ф *

403

Основные

Наименование

Обозна-

Мессершмитт Me 109Е

подраз-

чения

деления

Ф юзеляж

Фиктивное удлинение основ­ной формы

^•ф фикт

7.4

Отношение сопротивления.

и

отнесенного к единице поверх-

о

ности, к сопротивлению трения

^ фикт

1,10

X

2

плоской пластинки

ЕС

о,

о

Сопротивление трения пло-

0,00231

ской пластинки

С/- т

ГО

£

Высота бугорка шероховато-

0,01

*=:

сти

ks мм

СП

2

Увеличение сопротивления

<71»

-9-

трения от шероховатости

ОС

х

я

w/t ГД

Увеличение сопротивления

X

трения от неровностей и иска-

о

жений поверхности (произвол-

0,0002

с

ственных)

нвр

и

Увеличение сопротивления

0,013

из-за изменения основной формы

го

Площадь миделя надстройки

SHai м2 ‘

Коэфициент сопротивления

надстройки

сяг над

Полный ьоэфициент сопро-

0,088

тивления

X

Коэфициент, учитывающий

m

§1

интерференцию крыла с фюзе­ляжем

Кннт

0,25

о я

и О

о «=:

Поправочный множитель

0,972

Си X ГО f—

Коэфициент профильного со-

S о

противления крыла с учетом

£,е

“8

интерференции, входящий в суммарное сопротивление

0,0103

X го

Коэфициент сопротивления

я £:

го

ч V

<L> я

горизонтального оперения, от­несенный к SKp

0,0019

*=С Я го

Коэфициент сопротивления

си

с

с

вертикального оперения, отне­сенный к SKp

0,00095

Коэфициент сопротивления фюзеляжа, отнесенный к SKt>

— ‘

0,00515

Мессершмитт Me 110

Прием расчета и расчетная формула

Фюзеляж

Моторные

гондолы

Примечание

9,8

3,12

фикт “ ^ф ^ Мй1-

Л

1,07

1,45

Из расчетного графика 7 в кон­це книги (см. также фиг. 134) по Яф. фикт

0,00218

0,00260

По верхней кривой расчетного графика 2 в конце книги (см. также фиг. 27)

0,01

С/ ш ~ cf тгл

0,01

£/■ Ш = Cf т гл

Проверка по расчетному гра­фику 5 в конце книги (см. также фиг. 170)

При наличии заклепок или соединений об­шивки внахлест

0.0002

0,0002

Из таблицы 28 (стр. 250)

расчет ведется по формулам табл. 28.

0,013

Из табл. 20 (стр. 181)

0,34

По чертежу

0,15

Из табл. 21 (стр. 186)

0,145

0,042

F

ф ^ф (Cf т “f“ вер) С + с С ^

+ -^са:ф + >5ф

0,5

По указаниям на стр. 262— 263

0,961

( 1 ^ИНТ-Зкр. ф

&<Р )

0,01085

0,00174

С-х г* о ^г* о SKp

0,00102

fIB*n о ^ьр

0,00340

С я ф і <£кр

г

Основные

подраз­

деления

Наименование

Обозна­

чения

Мессершмитт Me I09E

Я

*6“

Коэфициент сопротивлении двух моторных ГОНДОЛ, отне-

о « * S

сеиный К 6′,;р

Коэфициент сопротивления

о

подкосов у оперения, отнесен-

S =

9- о 2

± с

S О

ный к 5Кр

Коэфициент, учитывающий сопротивление, вызванное мел­кими источниками сопротивле-

0.00031

о

ний, не учтенными выше Суммарный коэфициент со-

в

1,10

qj сэ

‘V

0,0207

X я

О

противления, отнесенный К Sup

55

п

Q.

С

О

*

Нагрузка на 1 м — крыльев

р кг/м-

159

X К н X Я я

>> QJ

Коэфициент подъемной силы

?

0,184

*Т ИНД НОГО •ОТИВЛ

Удлинение крыла

А

6

=Г Ё-

й О

о °

Коэфициент перехода к ЯЭф

А

1

С

Коэфициент индуктивного

сопротивления

с г,

0 0018

г

‘’г cjm

Коэфициент лобового сопро-

тивдения самолета

Су,.jM

0.0225

«3

чг г — х С

0 г

— сЗ

V СС CJ ж 2 с:

5 о о

1 « г

Потери на охлаждение Потери на всасывание и

*

0,15

отерп на е дени и, вс вых,

выхлоп

Коэфициент полезного дей-

Л NBC+4NKHV N.4

0,03

. —

ствия яиита

ч

1 0 78

X

сз

Мощность мотора

Nv л. с.

1100

:f

Высота

Максимальная скорость по-

Нм

5000

н

CJ

ZT

лета

Wiax КМ’ЧаС

561

— 3

О

Расхождение с фактической

дк

с

скоростью полета самолета

100 Ртах 0/0

+ 2,7%

406

J

, Сх Г* О ^Г* О. Сх в. о SH — 0 _

+ ~С“ +