КОНТРОЛЬ ОПАСНЫХ ДЕЛЬТАПЛАНОВ

Таким образом, мы знаем, что склонность дельтаплана к ку­вырку определяется неблагоприятными характеристиками продоль­ного момента крыла, в частности, малой величиной тг0 и иаличнем «отрицательной ложки». Можно предложить следующие способы оп­ределения опасных дельтапланов.

Наиболее надежным и безопасным способом является испыта­ние дельтаплана в аэродинамической трубе с целью исследования характеристик продольной и боковой устойчивости в широком диа­пазоне углов атаки и скольжения. Но эти испытания дорогостоящие и практически недоступны для большинства дельтаплаиернстов. В этом случае аэродинамическую трубу может заменить автостенд, оборудованный специальными аэродинамическими весами.

В клубных условиях можно предложить весьма простой способ оценки одной из характеристик продольной устойчивости дельтап­лана — Мго. Для этого дельтаплан подвешивают за центральный узел на мототележку или специальное приспособление, выставляют крыло в горизонтальное положение и ставят против ветра.

Прн достаточно большой скорости ветра по величине и знаку усилий можно оценить знак Л/г0. Если ручку вырывает вперед, то знак А/го положительный, если ручку прижимает к груди — то отрицательный, и требуется перерегулировка АПУ. Следует отме­тить, что точка подвески крыла играет в этом случае второстепенную роль, т. к. при а « 0 подъемиая сила близка к нулю. Центр масс крыла находится в районе центрального узла, поэтому сила тяжести крыла также создает незначительный момент. Остается момент Мго, который пропорционален квадрату скорости и хорошо ощущается иа ручке.

Склонность дельтаплана к кувырку можио оценить также в полете по усилиям на ручке управления. Если прн увеличении скорости до максимальной усилия на ручке уменьшаются или же переходят на обратные по знаку — это первый признак неблагоп­риятных характеристик продольной устойчивости на малых углах атаки. Такое крыло требует немедленной регулировки.