СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА И ДЫМЛЕНИЯ

Современные международные нормы ограничивают уровень шума и дымления двигателя в эксплуатации. Этим вопросам уде­ляется большое внимание во всем мире. Фирма «Дженерал элект-

рик» вынуждена была вместо двигателя TF-39, не удовлетворивше­го потребителей по уровню шума, спроектировать новый двига­тель JT9-D.

Учитывая то обстоятельство, что широкофюзеляжные самолеты будут эксплуатироваться длительный период времени, а нормы до­пустимого шума снижаются, фирмы стараются перекрыть ныне действующие нормы FAA (США) по шуму.

Фирма «Роллс-Ройс» добилась того, что уровень шума на само­лете L-1011 с двигателем RB-211 .в настоящее время составляет 103 дБ, что меньше нормы, установленной FAA (107 дБ). Для это­го потребовалось уже при проектировании двигателя отказаться от входного направляющего аппарата, уменьшить окружные ско­рости лопаток, применить регулируемое сопло и шумопоглощаю­щее покрытие газового тракта, а также провести другие мероприя­тия. По данным фирмы «Роллс-Ройс» только применение звуко­поглощающих покрытий сотовой конструкции позволило уменьшить шум на 8—10 дБ.

Акустические панели использованы для облицовки поверхности газодинамического тракта и 75% поверхности канала вентилятор­ного тракта. Всего требуется около 20 м2 звукоизоляционного ма­териала на один двигатель. Специальную шумоглушащую обшивку поставляет фирма «Шорт Бразез», изготавливающая также мото­гондолы для двигателя RB-211.

Новые звукопоглощающие панели являются несущими кон­струкциями мотогондолы. Эти панели для холодной части двига­теля делаются из найлонового сотового заполнителя, установлен­ного между двумя алюминиевыми листами. Внутренний лист пер­форирован, причем размер отверстий и толщина панелей подбира­лись с учетом требований максимального снижения шума. Все слои панели формуются до сборки. Для горячей части двигателя при­меняют стальные сотовые конструкции.

Мотогондолы двигателя RB-211 имеют четыре изогнутых пане-‘ ли, каждая шириной 690 мм, которые, соединяясь, образуют канал диаметром 2130 мм. Взамен обычной конструкции с обечайкой и стенками изнутри воздухозаборного канала шумоглушающие па­нели крепятся непосредственно перед вентилятором.

Слой шумопоглощающего материала устанавливается с неко­торым зазором от обшивки воздушного или газового тракта.

Исследования показали, что если интенсивность шумопоглоще — ния зависит от степени пористости материала, то диапазон погло­щаемых частот —■ от величины зазора и толщины облицовки. Для поглощения шумов более высоких частот требуется уменьшить тол­щину облицовки и величину зазора. Поэтому толщина облицовки и величина зазора на участке тракта турбины меньше, чем на участ­ке тракта вентилятора.

Высокие требования предъявляются в настоящее время к кон­струкции для уменьшения дымления двигателя. Как установлено, дымный шлейф состоит в основном из частичек чистого углерода,, не сгоревшего в камере сгорания двигателя. Исследования, провс —

денные фирмой «Роллс-Ройс», показали, что содержание углерода

в выходящих из двигателя газов зависит от распределения воздуш­ного потока в начальной зоне камеры сгорания и угла распыла топлива. Последний свой двигатель фирма «Роллс-Ройс» оборуду­ет форсунками с пневматическим распылением. В этом случае впрыснутое топливо несет с собой часть воздуха, необходимого для полного сгорания. Насыщение топливной струи воздухом (аэрация зоны горения) дает возможность избежать местных, обо­гащенных топливом, зон и получить при том же давлении впрыска капли топлива вдвое меньшего размера, что, естественно, умень­шает дымление двигателя.

Глава 10