Резиновые шланги (рукава)
Резиновые (дюритовые) шланги (рукава) служат для передачи горюче-смазочных материалов, жидкостей и сжатых газов, а также используются в металлических трубопроводах как соединительные элементы. Изготовляются они обычно из трех слоев резины и промежуточного слоя прорезиненной ткани.
Типы шлангов (рукавов) в зависимости от их назначения и характера заполняемой рабочей жидкости или газа, а также их работоспособность при различных тем — ■ пературных условиях приведены в табл. 4.18.
Таблица 4.18
|
В зависимости от назначения и условий работы промышленностью выпускаются два вида дюритовых шлангов:
— с нитяными оплетками по МХП ТУ 1707—58 для низкого и среднего давлений (от 15 до 100 кГ/см2);
— с металлическими оплетками по МХП ТУ 1515— 56 для высокого давления (от 100 до 250 кГ/см2).
Все рукава подразделяются на семь конструктивных групп по ТУ 1707—58 и на две группы по ТУ 1515—56.
В процессе эксплуатации гибкие шланги устанавливаются на самолетах таким образом, чтобы в разном положении • агрегата они свободно прогибались. Радиус изгибов шлангов должен быть не менее трех диаметров сечения шланга, а минимально допустимые радиусы
Минимально допустимые радйусы изгибов рукавов
|
изгибов рукавов должны соответствовать размерам, приведенным в табл. 4.19.
Перед установкой на самолет шланги проверяются. на герметичность под давлением, равным 1,25 р$аб, в течение 5 мин (рРаб — максимальное давление, при котором работает шланг в системе).
При установке шлангов руководствуются следующими правилами: •
— при монтаже не допускаются скручивания, натяг, смятие и резкие перегибы шлангов, особенно вблизи заделки их в наконечники;
— касание шлангов о детали конструкции самолета, особенно о детали, которые в процессе эксплуатации нагреваются, не допускается;
— для предохранения от повреждений шланги обшиваются дерматином;
•— устанавливать гибкие шланги с неудовлетворительной заделкой в наконечнике запрещается.
Если гибкие шланги монтируются на самолете при температуре ниже —30° С, то их предварительно подогревают в теплом помещении во избежание повреждений внутренних слоев шланга при изгибах. . .
При установке шлангов на самолет следят за тем, чтобы рабочие жидкости и газы и температурные пределы работоспособности соответствовали техническим условиям. Рабочее* давление в системе не должно быть выше указанного в маркировке шланга (рукава).
Вновь установленные шланги обязательно проверяются на герметичность в течение 8—10 мин при работающих системах, т. е. под рабочим давлением.
‘■ При осмотрах самолетов рекомендуется тщательно проверять состояние гибких шлангов, заделку наконечников штуцера и их герметичность, нет ли расслоения гибких шлангов, выползания шланга из наконечника, не свернуты ли наконечники. Свертывание наконечников гибких шлангов определяется по смещению меток, нанесенных на шланг и наконечник белой или красной краской.
При обнаружении на шлангах с нитяной оплеткой повреждений в виде порывов и потертостей до проволочной спирали, выступания проволочной спирали из-под тканевой оплетки, смятия накидных гаек, трещин на гайках, ниппелях и манжетах наконечников, вытяжки в местах заделки и свертывания наконечников, течи рабочей жидкости по телу шланга и в заделке, шланги рекомендуется заменить. • *
Шланги с наружным резиновым слоем, имеющие повреждения в виде порезов, порывов, отслаивания и выпучивания, а также течь рабочей жидкости по телу шланга и в заделке, к эксплуатации не допускаются.
В процессе хранения и эксплуатации под воздействием. света, тепла и озона на наружном резиновом слое рукавов появляются трещины в виде поверхностной мелкой сетки, которые с течением времени увеличиваются, распространяясь на всю глубину наружного резинового слоя. Шланги, имеющие на наружном резиновом слое сетку трещин глубиной до металлической оплетки, считаются исправными и допускаются к дальнейшей эксплуатации. • • • : • •
— Србк службы шлангам устанавливается на основании результатов исследования их технического состоя-
ния. Но независимо от срока службы они подлежат замене при обнаружении на них следующих дефектов:
— потертостей, порывов и других повреждений внешнего резинового (тканевого) слоя;
— отслаивания и выпучивания (вздутия) резинового слоя;
— трещин и вмятин на деталях наконечников;
— выхода рукавов из заделки в наконечники;
— деформации рукава и наконечников (смятия рукава и скручивания граней гаек и ниппелей);
— выступания нитей оплетки из-под внешнего слоя;
— течи или отпотевания жидкости (травления воздуха) по телу рукава или в месте заделки его в наконечники.
При обнаружении отпотевания шлангов в заделке рукава в наконечники при низких температурах необходимо прежде всего убедиться, не является ли это отпотевание результатом временной потери резиной эластичных свойств. Такой дефект может исчезнуть после предварительного подогрева шлангов теплым воздухом от подогревателя и при запуске двигателя.