ПРАКТИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Прогнозирование нормируемого уровня безопасности полетов. Выбор значения показателя безопасности полетов для вновь создаваемого типа ВС основывается на прогнозировании с учетом фактического уровня БП. При этом должен реализовываться принцип: у создаваемого ВС уровень БП должен быть вы — 9—82Є. 13*7" ше, чем у прототипа или аналога. В этом случае прогнозируемое значение можно принять в качестве нормированного уровня безопасности полетов на предполагаемый момент времени ввода в эксплуатацию нового типа ВС. Такой принцип нормирования уровня БП может быть реализован в следующих случаях: проектируемое ВС по своей схеме принципиально не отличается от прототипа; ожидаемые условия эксплуатации аналогичны и на период прогнозирования не ожидается резкого изменения уровня БП. Методика прогнозирования нормируемого уровня БП основана на следующих рассуждениях [10].
Обозначим показатель безопасности полетов для ВС-прото — типа Ри где t= 1, 2, …, п — календарные годы эксплуатации. Требуется определить по этим данным прогнозируемое значение показателя Рп+т, где т — интервал прогнозирования. Для этого временной ряд Pt представим моделью вида
-Рг=Р/+єі, (5.1)
где Pi ■— тренд, характеризующий динамику показателя уровня БП в целом; є; характеристика случайных отклонений показателя уровня БП по годам эксплуатации.
Функция, описывающая тренд, выбирается, как известно, в классе функций полиномиального вида
t = a 2 b, ti. (5.2)
і=і
Неизвестные параметры а и bj функции (5.2) могут быть определены по статистике, например, методом наименьших квадратов.
Прогнозируемое значение
Рп+т — й "Ь 2 bj(tl — Ь 1Tl)L (5.3)
/=1
Оно будет содержать погрешность, связанную с известной неопределенностью положения тренда Pt и возможными отклонениями от него і&г (рис. 5.1).
Прогнозирование уровня безопасности полетов по данным эксплуатации. В практике эксплуатации ВС часто возникает задача прогнозирования уровня безопасности полетов на следующий период эксплуатации (год) и в связи с проведенными доработками в процессе технического обслуживания и ремонта ВС. Прогнозирование изменения уровня БП в этом случае может осуществляться в предположении, что закон его изменения сохраняется либо вследствие проведенных мероприятий ожидаемый темп изменения условий безопасности полетов изменится в k раз. Так как средние налеты Т и соответствующие им веро — 138
ятности связаны соотношениями (1.31 и 1.32), то прогнозирование можно вести только для показателя Т, а вероятности Q и Р вычислять по этим формулам. Если предположить, что закон изменения среднего налета за предыдущие периоды (годы) сохраняется, то прогнозирование из — 0 1 г п n*m t
менения полета будет осуществляться экстраполированием 5Д. Изменение прогнозируемого зна — .закона его изменения за не — чения уровня безопасности полетов СКОЛЬКО Предыдущих перио — по годам эксплуатации дов (лет). Для этого необходимы данные налета минимум за четыре предыдущих периода (года).
Предположим, что изменение уровня безопасности полетов ‘задано (рис. 5.2) изменением среднего налета Т по годам эксплуатации ВС. Полученная зависимость Т = f (і) аппроксимируется — методом наименьших квадратов некоторой кривой п-го порядка:
пг = «о + аіх + а2х2 + … — f апх11. (5.4)
В первом приближении закон изменения математического ожидания среднего налета можно аппроксимировать квадратной параболой:
m = ао + aiX + а2х2. (5.5)
Неизменные коэффициенты а0, а., а2 определяются решением следующей системы алгебраических уравнений:
ST і — aoft — ai’Sxi — a2Sx2 і = 0;
ПТіХі — ао%Хі — aiSx2i — a2T, x3t = 0;
STix2i — «oSa:2; — aiSx3; — a2S Xі, = 0. .
Для грубой оценки ожидаемого изменения среднего налета можно имеющуюся ломаную кривую изменения его за предыдущие периоды заменить некоторой плавной кривой. Тогда, экстраполируя эту кривую (рис. 5.2, штриховая линия), получим про-
5.2. Изменение среднего налета часов, приходящихся на одно АП, по годам эксплуатации ВС
гнозируемое математическое ожидание среднего налета на оче — редной период (год), равный т(п+1). Зная прогнозируемое значение среднего налета и ожидаемый общий налет 2^ для рассматриваемого ВС в следующем периоде, можно определить среднее ожидание числа АП (ПАП, отказов АТ):
s t
"АП(«+0_ т(п+1) ■ (Б’7)
Поскольку пап — случайная величина, необходимо рассчитать доверительные интервалы его изменения при 95%-ной доверительной вероятности:
1
?гАП2 “ ~п~= !/2%20,025;2(п + 1)|
(5.8)
1
ЯАП1 = = ‘/2X20,975;2n-
Если в результате проведенных мероприятий, направленных на повышение БП, в очередном периоде (году) ожидается увеличение темпа роста среднего налета в k раз, то ожидаемое значение среднего налета и среднего количества АП приближенно может быть оценено следующим образом:
т„+1 = тп +
Оценка динамики показателей безопасности полетов по периодам (годам) эксплуатации. Для определения динамики показателей БП по периодам (годам) эксплуатации воспользуемся критерием последовательных разностей i[ 11 ]:
~ = ”s‘(x2 — хг+1)2/ 2 (ла — х) (5.10)
Т|“ і = 1 /=і
где Xi = Q,-; х = 2 Qiltv, i — порядковый номер периода эксплуатации; п —*
г = 1
число периодов.
Если вычисленное значение критерия, Д2/г]2 меньше определенного значения, то последовательные значения Q* зависимы. Для уровня значимости а=0,05 эти значения следующие:
п 4 5 6 7 8
Д2/г)2 0,39 0,41 0,445 0,468 0,491
п…………………………………………………….. 9 10 11 12
Д2/р2 ……………………………………… 0,512 0,531 0,542 0,564
Если критерий Д2/г)2 больше табличного значения, то изменений показателей БП за рассматриваемый период эксплуатации не наблюдается (статистически неразличимы).
Характер зависимости Q{ от периода эксплуатации (возрастающая или убывающая) непосредственно оценивается по графику законом изменения Qi =