. АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ИАС ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
2В.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Одним. из важных мероприятий по повышению безопасности полетов является анализ причин летных происшествий и предпосылок
к ним.
На основе .миоголетного опыта эксплуатации отечественных и зарубежных гражданских летательных аппаратов можно указать — следующие-основные группы причин летных происшествий.
Первая группа — происшествия, вызванные недостатками организации полетов, управления воздушным движением, а также работы наземных служб.
Вторая группа — происшествия, вызванные ошибками членов экипажа, нарушением наставления по производству полетов и руководства по летной эксплуатации, а также недисциплинированностью.
Третья группа—происшествия, возникающие из-за отказов функциональных систем летательных аппаратов в полете по вине обслуживающего инженерно-технического состава.
Четвертая группа—происшествия, происходящие из-за отказов авиационной техники по причинам конструктивно-производственных недостатков или неудовлетворительного ремонта.
Пятая группа — .все прочие причины.
Каждая группа включает причины, обусловливающие появление в полете особых ситуаций, порождающих предпосылки к летным происшествиям или летные происшествия.
К первой группе причин можно отнести недостатки в организации предварительной и предполетной подготовки экипажей; неудовлетворительную организацию контроля работы экипажей при. выполнении ‘полетов; выпуск в полет экипажей в условиях, ие соответствующих уровню их подготовки; неподготовленность руководителей полетов; незнание метеорологических условий по трассе или пренебрежение ими; допуск к полетам при. неудовлетворительном состоянии ВПП и неподготовленности радиотехнических средств для обеспечения полета; неудовлетворительный ‘медицинский контроль экипажей перед вылетом.
Вторая группа причин включает нарушения и ошибки, допускаемые в полете членами экипажа. Среди них выделяют; ошибки летчиков в технике пилотирования и использовании функциональных систем прн возникновении опасных или аварийных ситуаций; нарушение требований руководящих документов; недисциплинированность, нарушение режима труда и предполетного отдыха, снижение работоспособности в связи с заболеванием и др.
В ряде случаев причинами летиых происшествий могут быть недостатки летного состава, которые не были обнаружены своевременно в процессе обучения или переучивания на новую технику.
Третья группа причин включает нарушения и ошибки, допущенные инженерно-техническим составом, приводящие к отказам авиационной техники. Эти нарушения и ошибки в большинстве случаев связаны с нарушением действующих руководящих документов, низким качеством выполнения работ при техническом обслуживании я подготовке летательных аппаратов к полету, недостатками в организации контроля выполняемых. работ, недостаточной квалификацией отдельных исполнителей, слабой постановкой воспитательной работы среди инженерно-технического состава.
Четвертая группа включает причины, обусловливающие возникновение аварийных и катастрофических ситуаций в -полете вследствие отказов авиационной техиики из-за ковструктивно-производ-
ственных недостатков или недоброкачественного ремонта. К ним относят разрушение отдельных агрегатов, узлов и деталей планера, взлетно-посадочных устройств, системы управления гидравлической, воздушной, топливной и других систем
К четвертой группе относятся также неисправности наземного оборудования по обеспечению полетов: отказы радиомаяков, средств связи и радиотехнического обеспечения, радио-токавдон- иьгт станций, системы управления полетами.
Среди других причин летных происшествий, которые составляют пятую группу, можно выделить неблагоприятные условия полета: высокая турбулентность атмосферы, столкновение с птицами н воздушными шарами, попадание в спутную струю впередилетяще — го самолета, а также нарушение работоспособности летиого состава в полете, которое невозможно предвидеть до вылета, и т д
Анализ причин возникновения предпосылок к летным происшествиям позволяет их разделить условно на две группы — непредвиденные причины возникновения опасных ситуаций и прогнозируемые
Под прогнозируемыми причинами возникновения опасных ситуаций понимаются также те, вероятность возникновения которых можно предсказать, используя статистические материалы, результаты статистического моделирования, лабораторных испытаний и т. п Вероятность возникновения прогнозируемых опасных ситуаций может быть сведена к минимуму путем введения автоматов безопасности, резервирования, встроенных систем контроля состояния, автоматизации наземного контроля, увеличения объема профилактических мероприятий и т. л.