. АНАЛИЗ ПРИЧИН ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ИАС ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

2В.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Одним. из важных мероприятий по повышению безопасности по­летов является анализ причин летных происшествий и предпосылок

к ним.

На основе .миоголетного опыта эксплуатации отечественных и зарубежных гражданских летательных аппаратов можно указать — следующие-основные группы причин летных происшествий.

Первая группа — происшествия, вызванные недостатками орга­низации полетов, управления воздушным движением, а также рабо­ты наземных служб.

Вторая группа — происшествия, вызванные ошибками членов экипажа, нарушением наставления по производству полетов и руко­водства по летной эксплуатации, а также недисциплинированно­стью.

Третья группа—происшествия, возникающие из-за отказов функциональных систем летательных аппаратов в полете по вине обслуживающего инженерно-технического состава.

Четвертая группа—происшествия, происходящие из-за отказов авиационной техники по причинам конструктивно-производственных недостатков или неудовлетворительного ремонта.

Пятая группа — .все прочие причины.

Каждая группа включает причины, обусловливающие появление в полете особых ситуаций, порождающих предпосылки к летным происшествиям или летные происшествия.

К первой группе причин можно отнести недостатки в организа­ции предварительной и предполетной подготовки экипажей; неудо­влетворительную организацию контроля работы экипажей при. выполнении ‘полетов; выпуск в полет экипажей в условиях, ие соот­ветствующих уровню их подготовки; неподготовленность руководи­телей полетов; незнание метеорологических условий по трассе или пренебрежение ими; допуск к полетам при. неудовлетворительном состоянии ВПП и неподготовленности радиотехнических средств для обеспечения полета; неудовлетворительный ‘медицинский конт­роль экипажей перед вылетом.

Вторая группа причин включает нарушения и ошибки, допуска­емые в полете членами экипажа. Среди них выделяют; ошибки лет­чиков в технике пилотирования и использовании функциональных систем прн возникновении опасных или аварийных ситуаций; нару­шение требований руководящих документов; недисциплинирован­ность, нарушение режима труда и предполетного отдыха, снижение работоспособности в связи с заболеванием и др.

В ряде случаев причинами летиых происшествий могут быть недостатки летного состава, которые не были обнаружены своевре­менно в процессе обучения или переучивания на новую технику.

Третья группа причин включает нарушения и ошибки, допу­щенные инженерно-техническим составом, приводящие к отказам авиационной техники. Эти нарушения и ошибки в большинстве случаев связаны с нарушением действующих руководящих доку­ментов, низким качеством выполнения работ при техническом об­служивании я подготовке летательных аппаратов к полету, недо­статками в организации контроля выполняемых. работ, недостаточ­ной квалификацией отдельных исполнителей, слабой постановкой воспитательной работы среди инженерно-технического состава.

Четвертая группа включает причины, обусловливающие возник­новение аварийных и катастрофических ситуаций в -полете вслед­ствие отказов авиационной техиики из-за ковструктивно-производ-

ственных недостатков или недоброкачественного ремонта. К ним относят разрушение отдельных агрегатов, узлов и деталей планера, взлетно-посадочных устройств, системы управления гидравличе­ской, воздушной, топливной и других систем

К четвертой группе относятся также неисправности наземного оборудования по обеспечению полетов: отказы радиомаяков, средств связи и радиотехнического обеспечения, радио-токавдон- иьгт станций, системы управления полетами.

Среди других причин летных происшествий, которые составля­ют пятую группу, можно выделить неблагоприятные условия поле­та: высокая турбулентность атмосферы, столкновение с птицами н воздушными шарами, попадание в спутную струю впередилетяще — го самолета, а также нарушение работоспособности летиого состава в полете, которое невозможно предвидеть до вылета, и т д

Анализ причин возникновения предпосылок к летным происше­ствиям позволяет их разделить условно на две группы — непредви­денные причины возникновения опасных ситуаций и прогнозируе­мые

Под прогнозируемыми причинами возникновения опасных си­туаций понимаются также те, вероятность возникновения которых можно предсказать, используя статистические материалы, резуль­таты статистического моделирования, лабораторных испытаний и т. п Вероятность возникновения прогнозируемых опасных ситуа­ций может быть сведена к минимуму путем введения автоматов безопасности, резервирования, встроенных систем контроля состо­яния, автоматизации наземного контроля, увеличения объема про­филактических мероприятий и т. л.