СИСТЕМА ПОДАЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ К ЛОПАСТЯМ НЕСУЩЕГО И ХВОСТОВОГО ВИНТОВ

0
523

Противообледенительная жидкость, предназначенная для подачи на лопасти несущего и хвостового винтов, заливается в расходный бачок 1 (фиг. 275) емкостью 28—30 л.

Бачок — сварной конструкции, из материала АМцА, состоит из обе­чайки цилиндрической формы, двух днищ и двух внутренних открытых перегородок.

В верхней части бачка на обечайке смонтирована заливная горло­вина 2 с пробкой, мерной линейкой и сетчатым фильтром. Там же име­ются три угловых штуцера, один из которых 3 предназначен для зап­равки бачка противообледенительной жидкостью с помощью ручного

насоса, второй 4 — для соединения бичка с атмосферой и третий 5 — для присоединения дренажной трубки насоса.

С атмосферой бачок соединяется через трубку дренажа бензобака. В нижней части обечайки банка имеются угловой штуцер 6 для при­соединения всасывающей магистрали насоса и сливной краник 7. На ле­вом днище бачка помещены два угловых штуцера для крепления мер. но-

Озел б

Фаг. 275. Пропюообледенительная система несущего и хвостового винтов.

1—расходный бачок; 2—горловина бачка; 3—штуцер заправочный; 4—штуцер дре­нажный; 5—штуцер для дренажа насоса; 6—штуцер всасывающий; 7—сливной краник бачка; 8—мерное стекло; 5—кронштейн крепления бачка; 10—насос закачки противо- обледенительпой жидкости; 11—всасывающий шланг насоса; 12—центробежный насос; 13—сливной стаканчик; 14—кронштейн крепления насоса; 15—фильтр противообледсни — телыюй жидкости; 15—дроссельный кран; 17—сигнализатор давления; 18—коллектор — распределитель, хвостового винта; 19—коллектор-распределитель несущего винта; 20— сливная пробка; 21—-шайба дозирующая; 22—сливная пробка.

го1 стекла. 8. Мерное стекло заключено в металлическую оправу, кото­рая одновременно является шкалой. В нижней опоре мерного стекла установлен краник для перекрытия доступа жидкости в мерное стекло при его’ повреждении.

Расходный бачок крепится между шпангоутами № 14 и 15 дуралю- миновыми лентами е мягкой прокладкой к двум съемным кронштей­нам 9, которые крепятся к специальным профилям в хвостовой части фюзеляжа.

Заправка бачка противообледенптельной жидкостью может произ­водиться либо через заливную горловину, либо ручным насосом РНА-1А (поз. 10).

Ручной насос РНА-1А установлен в грузовой кабине на левом по полету борту у шпангоута № 14. Насос имеет всасывающий гибкий 340

Шланг 11, на конце которого расположен сетчатый фильтр. Нагнетаю­щая магистраль насоса присоединена к бачку через угловой штуцер 3. Всасывающий шланг дает возможность перекачивать жидкость в бачок из любой тары. Таким образом, в особых случаях дополнительное коли­чество противообледенительной жидкости может быть помещено в гру­зовой кабине вертолета и по мере необходимости перекачено в расход­ный бачок в полете.

Контроль уровня при заправке расходного бачка и определение ос­татка противообледенительной жидкости ведутся по мерному стеклу.

Подача противообледенительной жидкости из расходного бачка к лопастям несущего и хвостового витов производится с помощью специ­ального насоса 12. Насос центробежного типа СЦН-1 имеет электриче­ский привод и состоит из электродвигателя постоянного тока МВП-1А, корпуса е крышкой, прикрепленного к корпусу электродвигателя, крыль­чатки, насаженной непосредственно’ на вал электродвигателя, входной и выходной арматуры.

Электродвигатель МВП-1А рассчитан на подключение к однопро­водной самолетной электросети напряжением 27 в 4/10%. Он имеет шун­товую обмотку возбуждения и шунтовой реостат, расположенный на задней крышке двигателя. При выключенном шунтовом реостате элек­тродвигатель работает на нормальном режиме со скоростью вращения 8000—8300 об/мин.

При включенном шунтовом реостате электродвигатель работает на форсированном режиме и развивает до 11000 об/мин. В кабине летчи­ков на левом электрощитке имеется переключатель па нормальный и форсированный режимы работы. В соответствии с этим насос СЦН-1 имеет два режима подачи противообледенительной жидкости. Нормаль­ный режим, обеспечивающий подачу жидкости в количестве 1500Чн90 см3/мин при температуре окружающей среды —10°С, и форси­рованный режим, обеспечивающий подачу не менее 2250 см?/мин. жидко­сти при тех же условиях.

Противообледенительная жидкость агрессивна по коррозии; поэто­му вал электродвигателя и детали насоса изготовлены из материалов, противостоящих коррозии.

Для исключения возможности попадания противообледенительной жидкости в полость электродвигателя, валик электродвигателя имеет два сальниковых уплотнения: одно в корпусе электродвигателя и одно в корпусе насоса. Полость между этими уплотнениями соединяется труб­кой со специальным быстросъемным стаканчиком 13, расположен­ным под насосом. Жидкость, пробившаяся через первое сальниковое уплотнение, вытекает в стаканчик и не может попасть в полость электро­двигателя.

На крышке насоса имеется входной штуцер, который соединяется с угловым штуцером в нижней части бака, образуя всасывающую маги­страль насоса. Выход жидкости из насоса происходит через выходной штуцер, установленный совместно с обратным клапаном.

Обратный клапан предназначен для того, чтобы при неработающем насосе под давлением столба противообледенительной жидкости ею не заполнялись магистрали и чтобы жидкость не выходила из магистралей обратно в бак при прекращении подачи насоса.

Обратный клапан открывается при работающем насосе для пропус­ка жидкости в магистраль под действием давления жидкости. Клапан не пропускает жидкость в обратную сторону.

При периодическом пользовании противообледенительной системой обратный клапан позволяет избежать потерю времени, требуемого для заполнения магистралей, и жидкость может быть подана на лопасти сразу после включения насоса.

Во избежание образования воздушных и паровых пробок, могущих нарушить нормальную работу насоса, в верхней части крышки насоса имеется дренажный штуцер с калиброванным отверстием, через кото­рый воздух с парами противообледенителыюй жидкости вместе е самой жидкостью удаляется в расходный бачок.

;Насое СЦН-1 крепится между шпангоутами № 14 и 15 в непосред­ственной близости от расходного бачка на съемном дуралюмиповом кронштейне 14.

Через мягкую прокладку насос притягивается к кронштейну хо-му — тоімі, закрепленным с одной стороны на ушках, а с друйой — двумя стяжными ушковыми болтами.

Противообледенительная жидкость подается насосом СЦН-1 в фильтр 15 типа СФ-1, установленный рядом с насосом па дуралюми — новой подставке. Фильтр состоит из корпуса, фильтрующей сетки, крыш­ки, входного’ штуцера. Он предназначен для задержания мелких ча­стичек, могущих засорить щель между иглой и седлом дроссельного крана 16, расположенного в крышке фильтра. При помощи этого кра­на производится регулирование общего расхода противообледенитель — ной жидкости. Дроссельный кран состоит из корпуса, дозирующей иглы, сальникового уплотнения, сливного краника и выходного штуцера. До­зирующая игла после регулировки расхода жидкости предохраняется от проворота контргайкой и пломбируется. В полости корпуса крана, где давление жидкости после прохода дросселирующего’ отверстия пониже­но, имеется штуцер для подсоединения к приемной части сигнализатора давления СД-16А (17 на фиг. 275).

Сигнализатор давления СД-16А служит для подачи сигнала лет­чику об отсутствии жидкости в расходном бачке и для автоматического выключения в этом случае насоса СЦН-1. Сигнализатор имеет прием­ную часть, представляющую собой полость с мембраной, и контактное устройство’, приводимое в действие этой мембраной. Мембрана и кон­тактное устройство уравновешены пружиной так, что замыкание контак­тов происходит при давлении на мембрану 0,25440,02 кг/см2.

Действие сигнализатора заключается в следующем. При нажатии кнопки пуска насоса СЦН-1 включается контактор К-25А, который по­дает ток в электродвигатель насоса и на сигнальную зеленую лампу, расположенную на левом электрощитке в кабине летчиков. Лампа включается при работающем насосе.

При работе насоса давление жидкости. воздействует на мембрану, включая контакты сигнализатора СД-16А. Контакты сигнализатора дав­ления шунтируют пусковую кнопку. Поэтому после появления давления контактор К-26А удерживается во включенном положении контактами СД-16А, а пусковая кнопка должна быть выключена (отпущена).

Если бачок опорожнился, то подача жидкости прекратится, упадет давление и контакты сигнализатора давления выключат контактор К-25А, а следовательно-, и насос с — сигнальной лампой.

Из выходного штуцера дроссельного крана противообледенительная жидкость поступает в нагнетающую магистраль, .выполненную трубками из материала АМг. Магистраль имеет разветвление (тройник), от ко­торого идет одна трубка к коллектору-распределителю 18 хвостового винта, а другая — к коллектору-распре длителю 19 несущего винта.

Трубка, идущая к распределителю хвостового — винта, имеет в конце хвостовой балки ответвление, заканчивающееся штуцером с пробкой 20 для слива противоо-бледенительной жидкости.

Конец трубки ВХОДИТ В ПОЛОСТЬ коллектор а-распределителя ХВОСТО­ВОГО’ винта и заканчивается дозирующей шайбой с — калиброванным от­верстием, е помощью которой регулируется -расход противоообледени — 342

тельной жидкости па хвостовой винт. Расход должен находиться в пре­дел! ах 135—200 см31мин.

Трубка, идущая к коллектору-распределителю несущего винта, при­соединена с помощью фланцевого соединения, к фланцу подводящей трубы коллектора, проходящей внугри полых валов главного редук­тора.

Между фланцами вертикальной трубы и трубки магистрали нахо­дится шайба 21 с калиброванным отверстием. Эта шайба предназначена для более быстрого поднятия давления в полости сигнализатора СД-16А, с тем чтобы сократить время пускового периода. От фланца вертикаль­ной трубы ответвляется трубка, идущая за борт машины со сливной пробкой 22.

Коллектор-распределитель (фиг. 276) предназначен для равномер­ного распределения поступающей в него жидкости по лопастям несущего винта, а также по отдельным участкам каждой лопасти. Он имеет сле­дующее устройство. В специальном гнезде нижней части маслоотстой — ника главного редуктора на фланце закреплена и сцентрирована подво­дящая труба 1 из сплава АМг с наконечником 2 из нержавеющей стали, проходящая через внутреннюю полость валов главного редуктора.

К фланцу втулки несущего винта на шпильках крепится открытый сверху отлитый из алюминиевого сплава корпус коллектора-распредели­теля 3, внутренняя полость которого — разделена радиальными перего­родками на шестнадцать равных камер. — Против каждой камеры обра­зованной -перегородками, имеется штуцер 4 для присоединения гибкого шланга.

В отверстие в центре корпуса входит наконечник подводящий тру­бы. Нак-опечник уплотняется в корпусе двумя — фетровыми кольцами 5, распертыми пружиной 6. Между фетровыми кольцами через шариковую масленку 7, помещенную — на корпусе коллектора, запрессовывается смазка.

Из пол-ости между фетровыми кольцами — на наружную поверхность корпуса коллектора выведено — — отверстие, служащее дренажем для — выхо­да излишней — смазки при запрессовке и для отвода противообледенитель — н-ой жидкости в случае ее просачивания через верхнее фетровое кольцо.

Сверху корпус имеет крышку 8, — служащую опорой для шарикового подшипника %

Внутренним кольцом ша-ри-ковый — подшипник закрепляется на сталь­ном наконечнике подводящей трубы, центрируя ее верхний конец.

На крышке корпуса имеются отверстия, — соединяющие внутреннюю полость коллектора с атмосферой. Во — избежание затягивания этих — от­верстий льдом крышка прикрыта колпачком 22.

На подводящей трубе закреплен штуцер 10, через который жидкость выливает-ся! во внутреннюю полость вращающегося вместе со втулкой несущего винта корпуса коллектора.

При равномерном вращении корпуса коллектора каждая из шест­надцати камер корпуса получает — за — один — оборот — одинаковую по-рцию против-ообледенительной жидкости, которая — под действием центробеж­ных сил вытекает на — соответствующий участок лопасти. Таким образом осуществляется равномерное распределение жидкости по — — всей длине ло­пасти.

Для более надежной — защиты полости вала главного — редуктора от попадания в нее против-ообледенительной жидкости имеется дополнитель­ный отражатель, состоящий — из неподвижного — диска 11, закрепленного на — подводящей трубе коллектора, и вращающегося ди-ска 12, закреплен­ного — во внутренней полости — вала главного- редуктора.

На фланце коллектора имеются две канавки, которые служат для сообщения с атм-о-сферой полости вала главного редуктора и для отвода

©

Фиг. 276. Коллектор-распределитель
и противообледеншельные коммуни-
кации несущего винта.

1—подводящая труба; 2—наконечник трубы; 3—корпус коллектора; 4— штуцер коллектора; 5—уплотнитель­ное кольцо; 6—пружина; 7—маслен­ка; 8—крышка; 9—шариковый. под­шипник; 10—штуцер трубы; 11—не­подвижный диск отражателя; 12— вращающийся диск отражателя; 13— гибкие шланги; 14 и 15—кронштейны крепления гибких шлак гав; 16—ей. нализатор начала обледенения; 17— корпус крепелння сигнализатора;18— воздушный шланг; 19—штуцер воз­душного шланга; 20—токопроводя­щий коллектор; 21—колпачок сигна­лизатора; 22—колпачок крышки.

наружу противообледенителыгой жидкости, которая могла просочиться через уплотнения коллектора.