МЕРОПРИЯТИЯ ИАС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ОТКАЗОБ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Рассмотрение проблемы повышения безопасности и регулярно­сти полетов и более широкой проблемы повышения эффективности использования авиационной техники в целом позволяет наметить мероприятия, которые должны проводиться по следующим основ­ным направлениям.

1. Теоретическое направление, в развитии которого по заданию ГУЭР АТ МГА принимают участие ученые и научные сотрудники научио-иоследовательских институтов и вузов гражданской авн ации. Это направление включает: разработку и обоснование теоре­тических . основ эксплуатации авиационной техники, глубокий И системный анализ процессов эксплуатации, выявление их законо­мерностей; разработку теоретических основ обеспечения безопасно­сти полетов, методов. и средств количественной се оценки, теоретическую разработку новых, более прогрессивных методов ор ганнзации и управления производством.

2. Техническое направление, включающее в себя исследователь­ские, конструкторские и производственные работы: разработку1 и. внедрение систем автоматического управления, максимально об-тег чающих работу летчика, снижающих его утомляемость и улучшаю­щих эксплуатационные свойства летательного аппарата на всех режимах полета; повышение надежности функциональных систем, исключающих появление опасных ситуаций из-за их отказов; разра­ботку бортовых систем контроля и систем обеспечения безопасности полета, автоматически тарирутощих последствия отказов в полете, разработку и применение наземных средств контроля состояния авиатехники и т. д

Инженерно-авиационная служба принимает активное участие в разработке, развитии и внедрении мероприятий технического на — правления в /практику Аэрофлота

 

3 Эргономическое направление, призванное обеспечить: опти­мальное распределение функций между летчиком и автоматически­ми устройствами, между инженерно-техническим составом и сред­ствами автоматизации процессов технического обслуживания лета­тельных аппаратов и управления этими процессами; изучение соответствия эксплуатационных характеристик летательных аппара­тов и его функциональных систем с психофизиологическими воз­можностями летчиков; создание оптимальных систем сбора инфор­мации о летных происшествиях н отказах авиационной техники, отбор и обучение летного я инженерного состава в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и др.

4. Организационно-методическое ’направление, включающее в себя: оптимальное планирование летной подготовки экипажей; не­прерывное улучшение качества технической подготовки летного и инженерно-технического состава; систематическое повышение лет — ио-методического уровня руководящего состава; улучшение органи­зации и управления полетами; повышение эффективности работы инженерно-авиационной службы; поддержание высокого уровня трудовой дисциплины, организованности и порядка в эксплуатаци­онных предприятиях и др.

Инженерно-авиационная служба эксплуатационных предприя­тий принимает в той или иной степени непосредственное участие во всех мероприятиях, предусмотренных указанными выше направле­ниями.

ИАС располагает фактическим материалом, который состав­ляет основу для научных разработок, оценки эксплуатационных свойств авиационной техники и составления соответствующих тре­бований к МАП по улучшению эксплуатационных характеристик проектируемых летательных аппаратов, разработки организацион­ных мероприятий, направленных на повышение эффективности ис­пользования авиационной техники.

Можно выделить некоторые общие мероприятия по предупреж­дению авиационных происшествий и отказов авиационной техники, ответственность за выполнение которых ложится на ИАС. К ним от­носятся:

1. Изучение и анализ надежности авиационной техники путем организации сбора я обработки отказов и неисправностей; разра­ботка требований к промышленности по совершенствованию экс­плуатируемой техники, повышению ее надежности; организация и контроль за выполнением доработок, выполняемых МАП. Эти рабо­ты ИАС выполняет совместно с научно-исследовательскими инсти­тутами гражданской авиации.

2 Совершенствование организационной структуры ИАС, мето­дов управления и руководства производством, технологических про­цессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники; испытание и внедрение новых средств механизации, наземного обо­рудования, средств диагностики технического состояния авиацион­ной техники; совершенствование методов технической ПОДГОТОВКИ летного и инженерно-техническою состава.

3. Мероприятия по совершенствованию п научному обоснованию руководящих документов, таких как наставление по технической эксплуатации летательных аппаратов, регламенты технического об­служивания, технологические указания, руководства по летной экс­плуатации и, др.

4. Работы по обоснованию возможности увеличения межремонт­ных сроков службы и сроков проведения периодического техниче­ского обслуживания эксплуатируемых объектов. Эти работы также выполняются в тесном содружестве с научно-исследовательскими институтами и вузами гражданской авиации.

В заключении необходимо отметить, что все рассмотренные ме­роприятия по сути составляют основу курса «техническая эксплуа­тация летательных аппаратов» и изложены в соответствующих гла­вах учебника.

 

Подпись: Приложение 1 г Функция стандартного нормального распределения Ф(г)

Z 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9
0,0 0,5000 0,5040 0,5080 0,5120 0,5160 0,5199 0,5239 0,5279 0,5319 0,5359
0,1 5398 5438 5478 5517 5557 5596 5636 5675 5714
0,2

0,3

5793 5832 5871 5910 5948 5976 6026 6064 6103 6141
6179 6217 6255 6293 6331 6368 6406 6443 0480 6517
0,4 6554 6591 6628 6664 6700 6736 6772 6808 6844 6879
0,5 6915 6950 6985 7019 7054 7088 7123 7157 7190 7224
0,6 7257 7291 7234 7357 7389 7422 7454 7486 7517 7549
0,7 7580 7611 7642 7673 7703 7734 7764 7794 7823 7852
0,8 7881 7910 7939 7967 7995 8023 8051 8078 8106 8133
0,9 8159 8186 8212 8238 8264 8289 8315 8346 8365 8389
1,0 8413 8438 8461 8485 8508 8531 8554 8577 8599 8621
1,1 8643 8665 8686 8708 8729 8749 8770 8790 8810 8830
1,2 8849 8869 8888 8907 8925 8944 8962 8980 8997 9015
1,3 9032 9049 9066 9082 9099 9115 9131 9147 9162 9177
1,4 9192 9207 9222 9236 9251 9265 9279 9292 9306 9319
1,5 9332 9345 9357 9370 9382 9394 9406 9418 9429 9441
1,6 9452 9463 9474 9484 9495 9505 9515 9525 9535 9545
1,7 9554 9564 9573 9582 9591 9599 9608 9616 9625 9633
1,8 9641 9649 9656 9664 9671 9678 9086 9693 9699 9706
1,9 9713 9719 9726 9732 9738 9744 9750 9756 9761 9767
2,0 9772 9778 9788 9793 9793 9798 9803 9808 9812 9817
2,1 9821 9826 9830 9834 9838 9842 9846 9850 9854 9857
2,2 9861 9864 9868 9871 9875 9878 9881 9884 9887 9890
2,3 9893 9896 9898 9901 9904 9906 9909 9911 9913 9916
2,4 9918 9920 9922 9925 9927 9929 9931 9932 9934 9936
2,5 9938 9940 9941 9943 9945 9946 9948 9949 9951 9952
2,6 9953 9955 9956 9957 9959 9960 9961 9962 9963 9964
2,7 9965 9966 9967 9968 9969 9970 9971 9972 9973 9974
2,8 9974 9975 9976 9977 9977 9978 9979 9979 9980 9981
2,9 9981 9982 9982 9983 9984 9984 9985 9985 9986 9986
Z — 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9
‘!'(*) = = 0,9981 0,9990 0,9993 0,9995 0,9997 0,9998 0,9998 0,9999 0,9999^1,0000

 

0,0

Подпись:0,1

0.2

0, 3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.3 2,0 2.1

2,2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.0

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Таблица значений с

X 0 0,001 0,002 1 0,003 0 004 0,005 0,00$ 0007 0.008 0009
0,00 01 02 0,9900,

9802

0,9990

9891

97921

0,9980

9881

9782

0,9070 9671 97731 0,9960

9861

9763

0,9950

9851

9753

0,9940 98 U 9743 0,99.30

9831

9734

5,9920

9822

9724

0,9910

9812

9714

 

 

X 0 1 0.001 0,002 0,003 0,004 0.005 0,006 0,007 0,003 0.009
03 9704 9695 9685 9675 9666 9656 9646 963; 9627 9618
04 9608 9598 9589 9579 9570 9560 9550 9541 9531 9529
05 9512 9502 9493 9484 9474 9465 9455 9446 9436 9427
Об 9418 9408 9399 9389 9380 9371 9361 9352 9343 93.43
07 9324 9315 9305 9296 9287 9277 9268 9259 9250 9240
08 9231 9222 9213 9204 9194 9185 9І76 9167 9158 9148
09 9139 9130 9121 9122 9103 9094 9085 9076 9066 9057
X 0 О. Ш 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 009
0,1 0,9018 0,8958 0,8869 0,8781 0,8694 0,8607 0,8521 0,8437 0,8353 0,8270
0,2 8187 8106 8025 7945 7866 7788 7710 7634 7558 7483
0,3 7408 7331 7261 7189 7118 7047 6977 6907 6839 6771
0,4 6703 6636 6570 6505 6440 6376 6313 6250 6188 Ы26
0,5 6065 6005 5945 5886 5827 5770 5712 5655 5599 5543
0,6 5488 5433 5379 5326 5273 5220 5168 5117 5066 5016
0,7 4966 4916 4857 4819 4771 4724 4677 4630 4584 4538
0,8 4493 4449 4404 4360 4317 4274 4232 4189 4148 4107
0,9 4066 4025 3985 3945 3906 3867 3829 3791 3753 3716
1,0 3679 3652 3606 3570 3534 3199 3465 3430 3396 33b2
1,1 3329 3296 3263 3230 3198 316о 3135 3101 3073 3042
1,2 3012 2982 2952 2923 2894 2865 2836 2808 2780 2753
1,3 2726 2698 2671 2645 2618 2592 2567 2541 2516 2491
1,4 2466 2441 2417 2393 2369 2346 2322 2299 2270 2254
1,5 2231 2209 2187 2165 2144 2122 2101 2080 2060 2039
1,6 2019 1999 1979 1959 1940 1920 1901 1882 1864 1845
1,7 1827 1809 1791 1773 175э 1738 1720 1703 1686 1670
1,8 1653 1631 1620 1604 1588 1572 1557 1541 152Ь 1511
1,9 1496 1481 1466 1451 1437 1423 1409 1395 1381 1367
2,0 1353 1340 1327 1313 1300 1287 1275 1202 1249 1237
2,1 1225 1212 1200 1188 П77, 1165 1153 1142 ИЗО 1119
2,2 1108 1097 1086 1075 1065 1054 1043 кізз 1023 1013
2,3 1003 0993 0983 0973 0963 0954 0944 0935 0926 0916
2,4 0907 0898 0889 0880 0871 0862 0854 0845 0837 0829
2,5 0820 (1812 0804 0796 0788 0780 0773 0765 0757 0750
2,6 0742 0735 0728 0720 0713 0706 0699 0692 0685 0678
2,7 0672 0665 0658 0652 0645 0639 0632 0626 0620 0614
2,8 0608 0602 0596 0590 0584 0578 0573 0567 0561 0555
2,9 0550 0544 0539 0534 0528 0523 0518 0513 0507 0502
3,0 0497 0492 0488 0483 0478 0473 0468 0464 0459 0455
3,1 0450 0446 0441 0437 0432 0428 0424 0420 0415 0411
3,2 0407 0403 0399 0395 0391 0387 0383 0380 0376 0372
3,3 0368 0365 0361 ОЗо7 0.354 0350 0347 0343 0340 0337
3,4 0333 0330 0327 0323 0320 0317 0314 0311 0308 0305
3,5 0302 0299 0296 0293 0290 0287 0284 0281 0278 0276
3,6 0273 0270 0267 0265 0262 0259 0257 0254 0252 0249
3,7 0247 02+1 0242 0239 0237 0233 0232 0230 0228 0226
3,8 0223 0221 0219 0217 0214 0212 0210 0208 0206 0204
3,9 0202 0200 0198 0196 0194 0192 0190 0188 0186
4,0 0183 0181 0179 0177 0176 0174 0172 0170 0169 0167

 

[1] ч, проверить герметич­ность соединений трубо­проводов и агрегатов Негерметичные агрегаты заменить Негерметнч — иость в. соединениях устрашіть согласно пе­речню типовых дефек тов. После устранения дефектов вновь гьрове рить герметичность си­стемы

ннческого обслуживания и т. л. Решается также вопрос группи­ровки отдельных работ технического обслуживания в определен­ные формы регламента, принятые для летательного аппарата в целом.

Регламент технического обслуживания разрабатывают в про­цессе создания летательного аппарата специалисты конструктор­ских бюро. При разработке первоначального регламента учиты­вают две группы факторов. Первая группа содержит обобщенные материалы по опыту эксплуатации аналогичных типов летатель­ных аппаратов (перечень работ и периодичность их выполнения, перечень характерных неисправностей по системам, частота их появлення и т. п.). Вторая группа отражает индивидуальные, спе­цифические особенности данного конкретного изделия (особен­ности конструкции, предполагаемые условия эксплуатации, резуль­таты стендовых и лабораторных испытаний и т. п.).

Конструкторское бюро несет ответственность за подготовку скомплектованного регламента по техническому обслуживанию летательного аппарата и всех его комплектующих изделий, за своевременное представление указанной документации на согла­сование, утверждение и издание ее в необходимых количествах. Оно сообщает разработчикам комплектующих изделий о принятых формах технического обслуживания вновь создаваемого летатель-

[2] Использованы материалы А А. Поляничанко из гл. IX первого издания данной книги.

[3] Работы в этой области выполнены А. П Вороновичем, Н, М. Романовым

[4] Я клейке Доплера состоит в том, что при удалении или приближении источника или ‘приемника колебаний изменяется частота волн В данном случае при разбеге летзтетьвого аппарата увеличивается расстояние между летательным аппаратом и доплеровской радиолокационной станцией, что вызывает понижение частоты волн.