Моделирование управления продольным траекторным движением самолета на Mapiupyfe
Реакция замкнутой системы «самолет — САУН» на управляющие воздействия. Дополним модель вынужденного продольного короткопериодического движения самолета (3.19) уравнением траєкторного движения самолета по высоте. Пусть управляющее воздействие на руль высоты создает САУН. Управляющее воздействие по высоте формируется пилотом с помощью задатчика высоты с пульта управления САУН. Тогда модель замкнутой системы «самолет-САУН» будет содержать уравнение состояния, уравнения выхода и входа, а также закон управления САУН:
^лнт(^) Ajikt ХЛ£Т (t) + |
(10.13) |
УпктО) = Хпжт(1), |
(10.14) |
<,T(t) = 5£AYH(t)j |
(10.15) |
5САУн(г) = D^TVHynitT(t) + Еп£гУн ДНэад (t), |
(10.16) |
ao>z,° |
О |
О |
|
aa, rof |
аа, а |
О |
О |
О |
О |
О |
|
0 |
аН, а |
аДЦ’ |
О |
D“y” = [k„i 0 ku kvk”], E“v" = _ kuk„H,
Получим вектор передаточных функций замкнутой системы «самолет-САУН» по параметрам продольного короткопериодического и траєкторного движения на управляющее воздействие по высоте
Переходная матрица состояния по параметрам продольного короткопериодического и траєкторного движения самолета при включенной САУН
ф“>(Р) = (pi — А„„ + BL, D£X_1 = (Ф«ун)-1.
Переходную матрицу состояния Ф£ктУн (р) определим следующим образом:
где {Ф“ун(р)-}пд-присоединенная матрица. Определитель матрицы
Р — aG)„G>, —
р* + А$АУнр3 + А^н р2 + А? АУН р + ^ун = ДСАУн (р)>
Аз ун = A™ = 2hJP,
(®и ) — ae>2,S. aiMot >
дСАУн _ дАПи _ ■ ■ и _ — я я к кН
І сі<ое>51 асм»Е аН.« ЛН
= ^«,а ^сцс&Е **Н, а ) *
к ь * |
|
|
|
|
Фпкт "(Р)}пр_ присоединенная матрица.
Так как вектор входа по управляющим воздействиям В^кт содержит только один ненулевой элемент аю 5 , определим в присоединенной матрице {ФиГх Н(Р)}пр только первый столбец:
Р2»^ Р2аа, Иг(р — а^)
———— .—.———— ———— х
д САУ„, . * САУН, .
Д н(р) А н(р)
+ a^a^Jp
ан, и ааЛ
х—————————————————- —
асау„, .
А Н(Р)
Вектор передаточных функций имеет вид
А САУН, v
2 А ^ н
Р ^a, o)z^toz,8B и и
А СДУи/ Ч
„ Л (P) н
Р аа, шДр — aa, a)am„s, kuku
АСАУН £ ч
А н(р) н
[(аа, ю,аН, а + аі),шгаНи)р — аи, га, аНиааа] ашг6,к„ки
аСАУн(р) .
или
„САУ„ 2 и4 р
р4 + А3АУ"р3 + аГнР2 + А^АУнр +■ АоАУ" ’
wtH“*(p) = |
|
|
|
|
|
||
|
||
|
||
где ВГ"н(р)= -a^kukj1, В^АУн(р) = afflz, Siaa>akuk”, В, Ун (р) = — (аалан, а +
, .11 „ ГАУ,, И
+ аи, шгаН, и) a(oz,5B ки к,,, Bq (р) — ао,(ог аН, и а(ог,5в аа, а *^и
В 4 (Р) ~ a©z,5B аа, о)г^и • ‘
Сворачивая структурную схему замкнутой системы «самолет — САУН» (рис. 10.11) методами структурных преобразований, можно получить передаточную функцию (10.21).
Рассмотрим условия устойчивости замкнутой системы «самолетСАУН» по критерию Гурвица:
АзАУи = 2С>0,
АГ" = («О2 — ku > О,
А-1 = аюг,5в (au, oz аа а ^М>г^Н, а^и ao, wz ^H. u ^») > 0 .
Ар atoz,5B au, o)zaH, u аа, а > 0?
— (А^АУн)2 Ао АУн > 0.
Правильным выбором передаточных коэффициентов кШі, k„ и k‘ добиваются выполнения условий (10.22), а также обеспечиваются требуемые запасы устойчивости.
Рассмотрим реакцию замкнутой системы «самолет — САУН» на ступенчатое отклонение пилотом рукоятки задатчика высоты. После окончания переходных процессов приращения установившихся значений параметров продольного короткопериодического движения примут нулевые значения:
ш
(Дю2)уст = Нт [рДНзад(р) W4(0"S(P)] = 0,
Р-0 ’
Дауст = Нт [р ДНзад (р) (р) ] = О,
р^0
Дозад = Нт [р ДН, ад (р) W1H,“ (р)] = О
р-0
и произойдет формирование нового установившегося значения высоты
ДНуст = Нт [р ДНзад (р) WAh"’ (р)] = р^о
litn || РДН, ад (ВГ"Р + В0САУн)___________
L Р (р4 + АслуНр3 + АслуНр2 + АсдуНр + Асду-
ДНэад ДНзад ♦
Привести (10.23) к табличному виду затруднительно. Поэтому для получения переходного процесса целесообразно использовать ЭВМ.
Реакция замкнутой системы «самолет САУн» на внешние возмущения.
Рассмотрим модель вынужденного продольного движения самолета, управляемого САУН, при наличии внешних возмущений:
х„кт (I) = Ап„ хПІТ (I) + В£„ u£„(t) + B^u^ilt), (10.24)
yn. T(t) = xm(t), (10.25)
uLT(t) (10.26)
S^Ay" (I) D^yHyllI(T(t), (10.27)
где вектор входа u“IT(t) и матрица входа В‘,.т определяются выражениями (3.148)
и (3.149).
Получим матрицу передаточных функций замкнутой системы «самолет-САУ н» по параметрам продольного короткопериодического и траек — торного движения самолета на внешние возмущения
WnKT(P) = = (pi — Ап„ — B;„D^yH)- 1 Bf]KT =Ф“ун(р)В»кт. (10.28)
кк(ш*о ТІрг+2Т*№ |
Г)р*1 |
Определим в качестве примера вектор передаточных функций на внешний момент тангажа Лт„:
Рис. 10.11. Структурная схема замкнутой системы «самолет-система автоматического управления высотой»
|
|
|
|
гсАУ„ ГСАУИ
razB ‘*u, coz “а, о>г > |
р4 + А^Ун Р3 + АГЇН Р2 + АГЇН Р + АІ
Следовательно, САУН с законом управления (10.1) является статической по отношению к внешнему ступенчатому моментному возмущению по
тангажу. Увеличение передаточного коэффициента к” способствует уменьшению величины статической ошибки.
Для доказательства астатизма законов управления САУН с изодромной обратной связью в сервоприводе или интегральной составляющей по высоте можно провести аналогичное исследование.
10.2. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ БОКОВЫМ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА МАРШРУТЕ