ДРЕНАЖИРОВАНИЕ САМОЛЕТОВ

Во время дождя, небрежной заправки самолета водой, при мытье машины, а также при неисправности водяной системы моторной уста­новки через неплотно пригнанные лючкн и различные соединения во­да попадает внутрь самолета. На металлических деталях, находящих­ся внутри агрегатов, влага кондеисйруется.

Вода, попавшая внутрь деревянных агрегатов, повышает влажность древесины, в результате чего отдельные детали загнивают, клеевые щвы теряют крепость и весь агрегат в короткий срок может выйти из строя.

Для удаления воды и вентиляции внутренних полостей агрегаты дренажируют при помощи системы отверстий. Отверстия располага­ются так, чтобы полностью удалить воду из’ тех мест самолета, в ко­торых она может скопиться. і

Внутри агрегатов самолета дренаж осуществляют при помощи прорезей (шпигатов) в отдельных деталях, а из агрегатов в нижней части обшивки отводят воду через металлические пистоны. Некото­рые пистоны (особенно у гидросамолетов) с наружной стороны при­крывают специальными обтекателями, которые почти полностью уст­раняют возможность попадания через (них воды внутрь конструкций. Наличие обтекателя над дренажным отверстием создает во время по­лета внутри некоторое разрежение, которое способствует удалению •влаги.

Дренажные отверстия располагают в самых нижних точках агре­гата и его отсеков при положении самолета на трех точках.

При дренажировании фюзеляжа особое внимание следует обра­щать на хвостовую часть и участок под открытой кабиной пилота.

Дренажное отверстие делают в каждом отсеке фюзеляжа. Если нельзя в каком-либо из отсеков сделать дренажное отверстие, необхо­димо прорезать шпигат, чтобы вода переходила из этого отсека в со­седний, имеющий дренажное отверстие.

В зависимости от размеров. детали и отсека шпигаты вырезают размерам 3X10 и 5X10 лц( (3 и 5 мм по высоте, 10 мм по ширине).

Коробчатые (шпангоуты дренажируют в исключительных случаях.

В блочном или разъемном крыле дренажные отверстия устанавли­вают: в правом полуразмахе — в нижних точках с правой стороны нервюр и в левом — с левом стороны керзюр. В конструкции крыла, не имеющего поперечного iV-образного сечения, дренажные отверстия располагают по обеим сторонам нервюр.

Делать отверстия в обшивке каждого отсека крыла необязательно. Ряд отсеков можно соединять между собой шпигатами. При этом следует обеспечить сообщаемость всех отсеков крыла, в которые мо­жет попадать вода. Шпигаты вырезают такие же, ікак и в фюзеляже.

В отсеках крыла, сплошь закрытых фанерной обшивкой, в которые влага не может попадать, делать дренажные отверстия нлн шпигаты не следует.

Все отсеки, имеющие лючки или какое-либо метйлличсгкс:* обору­дование, должны иметь дренажные отверстия или шпигаты.

При дренажировании крыла особое внимание следует обращать на места установки металлических бензиновых баков, так как на боль­шой их поверхности легко может конденсироваться влага.

Стабилизатор дренажируют точно так же, как и крыло.

Число и точное — расположение дренажных отверстий для каждого агрегата самолета указывает конструктор самолета в чертежах.

Типы и размер дренажных пистонов и обтекателей, устанавливав мых в Деревянных агрегатах, даны в табл. 51. ;

, Таблица 51

Размеры пистонов и обтекателей

—. а -*■

rvVi

і *

на фиг. 405, Л, иначе выступающая кромка вать воду (фиг. 405,Б).

При комбинированной установке пистона с обтекателем головка писто­на (размер б, табл. 51) должна сво­бодно проходить в отверстие обте­кателя.

Обтекатель к обшивке крепится шурупами, которые так же консерви­руют, как н пистоны. Правильная А и неправильная Б постановки писто­на с обтекателем показаны на фиг.

406.

Фиг. 405. Пистоны с обтекателями.