ДРЕНАЖИРОВАНИЕ САМОЛЕТОВ
Во время дождя, небрежной заправки самолета водой, при мытье машины, а также при неисправности водяной системы моторной установки через неплотно пригнанные лючкн и различные соединения вода попадает внутрь самолета. На металлических деталях, находящихся внутри агрегатов, влага кондеисйруется.
Вода, попавшая внутрь деревянных агрегатов, повышает влажность древесины, в результате чего отдельные детали загнивают, клеевые щвы теряют крепость и весь агрегат в короткий срок может выйти из строя.
Для удаления воды и вентиляции внутренних полостей агрегаты дренажируют при помощи системы отверстий. Отверстия располагаются так, чтобы полностью удалить воду из’ тех мест самолета, в которых она может скопиться. і
Внутри агрегатов самолета дренаж осуществляют при помощи прорезей (шпигатов) в отдельных деталях, а из агрегатов в нижней части обшивки отводят воду через металлические пистоны. Некоторые пистоны (особенно у гидросамолетов) с наружной стороны прикрывают специальными обтекателями, которые почти полностью устраняют возможность попадания через (них воды внутрь конструкций. Наличие обтекателя над дренажным отверстием создает во время полета внутри некоторое разрежение, которое способствует удалению •влаги.
Дренажные отверстия располагают в самых нижних точках агрегата и его отсеков при положении самолета на трех точках.
При дренажировании фюзеляжа особое внимание следует обращать на хвостовую часть и участок под открытой кабиной пилота.
Дренажное отверстие делают в каждом отсеке фюзеляжа. Если нельзя в каком-либо из отсеков сделать дренажное отверстие, необходимо прорезать шпигат, чтобы вода переходила из этого отсека в соседний, имеющий дренажное отверстие. В зависимости от размеров. детали и отсека шпигаты вырезают размерам 3X10 и 5X10 лц( (3 и 5 мм по высоте, 10 мм по ширине). Коробчатые (шпангоуты дренажируют в исключительных случаях. В блочном или разъемном крыле дренажные отверстия устанавливают: в правом полуразмахе — в нижних точках с правой стороны нервюр и в левом — с левом стороны керзюр. В конструкции крыла, не имеющего поперечного iV-образного сечения, дренажные отверстия располагают по обеим сторонам нервюр. Делать отверстия в обшивке каждого отсека крыла необязательно. Ряд отсеков можно соединять между собой шпигатами. При этом следует обеспечить сообщаемость всех отсеков крыла, в которые может попадать вода. Шпигаты вырезают такие же, ікак и в фюзеляже. В отсеках крыла, сплошь закрытых фанерной обшивкой, в которые влага не может попадать, делать дренажные отверстия нлн шпигаты не следует. Все отсеки, имеющие лючки или какое-либо метйлличсгкс:* оборудование, должны иметь дренажные отверстия или шпигаты. При дренажировании крыла особое внимание следует обращать на места установки металлических бензиновых баков, так как на большой их поверхности легко может конденсироваться влага. Стабилизатор дренажируют точно так же, как и крыло. Число и точное — расположение дренажных отверстий для каждого агрегата самолета указывает конструктор самолета в чертежах. Типы и размер дренажных пистонов и обтекателей, устанавливав мых в Деревянных агрегатах, даны в табл. 51. ; , Таблица 51 Размеры пистонов и обтекателей |
—. а -*■ rvVi |
і * |
на фиг. 405, Л, иначе выступающая кромка вать воду (фиг. 405,Б).
При комбинированной установке пистона с обтекателем головка пистона (размер б, табл. 51) должна свободно проходить в отверстие обтекателя.
Обтекатель к обшивке крепится шурупами, которые так же консервируют, как н пистоны. Правильная А и неправильная Б постановки пистона с обтекателем показаны на фиг.
406.
Фиг. 405. Пистоны с обтекателями.