ТРАНСПОРТНЫЕ УСТРОЙСТВА ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
В транспортных устройствах периодического действия насыпной и штучный груз перемещают в специальных тележках и вагонетках с переменным возвратным движением и остановками для нагрузки и разгрузки.
Транспорт периодического действия бывает рельсовый, безрельсовый и подвесной рельсовый.
Рельсовый транспорт
Рельсовый транспорт на самолетных заводах широко применяют на лесных складах для транспортирования древесных материалов, в сушильном хозяйстве, в раскроечных, деревообделочных и агрегатных цехах для транспортирования заготовок, деталей и агрегатов.
Преимущественно применяют узкоколейный рельсовый транспорт со стандартной шириной колеи 750 мм. Ширина колеи-расстояние S между внутренними гранями головок рельсов—показана на фиг. 438. Рельсы укладывают на шпалы, расположенные’ на определенном одинаковом расстоянии друг от друга. Для равномерного распределения давления на грунт и облегчения отвода воды шпалы укладывают на балласт. Рельсы крепят к шпалам костылями, которые забиваются в шахматном порядке во избежание раскалывания шпал.
На складе, «в цехе или на территории завода имеется несколько рельсовых путей, идущих параллельно или пересекающихся под углом. Вагонетки с одного рельсового пути на другой переводят поворотными кругами, через траверсные тележки и стрелочными переводами.
Поворотные круги применяют для перевода вагонеток иа перпендикулярный путь. Для узкоколейных дорог они выполняются в виде чугунных сплошных кругов с прикрепленными к ним двумя взаимно пересекающимися колеями шириной, равной ширине колеи рельсового пути. Такие поворотные круги занимают мало места, не мешают движению, но требуют хорошего ухода и чистки.
Встречаются поворотные круги усовершенствованной конструкции (фиг.
439). Круг состоит из круглой платформы /, вращающейся на оси в герметически закрытом кожухе 2 на шариковых подшипниках в масляной вание.
На платформе уложены рельсы 3 на одном уровне и равной ширины с заводскими рельсовыми путями 4. Нижнюю часть кожуха после установки заливают бетоном. Такие круги просты в эксплоатации и легко вращаются.
При установке поворотных кругов следует иметь в виду возможность свободного поворота вагонеток с наиболее длинным грузом.
.Стрелочные переводы (фиг. 440) применяют для перевода вагоне-
ток на параллельный путь. Устройство их на лесных складах й территории завода неудобно и требует больших расходов для очистки от снега. ■ ! і., 1 |,, і і ^
Траверсные тележки применяют для перевода вагонеток на параллельный путь. Они широко* применяются в сушильном хозяйстве для загрузки сушильных камер, иа лесных складах н на конвейерных линиях в цехах. /
Траверсные тележки бывают ручные и электрифицированные с троллейной проводкой.
Траверсная тележка (фиг. 441) представляет собой платформу, передвигающуюся по рельсовому пути, углубленному по сравнению р заводскими рельсовыми путями на 200—400 мм.
На платформе траверсной тележки уложены рельсы одинаковой ширины, с заводскими путями на одном уровне с ними.
Грузы перевозят на тележках различной конструкции в зависимости от характера перевозимого груза. Тележки могут перемещаться
ручной или механической тягой, В качестве механической тяги применяют мотовозы, электровозы и электромотриссы. Применение механической тяги можно рекомендовать только на линиях с большим грузопотоком или при больших пробегах.