Контроль удаленных объектов
Телескопическая система приборов (телескопических луп и биноклей) для контроля удаленных объектов состоит из двух частей — объектива и окуляра. Она аналогична оптической системе микроскопа (см. рис, 2.2), но в отличие от нее в телескопической системе задний фокус объектива совмещен с передним фокусом окуляра, а передний фокус объектива и задний фокус окуляра находятся в бесконечности. Назначение объектива — давать действительное изображение рассматриваемого объекта. При значительном удалении объекта лучи, исходящие из любой его точки, практически параллельны. Действительное, обратное и уменьшенное изображение объекта получается в фокальной плоскости объектива и в фокальной плоскости окуляра. В окуляр наблюдатель видит обратное мнимое, как правило увеличенное, изображение удаленного объекта.
Увеличение простейшей телескопической системы определяется по формуле
Для получения прямого изображения объекта в телескопических приборах применяют оборачивающие системы, состоящие из
одной или из нескольких призм или линз. Если оборачивающая система имеет линейное увеличение w, то общее увеличение прибора
Л.
Если телескопическая лупа образуется комбинацией бинокля (или одной его оптической трубки) с насадкой, увеличение такой
— _250_ г
1 Г. Л —— 1 т. с>
* н где /н — фокусное расстояние насадки;
Гт. с — увеличение телескопической системы бинокля.
Телескопическая лупа является многоцелевым прибором. Лупа, установленная на штатив, используется как монокулярный микроскоп. Лупа на рукоятке применяется для осмотра удаленных объектов. Для контроля в эксплуатации наиболее широкое распространение получили телескопические лупы ЛПШ-474 и ТЛА.
Телескопическая лупа ЛПШ-474 (рис. 2.5) представляет собой призменный монокуляр с увеличением 4, на объектив которого надевают сменные насадки, позволяющие изменять общее увеличение лупы, диаметр поля зрения и рабочее расстояние (табл. 3).
Таблица 3
Технические данные оптической системы лупы ЛПШ-474
|
Эту лупу выпускают в двух вариантах. В лабораторном варианте она крепится на настольном штативе, а в полевом — на съемной ручке.
Телескопическая лупа ТЛА по своей конструкции аналогична лабораторному варианту лупы ЛПШ-474. Это монокуляр с увеличением 6 или 8, на объектив которого также надевают сменные насадки (табл. 4).
Таблица 4
Технические данные оптической системы лупы ТЛА (монокуляр 8-кратного увеличения)
|
Бинокли применяются для осмотра деталей и конструкций ЛА, удаленных от глаза, как правило, на расстояние от 3 м и более.
Изготовляют бинокли двух типов: призменные и галилеевские. В зрительных трубах призменного бинокля для образования прямого изображения служит оборачивающая система из двух призм. Такие бинокли имеют малые размеры, большое поле зрения, повышенную стереоскопичность, увеличение от 3 до 18, угол поля зрения от 4 до 13°.
В галилеевском бинокле окуляром служит рассеивающая линза, которая образует прямое изображение. Эти бинокли проще в конструкции, обладают большой светосилой, имеют увеличение от 2,6 до 6 и угол поля зрения в пределах 5—25°.
Телескопические лупы и бинокли применяют для осмотра увеличенного изображения деталей и узлов авиационной техники, доступных непосредственному осмотру, но расположенных от глаза наблюдателя на расстоянии более 0,6—0,8 м. Например, на авиационном двигателе с помощью этих приборов осматривают форсажные коллекторы, стабилизаторы пламени, обтекатели стяжных болтов, экраны и внутренние конусы реактивных труб, лопатки ротора турбины. На планере осматривают обшивку стабилизаторов и килей, каналы всасывания двигателей, болты и оси подвески управления стабилизаторов, мачты и узлы крепления антенн, рычаги, карданы управления закрылками и другие детали.
При осмотре с помощью телескопических луп и биноклей обнаруживают обрывы и обгоранце пера лопаток, риски на их поверхности, деформацию кромок, обрывы болтов и шпилек; деформацию резьбы; повреждение контровок, крупные трещины обшивки, развивающиеся от отверстий под заклепки, коррозию, вмятины обшивки около узлов крепления; выпадание, перекос и ослабление заклепок (по отслаиванию лакокрасочного покрытия, образованию венчиков вокруг головок заклепок и т. д.) и другие повреждения и разрушения деталей и узлов. Нераскрывшиеся трещины усталости, в том числе на лопатках ротора турбины и компрессора, при таком осмотре, как правило, не обнаруживаются.