МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Методы определения значений показателей эксплуатационной технологичности летательного аппарата на этапах его испытаний и эксплуатации основаны на. использовании статистических данных по техническому обслуживанию и ремонту. К числу основных ста­тистических данных, необходимых для определения значений пока­зателей, относятся:

действующие ресурсы летательного аппарата и его комплек­тующих изделий;

На этапах испытаний нового типа летательного аппарата пере­численные исходные данные берут на основании материалов кон­структорских бюро. Ряд показателей для оценки эксплуатацион­ной технологичности на данном этапе принимают как предполагае­мые Этап испытаний и доводки первых экземпляров летательных аппаратов является важнейшим для проверки и оценки уровня их эксплуатационной технологичности. От объема и глубины исследо­ваний, проведенных на этом этапе, во многом зависит эффектив­ность использования летательного аппарата в дальнейшем и экс — пл)атациоиные расходы. Однако не все можно учесть на этой стадии работ.

формы технического обстукивания и ремонта и периодичность в* выполнения;

трудоемкость отдельны* форы обслуживания и продолжитель­ность их выполнения,

время, потребное на замену основных изделий и степень взаи­мозаменяемости изделий и агрегатов планера;

затраты на запасные части при техническом обслуживании и ремонте,

перечень изделий и агрегатов планера, подлежащих периодиче­скому коятротю при эксплуатации с демонтажем и без демонтажа с летательного аппарата, а также потребная контрольно-измери­тельная аппаратура.

Б начале регулярной эксплуатации летательных аппаратов выявляются дополнительные факторы, которые необходимо учиты­вать при оценке уровня эксплуатационной технологичности.

Определение показателей на данном этапе проводят с исполь­зованием статистических данных, полученных из практики работы предприятий.

Определение основных обобщенных показателей. Удельные затраты времени Ki в ч/ч налета определяются по следующей

формуле;

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

где Год, Г., —суммарная продолжительность выполнения всех форм оперативного н периодического обслуживания соответственно за межремонтный ресурс (ремонтный период) летательного ап­парата Греол, ч; Грец —средняя продолжительность ремонта ле­тательного аппарата, ч; Гсм — средпяя продолжительность сме­ны двигателя, ч, Ттка— межремонтный ресурс двигателя, ч; Кг с — коэффициент досрочных смен двигателей; т| — коэффици­ент, учитывающий количество смен двигателей, которые не со­вмещаются по времени выполнения с периодическими форма­ми обслуживания

Значения Топ и Т„ определяются исходя из принятых для каж­дого типа летательного аппарата форм технического обслужива­ния, периодичности и средних значении продолжительности их вы­полнения.

Среднее время устранения внезапных отказов ts определяется из выражения

1-і

где </,— условная вероятность отказа изделий 1-й группы (системы летательного аппарата), Ту,—среднее время устранения отка­за изделия 1-й группы, включая время на его обнаружение; k количество групп изделий на летательном аппарате.

Условная вероятность отказа изделия і-й группы в общем слу­чае может быть найдена из выражения

>1 «1 1-1

где oil — параметр потока отказов изделий і-й группы.

Среднее вр’емя устранения отказов изделий каждой из групп ле­тательного аппарата определяется на основании результатов обра­ботки статистических данных, полученных из практики.

Определение времени (у является сравнительно громоздким про­цессом, особенно при большом числе групп изделий на летательном аппарате.

Когда заранее известен характер распределения времени теку­щего ремонта данного типа летательного аппарата или его от­дельных систем, величину ty определяют таким образом.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

При экспоненциальном распределении

где г —число отказов, устраненных в межпрофилактический пе­риод; — время устранения £-го отказа.

При логарифмически нормальном распределении:

lg7y=Jc-f 1,15134.

Г

Подпись: среднее нормального рас-Подпись: — статистическое Подпись: (x,~xf —дисперсия ве.ти-где ^ lg*y,

1-1

пределения; чины х.

Расчет среднего времени устранения отказа Ту таким способом требует большого объ’ ма статистических сведений.

Интенсивность устранения отказов (текущего ре — / монта) [і определяется как величина, обратная среднему времени

устранения отказа iy. Р=— ■ h

(

В этом случае полагают, что интенсивность устранения отказов является величиной, постоянной во временп, а закон распределения, времени устранения отказов— экспоненциальным.

Вероятность устранения отказов Ру{^<^4) за за­данное время 4 определяют в зависимости от вида распределения времени текущего ремонта. Распределение же времени текущего ремонта определяется в основном принятым методом обнаружения отказавшего агрегата и особенностями конструкции системы лета — I тельного аппарата.

Если системы летательного аппарата н их агрегатов модульного типа, а ремонт осуществляется методом замены агрегатов, то, как правило, имеет место экспоненциальное распределение времени текущего ремонта В этом случае

Pylt<ts) = l-e-*°,

где ц — интенсивность текущего ремонта; /3 заданное время про­стоя летательного аппарата.

Для других случаев поиска и устранения неисправностей наибо­лее часто имеет место логарифмически нормальное распределение времени текущего ремонта

о

где /у(() — плотность вероятности времени текущего ремонта.

Удельная трудоемкость Д’т в чел-ч/ч налета опреде­ляется по формуле

yva

д, 24‘Р)грем. л ! (TVmT Г рем.;:) О,, ( рем. в(ла-

ГрвС.7 Г; ,.,-.- (1 —А.,,) Ерв[>а, (1 — /Са^)

где ХГо —суммарная трудоемкость всех форм технического обслу­живания, включая работы по устранению отказов и неисправно­стей за межремонтный ресурс летательного аппарата Грос л чел-ч, Грем. л» Гремд, Трема. —трудоемкость ремонта летательно­го аппарата, двигателя, i-ro агрегата соответственно, чел-ч; Гем—трудоемкость смены двигателя, чел-ч; Греед> Гроса, — межремонтные ресурсы двигателя н і-го агрегата соответствен­но, ч, /Сдс, Кя/ — коэффициенты досрочных смен двигателя, ї-го агрегата соответственно; пд, п;,( —количество двигателей и аг­регатов каждого типа на ЛА, заменяемых в пределах Грес. л-

Суммарная трудоемкость ХТ0 определяется исходя из принятых форм технического обслуживания летательного аппарата в преде лах ресурса Грес л и средних значений трудоемкости каждой из форм обслуживания

Удельная стоимость запасных частей я мате­риалов Кг в руб/ч налета определяется по формуле

Подпись: О-Км)Подпись: єрси а^я, Греемо-Кй1)МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИПодпись:С о + Си,

к>=—т——-

л pccwi

где С0 — средняя суммарная стоимость запасных частей и материа­лов при выполнении всех форм технического обслуживания за ресурс Т’реслі руб; Срем л» Срем-д» Срем. а,- средняя стоимость за­пасных частей и материалов при ремонте летательного аппара­та, двигателя и 1-го агрегата соответственно, руб.

Метод определения значения показателя Кз по существу ничем не отличается от описанного ранее метода определения удельных трудовых затрат Кг-

Используя приведенные выражения значений показателей, Кт п Кз можно определить не только для летательного аппарата в целом, но и для его отдельных систем.

Это значительно облегчает проведение анализа и выявление резервов улучшения показателей удельных трудоемкости и стонмо сти запасных частей и материалов при техническом обслуживании и ремонте летательных аппаратов.

Определение единичных показателей. Единичные показатели, характеризующие отдельные свойства конструкции летательного аппарата, выражаются в виде безразмерных коэффициентов, из­меняющихся в пределах от нуля до единицы. Считается, что конст­рукция полностью отвечает предъявляемым к ней требованиям в отношении того или иного ее свойства, если коэффициент, харак­теризующий это свойство, равен или близок единице.

Коэффициент доступности к объекту технического обслужива пия и ремонта Кп рассчитывается по формуле

Подпись:К,—

где TVon — трудоемкость дополнительных работ, чел-ч; Госв — тру­доемкость основной работы, чел-ч.

К дополнительным работам в данном случае относятся такне, как снятие и установка крышек всевозможных люков, панелей, ка­потов, зализов, теплозвукоизоляции, демонтаж в монтаж рядом установленного и не подлежащего съемке оборудования и прочие Основными работами считаются контрольные, регулировочные, смазочные, заправочные операции, демонтаж и монтаж подлежа­щих замене агрегатов.

Коэффициент контролепригодности отдельных систем и лета тельного аппарата в целом К» определяют по формуле

АГ,= 1-

V т, к1 + v TjKj

где Ті—трудоемкость разового контроля г го агрегата, не требую щсго демонтажа с легагетьиого аппарата, чел ч. Г, — трудоем кость разового коягроля у-го агрегзта. требующего обиватель його демонтажа с летательного аппарата, включая трудоемкость его демонтажа и монтажа, чел-ч, «т, н«— числа агрегатов а системе (на летательном аппарате), требующих и не требую тих обязательного демонтажа для контроля соответственно Ки Л, —частота контроля агрегатов в течение межремонтного ресурса летательного аппарата 7рес, л. не требующих и требую­щих демонтажа соответственно

Коэффициент легкосъемности агрегатов я элементов конструк­ции летательного аппарата А’„ определяют по формуле

где Тяи— трудоемкость демонтажно монтажных работ рассматри­ваемого агрегата (системы), чел-ч; АГ3*— отклонение трудо­емкости демонтажно-монтажных работ рассматриваемого агре­гата (системы) в сравнении с базовым показателем, чел-ч.

За базовый показатель в данном случае принимается показатель легкосъемности, заданный в требованиях или аналогично образцу агрегата (системы), принятому за эталон

Коэффициент взаимозаменяемости агрегата или элемента коп струкции летательного аппарата Кв определяют по формуле

К.=1——- ^—

7|ioxr 3* 7*д. и

где Гоояг—трудоемкость подгоночных, проверочных или подстро­ечных работ при замене агрегата (элемента конструкции), чел-ч.

При определении К0 в величину Твт включаются все виды под­гоночных, проверочных или подстроечных работ, выполняемых по месту установки на летательном аппарате нового или взятого из обменного фонда агрегата.

Коэффициент преемственности средств наземного обслужива­ния летательного аппарата Кпр можно определить по формуле

бц. п

бц. О ~Ь Сс, о

где С»о — стоимость комплекта нового наземного оборудования, предназначенного для обслуживания и ремонта летательного аппарата только данного типа, тыс. руб., С,- 0 — стоимость ком­плекта уже имеющегося в эксплуатации оборудования и изго тавлнпаемого серийно, тыс. руб

На практике Кщ, иногда определяют более простым способом, а именно через отношение количеств оборудования в комплектах, а не их стоимостей. Преимуществом такого способа является сравни­тельная простота расчета Однако его точность в ряде случаев яв­ляется недостаточной Так же можно определить коэффициент пре­емственности и для контрольно-измерительной аппаратуры.

Рассмотренные дополнительные показатели не являются исчер­пывающими. В некоторых случаях может оказаться необходимым применение и других показателей (например, коэффициенты уни­фикации агрегатов, крепежных деталей и др ) Способ их расчета практически ничем не отличается от изложенного выше.

Оценка уровня эксплуатационной технологичности. Эту оценку осуществляют по двум направлениям, которые взаимно дополняют друг друга качественный анализ конструкции и количественная оценка достигнутого у ровня технологичности.

Подпись:При проведении качественного анализа даются оценки при — способностн конструкции к выполнению всех операций техниче­ского обслуживания и ремонта, предусмотренных технологией; оп­ределяется состав и вид применяемого инструмента, контрольно- измерительной аппаратуры и средств наземного обслуживания, а также оценивается полнота и качество эксплуатационно-ремонтной документации

требования по обеспечению эксплуатационной технологичности ле­тательных аппаратов.

Оценка уровня эксплуатационной технологичности летательного аппарата производится дифференцированно по каждому из пока­зателей. В первую очередь рассматриваются обобщенные (технико — экономические} показатели, а затем для некоторых особо важных изделий, оговоренных в технических требованиях, — единичные (технические) показатели. За меру сравнения принимают относи­тельные показатели р„ определяемые из выражений:

К, „ К, ї-.илн ft=-— ,

К, Ч

где ЙГ,—значение і-го показателя оцениваемого летательного ап­парата; /Г,8—значение £-го базового показателя.

Для каждого из показателей р,- выбирается то из приведенных выражений, в котором его увеличению отвечает повышение х ровня эксплуатационной технологичности. Так, уровень технологичности по основным показателям Кг, Ки Кя оценивается по первому из вы­ражений, так как увеличение числового значения показателя ука­зывается на улучшение технологичности

Оценку уровня эксплуатационной технологичности по вероятно­стным показателям вида Py{t^ts) и всем единичным показа­телям (за исключением легкосъемности) следует выполнять по вто­рому выражению, так как в этом случае улучшение технологично­сти происходит при увеличении числового значения показателя. Положительная оценка дается в тех случаях, когда 1, а отри- 1 цательная, когда р,<1. В последнем случае требуется проведете — дальнейших конструктивных улучшений. %

Дифференцированный метод оценки уровня эксплуатационной технологичности имеет большие преимущества перед другими мето­дами (комплексный, смешанный, экспертный). Он позволяет дать четкую оценку уровня конкретно по каждому из интересующих нас показателей В результате с его помощью выдается ие только оцен­ка уровня, во и ковкрегвый план действий для конструкторов и тех­нологов по улучшению тех показателей, по которым получена от­рицательная оценка.