МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
Методы определения значений показателей эксплуатационной технологичности летательного аппарата на этапах его испытаний и эксплуатации основаны на. использовании статистических данных по техническому обслуживанию и ремонту. К числу основных статистических данных, необходимых для определения значений показателей, относятся:
действующие ресурсы летательного аппарата и его комплектующих изделий;
На этапах испытаний нового типа летательного аппарата перечисленные исходные данные берут на основании материалов конструкторских бюро. Ряд показателей для оценки эксплуатационной технологичности на данном этапе принимают как предполагаемые Этап испытаний и доводки первых экземпляров летательных аппаратов является важнейшим для проверки и оценки уровня их эксплуатационной технологичности. От объема и глубины исследований, проведенных на этом этапе, во многом зависит эффективность использования летательного аппарата в дальнейшем и экс — пл)атациоиные расходы. Однако не все можно учесть на этой стадии работ.
формы технического обстукивания и ремонта и периодичность в* выполнения; трудоемкость отдельны* форы обслуживания и продолжительность их выполнения, время, потребное на замену основных изделий и степень взаимозаменяемости изделий и агрегатов планера; затраты на запасные части при техническом обслуживании и ремонте, перечень изделий и агрегатов планера, подлежащих периодическому коятротю при эксплуатации с демонтажем и без демонтажа с летательного аппарата, а также потребная контрольно-измерительная аппаратура. |
Б начале регулярной эксплуатации летательных аппаратов выявляются дополнительные факторы, которые необходимо учитывать при оценке уровня эксплуатационной технологичности.
Определение показателей на данном этапе проводят с использованием статистических данных, полученных из практики работы предприятий.
Определение основных обобщенных показателей. Удельные затраты времени Ki в ч/ч налета определяются по следующей
формуле;
где Год, Г., —суммарная продолжительность выполнения всех форм оперативного н периодического обслуживания соответственно за межремонтный ресурс (ремонтный период) летательного аппарата Греол, ч; Грец —средняя продолжительность ремонта летательного аппарата, ч; Гсм — средпяя продолжительность смены двигателя, ч, Ттка— межремонтный ресурс двигателя, ч; Кг с — коэффициент досрочных смен двигателей; т| — коэффициент, учитывающий количество смен двигателей, которые не совмещаются по времени выполнения с периодическими формами обслуживания
Значения Топ и Т„ определяются исходя из принятых для каждого типа летательного аппарата форм технического обслуживания, периодичности и средних значении продолжительности их выполнения.
Среднее время устранения внезапных отказов ts определяется из выражения
1-і
где </,— условная вероятность отказа изделий 1-й группы (системы летательного аппарата), Ту,—среднее время устранения отказа изделия 1-й группы, включая время на его обнаружение; k количество групп изделий на летательном аппарате.
Условная вероятность отказа изделия і-й группы в общем случае может быть найдена из выражения
>1 «1 1-1
где oil — параметр потока отказов изделий і-й группы.
Среднее вр’емя устранения отказов изделий каждой из групп летательного аппарата определяется на основании результатов обработки статистических данных, полученных из практики.
Определение времени (у является сравнительно громоздким процессом, особенно при большом числе групп изделий на летательном аппарате.
Когда заранее известен характер распределения времени текущего ремонта данного типа летательного аппарата или его отдельных систем, величину ty определяют таким образом.
При экспоненциальном распределении
где г —число отказов, устраненных в межпрофилактический период; — время устранения £-го отказа.
При логарифмически нормальном распределении:
lg7y=Jc-f 1,15134.
Г
где ^ lg*y,
1-1
пределения; чины х.
Расчет среднего времени устранения отказа Ту таким способом требует большого объ’ ма статистических сведений.
Интенсивность устранения отказов (текущего ре — / монта) [і определяется как величина, обратная среднему времени
устранения отказа iy. Р=— ■ h
( |
В этом случае полагают, что интенсивность устранения отказов является величиной, постоянной во временп, а закон распределения, времени устранения отказов— экспоненциальным.
Вероятность устранения отказов Ру{^<^4) за заданное время 4 определяют в зависимости от вида распределения времени текущего ремонта. Распределение же времени текущего ремонта определяется в основном принятым методом обнаружения отказавшего агрегата и особенностями конструкции системы лета — I тельного аппарата.
Если системы летательного аппарата н их агрегатов модульного типа, а ремонт осуществляется методом замены агрегатов, то, как правило, имеет место экспоненциальное распределение времени текущего ремонта В этом случае
Pylt<ts) = l-e-*°,
где ц — интенсивность текущего ремонта; /3 заданное время простоя летательного аппарата.
Для других случаев поиска и устранения неисправностей наиболее часто имеет место логарифмически нормальное распределение времени текущего ремонта
о
где /у(() — плотность вероятности времени текущего ремонта.
Удельная трудоемкость Д’т в чел-ч/ч налета определяется по формуле
yva
д, 24‘Р)грем. л ! (TVmT Г рем.;:) О,, ( рем. в(ла-
ГрвС.7 Г; ,.,-.- (1 —А.,,) Ерв[>а, (1 — /Са^)
где ХГо —суммарная трудоемкость всех форм технического обслуживания, включая работы по устранению отказов и неисправностей за межремонтный ресурс летательного аппарата Грос л чел-ч, Грем. л» Гремд, Трема. —трудоемкость ремонта летательного аппарата, двигателя, i-ro агрегата соответственно, чел-ч; Гем—трудоемкость смены двигателя, чел-ч; Греед> Гроса, — межремонтные ресурсы двигателя н і-го агрегата соответственно, ч, /Сдс, Кя/ — коэффициенты досрочных смен двигателя, ї-го агрегата соответственно; пд, п;,( —количество двигателей и агрегатов каждого типа на ЛА, заменяемых в пределах Грес. л-
Суммарная трудоемкость ХТ0 определяется исходя из принятых форм технического обслуживания летательного аппарата в преде лах ресурса Грес л и средних значений трудоемкости каждой из форм обслуживания
Удельная стоимость запасных частей я материалов Кг в руб/ч налета определяется по формуле
С о + Си,
к>=—т——-
л pccwi
где С0 — средняя суммарная стоимость запасных частей и материалов при выполнении всех форм технического обслуживания за ресурс Т’реслі руб; Срем л» Срем-д» Срем. а,- средняя стоимость запасных частей и материалов при ремонте летательного аппарата, двигателя и 1-го агрегата соответственно, руб.
Метод определения значения показателя Кз по существу ничем не отличается от описанного ранее метода определения удельных трудовых затрат Кг-
Используя приведенные выражения значений показателей, Кт п Кз можно определить не только для летательного аппарата в целом, но и для его отдельных систем.
Это значительно облегчает проведение анализа и выявление резервов улучшения показателей удельных трудоемкости и стонмо сти запасных частей и материалов при техническом обслуживании и ремонте летательных аппаратов.
Определение единичных показателей. Единичные показатели, характеризующие отдельные свойства конструкции летательного аппарата, выражаются в виде безразмерных коэффициентов, изменяющихся в пределах от нуля до единицы. Считается, что конструкция полностью отвечает предъявляемым к ней требованиям в отношении того или иного ее свойства, если коэффициент, характеризующий это свойство, равен или близок единице.
Коэффициент доступности к объекту технического обслужива пия и ремонта Кп рассчитывается по формуле
К,—
где TVon — трудоемкость дополнительных работ, чел-ч; Госв — трудоемкость основной работы, чел-ч.
К дополнительным работам в данном случае относятся такне, как снятие и установка крышек всевозможных люков, панелей, капотов, зализов, теплозвукоизоляции, демонтаж в монтаж рядом установленного и не подлежащего съемке оборудования и прочие Основными работами считаются контрольные, регулировочные, смазочные, заправочные операции, демонтаж и монтаж подлежащих замене агрегатов.
Коэффициент контролепригодности отдельных систем и лета тельного аппарата в целом К» определяют по формуле
V т, к1 + v TjKj
где Ті—трудоемкость разового контроля г го агрегата, не требую щсго демонтажа с легагетьиого аппарата, чел ч. Г, — трудоем кость разового коягроля у-го агрегзта. требующего обиватель його демонтажа с летательного аппарата, включая трудоемкость его демонтажа и монтажа, чел-ч, «т, н«— числа агрегатов а системе (на летательном аппарате), требующих и не требую тих обязательного демонтажа для контроля соответственно Ки Л, —частота контроля агрегатов в течение межремонтного ресурса летательного аппарата 7рес, л. не требующих и требующих демонтажа соответственно
Коэффициент легкосъемности агрегатов я элементов конструкции летательного аппарата А’„ определяют по формуле
где Тяи— трудоемкость демонтажно монтажных работ рассматриваемого агрегата (системы), чел-ч; АГ3*— отклонение трудоемкости демонтажно-монтажных работ рассматриваемого агрегата (системы) в сравнении с базовым показателем, чел-ч.
За базовый показатель в данном случае принимается показатель легкосъемности, заданный в требованиях или аналогично образцу агрегата (системы), принятому за эталон
Коэффициент взаимозаменяемости агрегата или элемента коп струкции летательного аппарата Кв определяют по формуле
7|ioxr 3* 7*д. и
где Гоояг—трудоемкость подгоночных, проверочных или подстроечных работ при замене агрегата (элемента конструкции), чел-ч.
При определении К0 в величину Твт включаются все виды подгоночных, проверочных или подстроечных работ, выполняемых по месту установки на летательном аппарате нового или взятого из обменного фонда агрегата.
Коэффициент преемственности средств наземного обслуживания летательного аппарата Кпр можно определить по формуле
бц. п
бц. О ~Ь Сс, о
где С»о — стоимость комплекта нового наземного оборудования, предназначенного для обслуживания и ремонта летательного аппарата только данного типа, тыс. руб., С,- 0 — стоимость комплекта уже имеющегося в эксплуатации оборудования и изго тавлнпаемого серийно, тыс. руб
На практике Кщ, иногда определяют более простым способом, а именно через отношение количеств оборудования в комплектах, а не их стоимостей. Преимуществом такого способа является сравнительная простота расчета Однако его точность в ряде случаев является недостаточной Так же можно определить коэффициент преемственности и для контрольно-измерительной аппаратуры.
Рассмотренные дополнительные показатели не являются исчерпывающими. В некоторых случаях может оказаться необходимым применение и других показателей (например, коэффициенты унификации агрегатов, крепежных деталей и др ) Способ их расчета практически ничем не отличается от изложенного выше.
Оценка уровня эксплуатационной технологичности. Эту оценку осуществляют по двум направлениям, которые взаимно дополняют друг друга качественный анализ конструкции и количественная оценка достигнутого у ровня технологичности.
При проведении качественного анализа даются оценки при — способностн конструкции к выполнению всех операций технического обслуживания и ремонта, предусмотренных технологией; определяется состав и вид применяемого инструмента, контрольно- измерительной аппаратуры и средств наземного обслуживания, а также оценивается полнота и качество эксплуатационно-ремонтной документации
требования по обеспечению эксплуатационной технологичности летательных аппаратов.
Оценка уровня эксплуатационной технологичности летательного аппарата производится дифференцированно по каждому из показателей. В первую очередь рассматриваются обобщенные (технико — экономические} показатели, а затем для некоторых особо важных изделий, оговоренных в технических требованиях, — единичные (технические) показатели. За меру сравнения принимают относительные показатели р„ определяемые из выражений:
К, „ К, ї-.илн ft=-— ,
К, Ч
где ЙГ,—значение і-го показателя оцениваемого летательного аппарата; /Г,8—значение £-го базового показателя.
Для каждого из показателей р,- выбирается то из приведенных выражений, в котором его увеличению отвечает повышение х ровня эксплуатационной технологичности. Так, уровень технологичности по основным показателям Кг, Ки Кя оценивается по первому из выражений, так как увеличение числового значения показателя указывается на улучшение технологичности
Оценку уровня эксплуатационной технологичности по вероятностным показателям вида Py{t^ts) и всем единичным показателям (за исключением легкосъемности) следует выполнять по второму выражению, так как в этом случае улучшение технологичности происходит при увеличении числового значения показателя. Положительная оценка дается в тех случаях, когда 1, а отри- 1 цательная, когда р,<1. В последнем случае требуется проведете — дальнейших конструктивных улучшений. %
Дифференцированный метод оценки уровня эксплуатационной технологичности имеет большие преимущества перед другими методами (комплексный, смешанный, экспертный). Он позволяет дать четкую оценку уровня конкретно по каждому из интересующих нас показателей В результате с его помощью выдается ие только оценка уровня, во и ковкрегвый план действий для конструкторов и технологов по улучшению тех показателей, по которым получена отрицательная оценка.