ТРАНСПОРТНЫЕ УСТРОЙСТВА ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

В транспортных устройствах периодического действия насыпной и штучный груз перемещают в специальных тележках и вагонетках с переменным возвратным движением и остановками для нагрузки и разгрузки.

Транспорт периодического действия бывает рельсовый, безрельсо­вый и подвесной рельсовый.

Рельсовый транспорт

Рельсовый транспорт на самолетных заводах широко применяют на лесных складах для транспортирования древесных материалов, в су­шильном хозяйстве, в раскроечных, дере­вообделочных и агрегатных цехах для транспортирования заготовок, деталей и агрегатов.

Преимущественно применяют узкоко­лейный рельсовый транспорт со стандарт­ной шириной колеи 750 мм. Ширина ко­леи-расстояние S между внутренними гранями головок рельсов—показана на фиг. 438. Рельсы укладывают на шпалы, расположенные’ на определенном одинако­вом расстоянии друг от друга. Для равно­мерного распределения давления на грунт и облегчения отвода воды шпалы укладывают на балласт. Рельсы крепят к шпалам костылями, которые забиваются в шахматном порядке во избежание раскалывания шпал.

На складе, «в цехе или на территории завода имеется несколько рельсовых путей, идущих параллельно или пересекающихся под углом. Вагонетки с одного рельсового пути на другой переводят поворотны­ми кругами, через траверсные тележки и стрелочными переводами.

Поворотные круги применяют для перевода вагонеток иа перпенди­кулярный путь. Для узкоколейных дорог они выполняются в виде чу­гунных сплошных кругов с прикреплен­ными к ним двумя взаимно пересекаю­щимися колеями шириной, равной ши­рине колеи рельсового пути. Такие поворотные круги занимают мало места, не мешают движению, но требуют хо­рошего ухода и чистки.

Встречаются поворотные круги усо­вершенствованной конструкции (фиг.

439). Круг состоит из круглой плат­формы /, вращающейся на оси в герме­тически закрытом кожухе 2 на шари­ковых подшипниках в масляной вание.

На платформе уложены рельсы 3 на одном уровне и равной ширины с завод­скими рельсовыми путями 4. Нижнюю часть кожуха после установки заливают бетоном. Такие круги просты в эксплоатации и легко вращаются.

При установке поворотных кругов следует иметь в виду возмож­ность свободного поворота вагонеток с наиболее длинным грузом.

.Стрелочные переводы (фиг. 440) применяют для перевода вагоне-

ток на параллельный путь. Устройство их на лесных складах й тер­ритории завода неудобно и требует больших расходов для очистки от снега. ■ ! і., 1 |,, і і ^

Траверсные тележки применяют для перевода вагонеток на парал­лельный путь. Они широко* применяются в сушильном хозяйстве для загрузки сушильных камер, иа лесных складах н на конвейерных линиях в цехах. /

Траверсные тележки бывают ручные и электрифицированные с троллейной проводкой.

Траверсная тележка (фиг. 441) представляет собой платформу, пе­редвигающуюся по рельсовому пути, углубленному по сравнению р заводскими рельсовыми путями на 200—400 мм.

На платформе траверсной тележки уложены рельсы одинаковой ширины, с заводскими путями на одном уровне с ними.

Грузы перевозят на тележках различной конструкции в зависимо­сти от характера перевозимого груза. Тележки могут перемещаться

ручной или механической тягой, В качестве механической тяги при­меняют мотовозы, электровозы и электромотриссы. Применение меха­нической тяги можно рекомендовать только на линиях с большим грузопотоком или при больших пробегах.