Фюзеляжа
Рамный пресс с жесткими сулагами
Более совершенным способом запрессовки обшивок является запрессовка в специальных прессах. Одна из конструкций пресса для запрессовки обшивок на кар — кас фюзеляжа показана иа фиг. 323.
Пресс состоит из сварной рамы, верхней и нижней сулаг, откатной тележки, пневматической и электрической проводок.
На раме установлены верхняя сулага, пневматиче* ская проводка для запрессовки и шланги для обрат* ной оттяжки верхней сулаги.
Верхняя сулага на деревянной опалубке заключена в металлический каркас и прикреплена подвесками к верхним балкам, которые поднимаются діоритовими шлангами при обратной оттяжке сулаг.
в’
На деревянной опалубке установлен сплошной деревянный настил из брусков. Вся поверхность настила застрогана но продольным и поперечным шаблонам, снятым с плазовой разбивки фюзеляжа. Для получения качественной приклейки обшивки иастил следует тщательно застрогать.
На горизонтальные балки металлического каркаса верхней сулаги также укреплен деревянный иастил, на который положены дюритовые шланги (рабочие) для производства давления на сулагу. В верхней части шланги опираются на такой же деревянный иастил, прикрепленный к горизонтальным балкам рамы пресса1.
Нижняя сулага пресса, имеющая аналогичную конструкцию с верхней, установлена на выкатную тележку.
Для запрессовки обшивки по усовым соединениям иа
нижней сулаге установлены. „
Фнг. 324. Крепление резиновых полос фанер — боковые шланги, которые при — ного ТрафарЄта и прокладной сулаги к нажимаются дополнительной етилу сулаги.
ПрОКЛаДНОИ СулагОЙ, которая ■ /-настил; 2—резиновые полосы; 3-тёсьма; 4—фанер — оттягивается обратно Пружн — ный тРаФарет; 5—прокладная сулага; tf—злектронагре-
нами.
На плоскости настила установлены резиновые полосы, фанерный трафарет и прокладная сулага с электронагревателем (фиг. 324). Резиновые полосы на сулаге расположены соответственно каркасу фанеруемого фюзеляжа. При запрессовке в прессе без электроподогрева полосы устанавливают из губчатой резниы толщиной 10 мм. При электроиодогреве губчатая резина спекается и теряет свою эластичность, поэтому в этом случае применяют плотную резину. Для повышения эластичности в ней пробивают сквозные отверстия диаметром *5—10 мм. Резиновые полосы прикрепляют к настилу тесьмой и гвоздями. На резиновые полосы устанавливают фанерный трафарет, вырезанный точно по каркасу фюзеляжа. —
При непосредственном давлении ■полос резины на прокладную сулагу на приклеиваемой обшивке образуются провалы. Это явление 2 объясняется тем, что резина вследствие своей эластичности передает давление с одинаковой силой иа 4 устанавливаемую обшивку как в местах, опирающихся на каркас, так и в местах, не имеющих под собой опоры (между шпангоутами н стрингерами).
Если равномерное давление сулаги передается фанерным трафаретом, точно соответствующим каркасу фюзеляжа, то он, вследствие своей жесткости, концентрирует давление иа деталях каркаса фюзеляжа (фиг. 325), что предотвращает образование провалов. Даже, если не совсем точно совпадает трафарет с каркасом, передаваемое давле-
1 В таком прессе можно создавать давление вместо дюритовых шлангов пневматическими цилиндрами, по конструкции аналогичными цилиндрам пневматических тормозов железнодорожных вагонов.
До установки обшивки в шпангоуты каркаса ставят заполнители, подобные ложементам стапеля общей сборки. Назначение заполнителей — предотвращать поломку деталей (в первую очередь шпангоутов) при запрессовке. На подготовленный каркас и половинки обшивки вручную наносят клей. Затем обшивку устанавливают иа каркас и прибивают контрольными гвоздями для предотвращения сдвига обшивки при закладке фюзеляжа в сулагу пресса. Затем лебедкой выкатывается откатная тележка, в сулагу которой вкладывают подготовленный к запрессовке фюзеляж.
Фюзеляж крепится в "сулаге по головным стыковым узлам в фиксаторах (см. фиг. 323) в точно определенном положении. После этого тележка с фюзеляжем лебедкой подается в пресс. Установив тележку в рабочее положение, включают воздух в рабочие шланги верхней сулаги для прессования фюзеляжа. Когда верхняя сулага полностью запрессована, включают воздух в боковые шланги, чтобы прижать обшивку по усовым соединениям.
Рекомендуется следующий режим приклейки обшивок к каркасу фюзеляжа смоляными клеями с электроподогревом:
Выдержка в запрессованном состоянии до включения электроподогрева. . . ………………………………………. . . . 10—15 мин.
Выдержка с включенным подогревом при температуре
клеевого шва 50—601 . , . . ………………… 40—60 .
Охлаждение под давлением после выключения подогрева. . 15-20 ,
Фюзеляж распрессовывают в следующей последовательности: выключают рабочие шланги и включают шланги обратного действия верхней сулаги; подняв верхнюю сулагу, выключают воздух из шлангов боковых прижимов; затем лебедкой выкатывают из пресса тележку и вынимают зафанерованный фюзеляж, предварительно сняв фиксаторы с головных узлов.