МЕРОПРИЯТИЯ ИАС ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ОТКАЗОБ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

0
392

Рассмотрение проблемы повышения безопасности и регулярно­сти полетов и более широкой проблемы повышения эффективности использования авиационной техники в целом позволяет наметить мероприятия, которые должны проводиться по следующим основ­ным направлениям.

1. Теоретическое направление, в развитии которого по заданию ГУЭР АТ МГА принимают участие ученые и научные сотрудники научио-иоследовательских институтов и вузов гражданской авн ации. Это направление включает: разработку и обоснование теоре­тических . основ эксплуатации авиационной техники, глубокий И системный анализ процессов эксплуатации, выявление их законо­мерностей; разработку теоретических основ обеспечения безопасно­сти полетов, методов. и средств количественной се оценки, теоретическую разработку новых, более прогрессивных методов ор ганнзации и управления производством.

2. Техническое направление, включающее в себя исследователь­ские, конструкторские и производственные работы: разработку1 и. внедрение систем автоматического управления, максимально об-тег чающих работу летчика, снижающих его утомляемость и улучшаю­щих эксплуатационные свойства летательного аппарата на всех режимах полета; повышение надежности функциональных систем, исключающих появление опасных ситуаций из-за их отказов; разра­ботку бортовых систем контроля и систем обеспечения безопасности полета, автоматически тарирутощих последствия отказов в полете, разработку и применение наземных средств контроля состояния авиатехники и т. д

Инженерно-авиационная служба принимает активное участие в разработке, развитии и внедрении мероприятий технического на — правления в /практику Аэрофлота

3 Эргономическое направление, призванное обеспечить: опти­мальное распределение функций между летчиком и автоматически­ми устройствами, между инженерно-техническим составом и сред­ствами автоматизации процессов технического обслуживания лета­тельных аппаратов и управления этими процессами; изучение соответствия эксплуатационных характеристик летательных аппара­тов и его функциональных систем с психофизиологическими воз­можностями летчиков; создание оптимальных систем сбора инфор­мации о летных происшествиях н отказах авиационной техники, отбор и обучение летного я инженерного состава в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и др.

4. Организационно-методическое ’направление, включающее в себя: оптимальное планирование летной подготовки экипажей; не­прерывное улучшение качества технической подготовки летного и инженерно-технического состава; систематическое повышение лет — ио-методического уровня руководящего состава; улучшение органи­зации и управления полетами; повышение эффективности работы инженерно-авиационной службы; поддержание высокого уровня трудовой дисциплины, организованности и порядка в эксплуатаци­онных предприятиях и др.

Инженерно-авиационная служба эксплуатационных предприя­тий принимает в той или иной степени непосредственное участие во всех мероприятиях, предусмотренных указанными выше направле­ниями.

ИАС располагает фактическим материалом, который состав­ляет основу для научных разработок, оценки эксплуатационных свойств авиационной техники и составления соответствующих тре­бований к МАП по улучшению эксплуатационных характеристик проектируемых летательных аппаратов, разработки организацион­ных мероприятий, направленных на повышение эффективности ис­пользования авиационной техники.

Можно выделить некоторые общие мероприятия по предупреж­дению авиационных происшествий и отказов авиационной техники, ответственность за выполнение которых ложится на ИАС. К ним от­носятся:

1. Изучение и анализ надежности авиационной техники путем организации сбора я обработки отказов и неисправностей; разра­ботка требований к промышленности по совершенствованию экс­плуатируемой техники, повышению ее надежности; организация и контроль за выполнением доработок, выполняемых МАП. Эти рабо­ты ИАС выполняет совместно с научно-исследовательскими инсти­тутами гражданской авиации.

2 Совершенствование организационной структуры ИАС, мето­дов управления и руководства производством, технологических про­цессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники; испытание и внедрение новых средств механизации, наземного обо­рудования, средств диагностики технического состояния авиацион­ной техники; совершенствование методов технической ПОДГОТОВКИ летного и инженерно-техническою состава.

3. Мероприятия по совершенствованию п научному обоснованию руководящих документов, таких как наставление по технической эксплуатации летательных аппаратов, регламенты технического об­служивания, технологические указания, руководства по летной экс­плуатации и, др.

4. Работы по обоснованию возможности увеличения межремонт­ных сроков службы и сроков проведения периодического техниче­ского обслуживания эксплуатируемых объектов. Эти работы также выполняются в тесном содружестве с научно-исследовательскими институтами и вузами гражданской авиации.

В заключении необходимо отметить, что все рассмотренные ме­роприятия по сути составляют основу курса «техническая эксплуа­тация летательных аппаратов» и изложены в соответствующих гла­вах учебника.

Подпись: Приложение 1 г Функция стандартного нормального распределения Ф(г)

Z

0

1

2

3

4

5

б

7

8

9

0,0

0,5000

0,5040

0,5080

0,5120

0,5160

0,5199

0,5239

0,5279

0,5319

0,5359

0,1

5398

5438

5478

5517

5557

5596

5636

5675

5714

0,2

0,3

5793

5832

5871

5910

5948

5976

6026

6064

6103

6141

6179

6217

6255

6293

6331

6368

6406

6443

0480

6517

0,4

6554

6591

6628

6664

6700

6736

6772

6808

6844

6879

0,5

6915

6950

6985

7019

7054

7088

7123

7157

7190

7224

0,6

7257

7291

7234

7357

7389

7422

7454

7486

7517

7549

0,7

7580

7611

7642

7673

7703

7734

7764

7794

7823

7852

0,8

7881

7910

7939

7967

7995

8023

8051

8078

8106

8133

0,9

8159

8186

8212

8238

8264

8289

8315

8346

8365

8389

1,0

8413

8438

8461

8485

8508

8531

8554

8577

8599

8621

1,1

8643

8665

8686

8708

8729

8749

8770

8790

8810

8830

1,2

8849

8869

8888

8907

8925

8944

8962

8980

8997

9015

1,3

9032

9049

9066

9082

9099

9115

9131

9147

9162

9177

1,4

9192

9207

9222

9236

9251

9265

9279

9292

9306

9319

1,5

9332

9345

9357

9370

9382

9394

9406

9418

9429

9441

1,6

9452

9463

9474

9484

9495

9505

9515

9525

9535

9545

1,7

9554

9564

9573

9582

9591

9599

9608

9616

9625

9633

1,8

9641

9649

9656

9664

9671

9678

9086

9693

9699

9706

1,9

9713

9719

9726

9732

9738

9744

9750

9756

9761

9767

2,0

9772

9778

9788

9793

9793

9798

9803

9808

9812

9817

2,1

9821

9826

9830

9834

9838

9842

9846

9850

9854

9857

2,2

9861

9864

9868

9871

9875

9878

9881

9884

9887

9890

2,3

9893

9896

9898

9901

9904

9906

9909

9911

9913

9916

2,4

9918

9920

9922

9925

9927

9929

9931

9932

9934

9936

2,5

9938

9940

9941

9943

9945

9946

9948

9949

9951

9952

2,6

9953

9955

9956

9957

9959

9960

9961

9962

9963

9964

2,7

9965

9966

9967

9968

9969

9970

9971

9972

9973

9974

2,8

9974

9975

9976

9977

9977

9978

9979

9979

9980

9981

2,9

9981

9982

9982

9983

9984

9984

9985

9985

9986

9986

Z —

3,0

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

‘!'(*) = = 0,9981

0,9990

0,9993

0,9995

0,9997

0,9998

0,9998

0,9999

0,9999^1,0000

0,0

Подпись:0,1

0.2

0, 3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.3 2,0 2.1

2,2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.0

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Таблица значений с

X

0

0,001

0,002

1 0,003

0 004

0,005

0,00$

0007

0.008

0009

0,00 01 02

0,9900,

9802

0,9990

9891

97921

0,9980

9881

9782

0,9070 9671 97731

0,9960

9861

9763

0,9950

9851

9753

0,9940 98 U 9743

0,99.30

9831

9734

5,9920

9822

9724

0,9910

9812

9714

X

0

1 0.001

0,002

0,003

0,004

0.005

0,006

0,007

0,003

0.009

03

9704

9695

9685

9675

9666

9656

9646

963;

9627

9618

04

9608

9598

9589

9579

9570

9560

9550

9541

9531

9529

05

9512

9502

9493

9484

9474

9465

9455

9446

9436

9427

Об

9418

9408

9399

9389

9380

9371

9361

9352

9343

93.43

07

9324

9315

9305

9296

9287

9277

9268

9259

9250

9240

08

9231

9222

9213

9204

9194

9185

9І76

9167

9158

9148

09

9139

9130

9121

9122

9103

9094

9085

9076

9066

9057

X

0

О. Ш

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

009

0,1

0,9018

0,8958

0,8869

0,8781

0,8694

0,8607

0,8521

0,8437

0,8353

0,8270

0,2

8187

8106

8025

7945

7866

7788

7710

7634

7558

7483

0,3

7408

7331

7261

7189

7118

7047

6977

6907

6839

6771

0,4

6703

6636

6570

6505

6440

6376

6313

6250

6188

Ы26

0,5

6065

6005

5945

5886

5827

5770

5712

5655

5599

5543

0,6

5488

5433

5379

5326

5273

5220

5168

5117

5066

5016

0,7

4966

4916

4857

4819

4771

4724

4677

4630

4584

4538

0,8

4493

4449

4404

4360

4317

4274

4232

4189

4148

4107

0,9

4066

4025

3985

3945

3906

3867

3829

3791

3753

3716

1,0

3679

3652

3606

3570

3534

3199

3465

3430

3396

33b2

1,1

3329

3296

3263

3230

3198

316о

3135

3101

3073

3042

1,2

3012

2982

2952

2923

2894

2865

2836

2808

2780

2753

1,3

2726

2698

2671

2645

2618

2592

2567

2541

2516

2491

1,4

2466

2441

2417

2393

2369

2346

2322

2299

2270

2254

1,5

2231

2209

2187

2165

2144

2122

2101

2080

2060

2039

1,6

2019

1999

1979

1959

1940

1920

1901

1882

1864

1845

1,7

1827

1809

1791

1773

175э

1738

1720

1703

1686

1670

1,8

1653

1631

1620

1604

1588

1572

1557

1541

152Ь

1511

1,9

1496

1481

1466

1451

1437

1423

1409

1395

1381

1367

2,0

1353

1340

1327

1313

1300

1287

1275

1202

1249

1237

2,1

1225

1212

1200

1188

П77,

1165

1153

1142

ИЗО

1119

2,2

1108

1097

1086

1075

1065

1054

1043

кізз

1023

1013

2,3

1003

0993

0983

0973

0963

0954

0944

0935

0926

0916

2,4

0907

0898

0889

0880

0871

0862

0854

0845

0837

0829

2,5

0820

(1812

0804

0796

0788

0780

0773

0765

0757

0750

2,6

0742

0735

0728

0720

0713

0706

0699

0692

0685

0678

2,7

0672

0665

0658

0652

0645

0639

0632

0626

0620

0614

2,8

0608

0602

0596

0590

0584

0578

0573

0567

0561

0555

2,9

0550

0544

0539

0534

0528

0523

0518

0513

0507

0502

3,0

0497

0492

0488

0483

0478

0473

0468

0464

0459

0455

3,1

0450

0446

0441

0437

0432

0428

0424

0420

0415

0411

3,2

0407

0403

0399

0395

0391

0387

0383

0380

0376

0372

3,3

0368

0365

0361

ОЗо7

0.354

0350

0347

0343

0340

0337

3,4

0333

0330

0327

0323

0320

0317

0314

0311

0308

0305

3,5

0302

0299

0296

0293

0290

0287

0284

0281

0278

0276

3,6

0273

0270

0267

0265

0262

0259

0257

0254

0252

0249

3,7

0247

02+1

0242

0239

0237

0233

0232

0230

0228

0226

3,8

0223

0221

0219

0217

0214

0212

0210

0208

0206

0204

3,9

0202

0200

0198

0196

0194

0192

0190

0188

0186

4,0

0183

0181

0179

0177

0176

0174

0172

0170

0169

0167

[1] ч, проверить герметич­ность соединений трубо­проводов и агрегатов Негерметичные агрегаты заменить Негерметнч — иость в. соединениях устрашіть согласно пе­речню типовых дефек тов. После устранения дефектов вновь гьрове рить герметичность си­стемы

ннческого обслуживания и т. л. Решается также вопрос группи­ровки отдельных работ технического обслуживания в определен­ные формы регламента, принятые для летательного аппарата в целом.

Регламент технического обслуживания разрабатывают в про­цессе создания летательного аппарата специалисты конструктор­ских бюро. При разработке первоначального регламента учиты­вают две группы факторов. Первая группа содержит обобщенные материалы по опыту эксплуатации аналогичных типов летатель­ных аппаратов (перечень работ и периодичность их выполнения, перечень характерных неисправностей по системам, частота их появлення и т. п.). Вторая группа отражает индивидуальные, спе­цифические особенности данного конкретного изделия (особен­ности конструкции, предполагаемые условия эксплуатации, резуль­таты стендовых и лабораторных испытаний и т. п.).

Конструкторское бюро несет ответственность за подготовку скомплектованного регламента по техническому обслуживанию летательного аппарата и всех его комплектующих изделий, за своевременное представление указанной документации на согла­сование, утверждение и издание ее в необходимых количествах. Оно сообщает разработчикам комплектующих изделий о принятых формах технического обслуживания вновь создаваемого летатель-

[2] Использованы материалы А А. Поляничанко из гл. IX первого издания данной книги.

[3] Работы в этой области выполнены А. П Вороновичем, Н, М. Романовым

[4] Я клейке Доплера состоит в том, что при удалении или приближении источника или ‘приемника колебаний изменяется частота волн В данном случае при разбеге летзтетьвого аппарата увеличивается расстояние между летательным аппаратом и доплеровской радиолокационной станцией, что вызывает понижение частоты волн.