МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Для расследования летных происшествий и предпосылок к ним имеются некоторые общие методические рекомендации. Эти рекомендации разработаны на основе обобщения многолетнего опыта эксплуатации летательных аппаратов на союзных и международных воздушных линиях. Вместе с тем ход процесса расследования авиационного происшествия и применяемые при этом методы зависят от конкретных условий и обстоятельств, лри которых оно возникло. Однако во всех случаях методика расследования все же содержит некоторые общие принципы.
С целью обеспечения полноты расследования важно ‘изучить и установить причинно-следственные связи всех обстоятельств летного происшествия. Основным правилом при любом расследовании является объективность. Это значит, что каждая из рассматриваемых возможных причин должна быть детально исследована с применением документальных или вещественных доказательств, а также свидетельских показаний Естественно, что объективность может быть достигнута лишь в том случае, когда в комиссию по расследованию назначаются лица, ие имеющие отношения к данному авиационному происшествию
Специфическая сложность задач, которые приходится решать в процессе расследования авиационных происшествий, ставит его на уровень научно-исследовательской работы. Для успешного выполнения этой работы в ряде случаен возникает необходимость в привлечении к расследованию самых высококвалифицированных специалистов н ученых. При этом может потребоваться выполнение различных расчетов, проведение специальных лабораторных исследований с целью изучения причин подобных отказов и неисправностей.
В ряде случаев организуются летные испытания. Летательный аппарат при этом оборудуется необходимой контрольно-измерительной и записывающей аппаратурой.
Необходимость в повышении безопасности полетов и эффективности использования авиационной техники вынуждают проводить расследование в короткие сроки (от 5 до 20 дней) Это создает из-
Рис. 27-1 Последовательность расследования авиационного происшествия |
вестные трудности в решения задачи расследования летных происшествий Если при расследовании выясняется, что летное происшествие связано с диверсией, то для участия в «ем привлекаются дополнительно представители прокуратуры н снеиоргапов
В процессе расследования можно выделить три основных этапа {рис. 27.1), которые обусловливают методическую последовательность его проведения.
На первом этапе работы проводится сбор данных, имеющих отношение к происшествию, к которым относятся: день, время, место и вид происшествия, тип и принадлежность летательного аппарата, мєтеоршюліческие условия в момент происшествия: фамилия командира летательного аппарата; последний аэропорт вылета и пункт назначения, физико-географическая характеристика местности, где произошло происшествие; количество членов экипажа и пассажиров,-находившихся на борту летательного аппарата, количество погибших и получивших телесные повреждения; степень повреждения летательного аппарата.
На первом этапе выясняют обстоятельства происшествия. С этой целью комиссия заслушивает доклад командира отряда, Производит опрос экипажа и лиц, участвовавших. в подготовке и обеспечении полета, а также свидетелей и очевидцев летного происшествия, осматривает место падения летательного аппарата, устанавливает траекторию полета и положение самолета в момент столкновения с землей; определяет разброс деталей и состояние авиатехники (орга-
нов управления, количество ГСМ, показания приборов и др), применение экипажем средств спасения, использование радиотехнических средств связи для контроля полета
Второй этап расследования проводится после сбора необходимой информации и анализа обстоятельств летного происшествия На этом этапе у членов комиссии уже формируются гипотезы о причинах летного происшествия н для их проверки намечается план работы соответствующих подкомиссий и групп В плане указывается перечень исследований и работ, последовательность их выполнения Для летной подкомиссии важным этапом является изучение уровня организации и руководства полетами в данном эксплуатационном предприятии Эта работа, в частности, включает’ изучение (Подготовленности экипажа и командира корабля к выполнению полета, задания, которое выполнял экипаж, установление соответствия метеоусловий уровню подготовки экипажа; изучение данных объективного контроля, включения радиообмена, радиолокационный контроль, записи самописцев, полетной документации, изучение состояния политико-воспитательной работы в авиационном предприятии и дисциплины личного состава По всем этим и другим вопросам члены комиссии дают свое заключение.
Для инженерно-технической комиссии важным и весьма трудоемким процессом является изучение технического состояния отдельных узлов, систем и агрегатов летательного аппарата, потерпевшего летное происшествие. Во всех случаях при этом выполняются следующие работы: фотографирование летательного аппарата; составление схемы расположения на местности разрушенных частей летательного аппарата и его двигателей; ‘анализ внешнего состояния разрушенных частей, положения рычагов и органов управления в момент столкновения с землей; испытание агрегатов, двигателей, радио — «и электрооборудования с целью оценки их работоспособности; отбираются детали и узлы для дополнительного лабораторного исследования; решается вопрос о необходимости проведения специальных летных исследований.
Серьезному изучению подлежат также вопросы, связанные с постановкой эксплуатации авиационной техники в авиапредпрнятии При этом проверяются организация и проведение оперативных и периодических форм обслуживания и хранения авиационной техники; квалификация инженерно-технического состава; ведение технической документации; уровень эксплуатационной надежности авиационной техники; состояние наземных аэродромных средств, работа отдела технического контроля и др.
Третий и заключительный этап проводится по окончании. изучения указанных выше .вопросов. При этом делаются обобщения н анализ материалов расследования и определяется истинная причина летного провсшествия.
Работа комиссии заканчивается составлением акта о расследовании летного происшествия и разработкой необходимых рекомендаций по обеспечению безопасности полетов. К акту прилагаются документы, подтверждающие обоснованность сделанных выводов.
14—1620 409
Определение. истинных причин авиационных — происшествий и предпосылок к «им возможно лишь при наличии достоверной информации о параметрах движения летательного аппарата, работоспособности его систем, действиях экипажа и операторов наземных средств при возникновении н в процессе развития особой ситуации. Все средства объективного контроля можно разделить на три группы.
Первая группа состоит из бортовых приборов, записывающих параметры в течение полета.
Вторая группа—это фотоконтрольные приборы, регистрирующие на фотопленку изображение радиолокационного индикатора в течение определенного времени.
Третья группа — это устройство для записи переговоров внутри экипажа, а также экипажа с диспетчерскими пунктами службы движения.
Помимо самолетных средств объективного контроля, для анализа и оценки действий экипажей и операторов руководства и управления полетами используются средства, фиксирующие радиообмен в сетях управления и фотографирующие экраны индикаторов наземных радиолокационных станций. Для этих целей применяются магнитофоны различных типов, табельные установки с малоформатными фотоаппаратами, а также специальные фотоприставки, входящие в комплект систем. посадки.
Бортовые средства объективного контроля подразделяются на интегральные бортовые информационные системы, универсальные бортовые системы регистрации полетных данных и аварийные бортовые системы регистрации полетных данных.
Интегр ал ьлы е бортовые информационные системы обеспечивают автоматический контроль функционирования систем летательного аппарата, обучение летного состава, оперативный анализ полетных данных, выдачу рекомендаций экипажу в полете, индикацию и запись необходимых параметров.
Универсальные бортовые системы регистрации полетных данных выполняют на земле функции интегральных бортовых систем, однако в полете они обеспечивают только запись аварийных и эксплуатационных параметров.
Аварийные системы регистрации полетных данных используются для расследования авиационных происшествий и предпосылок к ним, решения эксплуатационных и других задач.
Для работы бортовых систем регистрации параметров полета (БСРП) в качестве носителя информации используется магнитная лента. Методы я аппаратура для записи на магнитную ленту хорошо отработаны, достигнута высокая плотность записи сигналов с широким спектром частот, это и обусловило их широкое использование на летательных аппаратах г ражданской авиации.
Широкое распространение получили бортовые системы регистрации полета с записью 12 и более параметров на магнитной ленте.
Обычно производится запись таких параметров полета, как вы сота полета, приборная скорость, линейные .перегрузки, угловые перемещения органов управлення летательным аппаратом, частота вращения роторов двигателей, время и др Кроме того, система обеспечивает запись нескольких сигналов разовых команд вклю чение автопилота, давление в гидросистеме и т. п
Блок-схема такой системы регистрации режимов полета представлена на рис. 27.2. Система располагает электрическими датчи каїми /—IV, которые регистрируют значения необходимых парамет — роп. Напряжения датчиков кодируются в специальном устройстве К/, согласуются во времени по импульсной системе и поступают в записывающее устройство VII, где записываются на магнитную ленту. Эта запись осуществляется с помощью магнитных головок лентопротяжного механизма.
Имеются индивидуальный блок литания X и фильтр радиопомех XI, который исключает запись на ленту посторонних сигналов Записывающее устройство помещается в специальный шаровой контейнер, имеющий прочный корпус, обеспечивающий сохранение записи информации о полете в любых аварийных ситуациях при пожаре, ударе о землю, падении в воду Средства зашиты корпуса обеспечивают также сохранение записанной информации в случае воздействия агрессивных жидкостей керосина, бензина, морской воды
Расшифровка записи производится ® специальной лаборатории аэропорта. При этом для расшифровки записей применяется декодирующее устройство. Блок схема такого устройства приведена йа рис 27.3
/ — лентопротяжный механизм; // — преобразующее устройство; /// — пульт управлении — /V — двенадцатикаиальный магнитоэлектрический осциллограф типа К-12-22 V — выпрямитель
В перспективных БСРП могут найти применение следующие методы записи информации: ввод информации в запоминающее устройство на магнитных сердечниках; методы магнитной записи на плоских пленках и струнах со специальным покрытием,- «магнитно — пузырьковый» метод записи; метод записи с помощью полупроводниковых запоминающих элементов; метод записи лазерным или электронным лучом и др.
Следует заметить, что область «применения БСРП не ограничивается только накоплением информации, необходимой для расследования обстоятельств и причин летных происшествий. БСРП применяется также для сбора материалов при летном эксперименте, для информационного обеспечения летиых испытаний образцов авиационной техники, а также для разбора полетов н анализа техники пилотирования.