МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

0
95

Для расследования летных происшествий и предпосылок к ним имеются некоторые общие методические рекомендации. Эти реко­мендации разработаны на основе обобщения многолетнего опыта эксплуатации летательных аппаратов на союзных и международ­ных воздушных линиях. Вместе с тем ход процесса расследования авиационного происшествия и применяемые при этом методы зави­сят от конкретных условий и обстоятельств, лри которых оно воз­никло. Однако во всех случаях методика расследования все же со­держит некоторые общие принципы.

С целью обеспечения полноты расследования важно ‘изучить и установить причинно-следственные связи всех обстоятельств летно­го происшествия. Основным правилом при любом расследовании является объективность. Это значит, что каждая из рассматривае­мых возможных причин должна быть детально исследована с при­менением документальных или вещественных доказательств, а так­же свидетельских показаний Естественно, что объективность может быть достигнута лишь в том случае, когда в комиссию по рассле­дованию назначаются лица, ие имеющие отношения к данному авиационному происшествию

Специфическая сложность задач, которые приходится решать в процессе расследования авиационных происшествий, ставит его на уровень научно-исследовательской работы. Для успешного вы­полнения этой работы в ряде случаен возникает необходимость в привлечении к расследованию самых высококвалифицированных специалистов н ученых. При этом может потребоваться выполнение различных расчетов, проведение специальных лабораторных иссле­дований с целью изучения причин подобных отказов и неисправ­ностей.

В ряде случаев организуются летные испытания. Летательный аппарат при этом оборудуется необходимой контрольно-измери­тельной и записывающей аппаратурой.

Необходимость в повышении безопасности полетов и эффектив­ности использования авиационной техники вынуждают проводить расследование в короткие сроки (от 5 до 20 дней) Это создает из-

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Рис. 27-1 Последовательность расследования авиационного происшествия

вестные трудности в решения задачи расследования летных проис­шествий Если при расследовании выясняется, что летное происше­ствие связано с диверсией, то для участия в «ем привлекаются дополнительно представители прокуратуры н снеиоргапов

В процессе расследования можно выделить три основных этапа {рис. 27.1), которые обусловливают методическую последователь­ность его проведения.

На первом этапе работы проводится сбор данных, имеющих от­ношение к происшествию, к которым относятся: день, время, место и вид происшествия, тип и принадлежность летательного аппарата, мєтеоршюліческие условия в момент происшествия: фамилия ко­мандира летательного аппарата; последний аэропорт вылета и пункт назначения, физико-географическая характеристика местно­сти, где произошло происшествие; количество членов экипажа и пассажиров,-находившихся на борту летательного аппарата, коли­чество погибших и получивших телесные повреждения; степень по­вреждения летательного аппарата.

На первом этапе выясняют обстоятельства происшествия. С этой целью комиссия заслушивает доклад командира отряда, Производит опрос экипажа и лиц, участвовавших. в подготовке и обеспечении полета, а также свидетелей и очевидцев летного происшествия, ос­матривает место падения летательного аппарата, устанавливает траекторию полета и положение самолета в момент столкновения с землей; определяет разброс деталей и состояние авиатехники (орга-

нов управления, количество ГСМ, показания приборов и др), при­менение экипажем средств спасения, использование радиотехниче­ских средств связи для контроля полета

Второй этап расследования проводится после сбора необходимой информации и анализа обстоятельств летного происшествия На этом этапе у членов комиссии уже формируются гипотезы о причи­нах летного происшествия н для их проверки намечается план рабо­ты соответствующих подкомиссий и групп В плане указывается перечень исследований и работ, последовательность их выполнения Для летной подкомиссии важным этапом является изучение уровня организации и руководства полетами в данном эксплуатаци­онном предприятии Эта работа, в частности, включает’ изучение (Подготовленности экипажа и командира корабля к выполнению по­лета, задания, которое выполнял экипаж, установление соответст­вия метеоусловий уровню подготовки экипажа; изучение данных объективного контроля, включения радиообмена, радиолокацион­ный контроль, записи самописцев, полетной документации, изуче­ние состояния политико-воспитательной работы в авиационном предприятии и дисциплины личного состава По всем этим и другим вопросам члены комиссии дают свое заключение.

Для инженерно-технической комиссии важным и весьма трудо­емким процессом является изучение технического состояния отдель­ных узлов, систем и агрегатов летательного аппарата, потерпевшего летное происшествие. Во всех случаях при этом выполняются сле­дующие работы: фотографирование летательного аппарата; состав­ление схемы расположения на местности разрушенных частей лета­тельного аппарата и его двигателей; ‘анализ внешнего состояния разрушенных частей, положения рычагов и органов управления в момент столкновения с землей; испытание агрегатов, двигателей, радио — «и электрооборудования с целью оценки их работоспособно­сти; отбираются детали и узлы для дополнительного лабораторного исследования; решается вопрос о необходимости проведения спе­циальных летных исследований.

Серьезному изучению подлежат также вопросы, связанные с по­становкой эксплуатации авиационной техники в авиапредпрнятии При этом проверяются организация и проведение оперативных и периодических форм обслуживания и хранения авиационной техни­ки; квалификация инженерно-технического состава; ведение техни­ческой документации; уровень эксплуатационной надежности авиа­ционной техники; состояние наземных аэродромных средств, работа отдела технического контроля и др.

Третий и заключительный этап проводится по окончании. изуче­ния указанных выше .вопросов. При этом делаются обобщения н анализ материалов расследования и определяется истинная причи­на летного провсшествия.

Работа комиссии заканчивается составлением акта о расследо­вании летного происшествия и разработкой необходимых рекомен­даций по обеспечению безопасности полетов. К акту прилагаются документы, подтверждающие обоснованность сделанных выводов.

14—1620 409

Определение. истинных причин авиационных — происшествий и предпосылок к «им возможно лишь при наличии достоверной ин­формации о параметрах движения летательного аппарата, работо­способности его систем, действиях экипажа и операторов наземных средств при возникновении н в процессе развития особой ситуации. Все средства объективного контроля можно разделить на три группы.

Первая группа состоит из бортовых приборов, записываю­щих параметры в течение полета.

Вторая группа—это фотоконтрольные приборы, регистри­рующие на фотопленку изображение радиолокационного индикато­ра в течение определенного времени.

Третья группа — это устройство для записи переговоров внутри экипажа, а также экипажа с диспетчерскими пунктами службы движения.

Помимо самолетных средств объективного контроля, для анали­за и оценки действий экипажей и операторов руководства и управ­ления полетами используются средства, фиксирующие радиообмен в сетях управления и фотографирующие экраны индикаторов назем­ных радиолокационных станций. Для этих целей применяются маг­нитофоны различных типов, табельные установки с малоформатны­ми фотоаппаратами, а также специальные фотоприставки, входящие в комплект систем. посадки.

Бортовые средства объективного контроля подразделяются на интегральные бортовые информационные системы, универсальные бортовые системы регистрации полетных данных и аварийные бор­товые системы регистрации полетных данных.

Интегр ал ьлы е бортовые информационные системы обеспе­чивают автоматический контроль функционирования систем лета­тельного аппарата, обучение летного состава, оперативный анализ полетных данных, выдачу рекомендаций экипажу в полете, индика­цию и запись необходимых параметров.

Универсальные бортовые системы регистрации полетных данных выполняют на земле функции интегральных бортовых си­стем, однако в полете они обеспечивают только запись аварийных и эксплуатационных параметров.

Аварийные системы регистрации полетных данных использу­ются для расследования авиационных происшествий и предпосылок к ним, решения эксплуатационных и других задач.

Для работы бортовых систем регистрации параметров полета (БСРП) в качестве носителя информации используется магнитная лента. Методы я аппаратура для записи на магнитную ленту хоро­шо отработаны, достигнута высокая плотность записи сигналов с широким спектром частот, это и обусловило их широкое использова­ние на летательных аппаратах г ражданской авиации.

Широкое распространение получили бортовые системы регистра­ции полета с записью 12 и более параметров на магнитной ленте.

Обычно производится запись таких параметров полета, как вы сота полета, приборная скорость, линейные .перегрузки, угловые пе­ремещения органов управлення летательным аппаратом, частота вращения роторов двигателей, время и др Кроме того, система обеспечивает запись нескольких сигналов разовых команд вклю чение автопилота, давление в гидросистеме и т. п

Блок-схема такой системы регистрации режимов полета пред­ставлена на рис. 27.2. Система располагает электрическими датчи каїми /—IV, которые регистрируют значения необходимых парамет — роп. Напряжения датчиков кодируются в специальном устройстве К/, согласуются во времени по импульсной системе и поступают в записывающее устройство VII, где записываются на магнитную ленту. Эта запись осуществляется с помощью магнитных головок лентопротяжного механизма.

Имеются индивидуальный блок литания X и фильтр радиопомех XI, который исключает запись на ленту посторонних сигналов Записывающее устройство помещается в специальный шаровой контейнер, имеющий прочный корпус, обеспечивающий сохранение записи информации о полете в любых аварийных ситуациях при пожаре, ударе о землю, падении в воду Средства зашиты корпуса обеспечивают также сохранение записанной информации в случае воздействия агрессивных жидкостей керосина, бензина, морской воды

Подпись: «МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Расшифровка записи производится ® специальной лаборатории аэропорта. При этом для расшифровки записей применяется деко­дирующее устройство. Блок схема такого устройства приведена йа рис 27.3

Подпись: 27В Питание 127-220В Рис. 27.3 Блок-схема декодирующего устройства-

/ — лентопротяжный механизм; // — преобразующее устройство; /// — пульт управлении — /V — двенадцатикаиальный магнитоэлектрический осциллограф типа К-12-22 V — выпрями­тель

В перспективных БСРП могут найти применение следующие ме­тоды записи информации: ввод информации в запоминающее уст­ройство на магнитных сердечниках; методы магнитной записи на плоских пленках и струнах со специальным покрытием,- «магнитно — пузырьковый» метод записи; метод записи с помощью полупровод­никовых запоминающих элементов; метод записи лазерным или электронным лучом и др.

Следует заметить, что область «применения БСРП не ограничива­ется только накоплением информации, необходимой для расследова­ния обстоятельств и причин летных происшествий. БСРП применя­ется также для сбора материалов при летном эксперименте, для информационного обеспечения летиых испытаний образцов авиаци­онной техники, а также для разбора полетов н анализа техники пи­лотирования.