ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ О АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Все летные происшествия и предпосылки к ним подлежат строго­му учету. От того, насколько четко организован сбор этой информа­ции, ее учет, всесторонний анализ и глубокое изучение в авиацион­ных предприятиях, во многом зависит успех работы по обеспечению безопасности полетов.

В отличие от летного происшествия выявление предпосылок к летным происшествиям представляет известные трудности, ибо оно базируется на информации, получаемой от экипажа, средств объек­тивного контроля и бортовой документации, наблюдений лиц, осу­ществлявших контроль за выполнением полетов, и очевидцев.

На неисправности авиационной техники, которые могут стать причинами летных происшествий или предпосылками к ним, состав­ляются карточки по той же форме, которая была указана в гл. 2, но со специальными обозначениями. На ее лицевой стороне наносит­ся красная полоса по диагонали с левого. нижнего угла к правому верхнему.

Обработка и анализ информации, содержащейся в карточках, проводится в соответствии с «Методикой анализа статистических данных о неисправностях авиационной техники», рекомендованной Постоянной комиссией СЭВ по транспорту для стран—членов СЭВ.

Информация может обрабатываться различными способами. При -недостаточно большом объеме информации успешно использу­ют перфорационные карты. Применение таких карт в значительной мере сокращает время, затрачиваемое на выборку интересующих исследователя да-ниых из всего. объема имеющейся информации. При большом объеме поступающей информации применяют счетно- аиалитические машины, с помощью которых обрабатывают посту­пающие карточки и составляют сводные — статистические данные.

Обработанные итоговые статистические данные используются в дальнейшем для решения различных вопросов, — связанных с оценкой надежности летательных аппаратов и их функциональных систем, а также анализом причин летных происшествий.

Главное назначение анализа предпосылок к летным происшест­виям состоит в том, чтобы на основе глубокого изучения обстоя­тельств и причин их возникновения выявить недостатки в летиой ра­боте, установить тенденции их -возникновения, наметить и своевре­менно провести профилактические мероприятия, исключающие появление подобных случаев. Ответственность за состояние учета летных происшествий и предпосылок — к ним несут руководители предприятий, начальники управлений или учебных заведений.

В управлениях и учебных заведениях на основании материалов учеталет-ных происшествий и предпосылок к ни-м начальники служб (летной, движения, инжеиерио-авиациоииой и аэродромной) еже­квартально делают анализы эксплуатации авиационной техники и, .в частности, летных происшествий и предпосылок к ним, происшед­ших по вине личного состава указанных служб. Материалы анализа

высылают в МГА и рассылают so все подчиненные эксплуатацион­ные предприятия для изучения и руководства в работе. МГА на основе полученных материалов ведет учет и составляет кварталь­ные и годовые общие анализы причин летных происшествий

С целью предупреждения и устранения причин летных ироисше ствий я повышения уровня безопасности полетов па основании ана­лиза разрабатываются мероприятия, которые рассматриваются иа заседаниях коллегии МГА или «а служебных совещаниях с участи ем руководящего состава управлений

Высокий уровень безопасности полетов неразрывно связан с об­общением и обменом опытом безаварийной работы эксплуатацией ных предприятий, с ознакомлением личного состава с результатами анализов летных происшествий и предпосылок к ним, с выводами, рекомендациями и указаниями.