НЕУСТАНОВИВШИЕСЯ КВАЗИПРЯМОЛИНЕЙНЫЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА

Многие характерные режимы полета современных ско­ростных самолетов связаны с достаточно быстрым изменением ско­рости и высоты (а значит и уровня энергии). Такие режимы нельзя считать установившимися. В то же время, если этапы полета с пере­менной высотой и скоростью достаточно продолжительны, а изме­нение направления вектора скорости при этом невелико (т. е. про­изводные 0 и ¥ малы), то движение здесь можно считать квазипря — молинейным, по крайней мере в среднем для всего этапа полета. В частных случаях при ¥ = 0 и 0 = 0 получим строго прямолиней­ные режимы. Предположение о малости 0 и ¥ существенно упрощает расчеты.

По соотношениям для квазилрямолинейных неустановившихся режимов полета определяются характеристики неустановившегося набора высоты (набор с разгоном), снижения с переменной ско­ростью, разгона и торможения в горизонтальном полете (горизон­тальная приемистость). Эти показатели, важные для оценки летных характеристик маневренных самолетов, называют иногда показа­телями энергетических возможностей самолета.

При этом такие показатели энергетических возможностей, как время неустановившегося набора высоты с разгоном (или энер­гетическая скороподъемность), время снижения с торможением и * другие зависят не только от параметров самолета и его характери­стик, но и от выбора программы полета на рассматриваемом этапе. Такие показатели определяются либо для какой-то типовой, заранее заданной из условий применения сам<?лета программы, либо для наивыгоднейшей — оптимальной по рассматриваемому показателю программы полета.

Определение оптимальных энергетических возможностей само­лета важно как для оценки и сравнения различных технических вариантов при проектировании, так и для наиболее эффективного использования самолета.