Устранение вождения ручки управления. циклическим шагом
Устранение вождения ручки управления циклическим шагом производится при номинальных оборотах несущего винта или при оборотах 0,8—0,9 от номинальных. Если на вертолете установлены гидроусилители в системе ручного управления, то перед проверкой вождения ручки их следует отключить.
На указанных выше оборотах измеряется величина вождения ручки, и, если она сверх нормы, то несущий винт останавливается и отклоняется триммерная пластина на одной из лопастей. После чего снова проверяется вождение ручки. Если вождение ручки уменьшилось или совсем исчезло, значит отгиб сделан правильно, если вождение ручки увеличилось, это означает, что отгиб пластин сделан неправильно. В этом случае пластину надо отогнуть в обратную сторону.
Устранение вождения ручки на четырехлопастном несущем винте обычно производится сразу на двух противоположных лопастях. Например, на вертолете Ми-4 на противоположных лопастях одновременно отгибают триммер — ные пластины и проверяют вождение ручки при оборотах двигателя « = 2000 — 2100 в минуту.
Если вождение уменьшилось, продолжают отгибать пластины до полного устранения вождения ручки (допускается отгибать пластины не более чем на 8°).
В случае увеличения вождения ручки ранее отогнутые пластины отгибают в обратную сторону. Допустимым для этих вертолетов считается вождение ручки управления циклическим шагом, равное ±10 мм при оборотах двигателя « = 2300—2400 в минуту.
Флаттер представляет собой самовозбуждающиеся колебания лопастей, возникающие в результате определенного сочетания колебаний изгиба и кручения лопасти, при которых один вид колебаний усиливает второй. При этом амплитуда колебаний сильно возрастает, что приводит в конечном счете к потере прочности и разрушению конструкции лопастей.
Известно, что наиболее подвержены флаттеру лопасти, имеющие заднюю центровку, т. е. центр тяжести которых
Рис. 14. Поперечное сечение лопасти и схема сил, действующих на лопасть |
расположен более чем на 25% длины хорды профиля, считая от носка.
Совершенно не происходит флаттер у лопастей, центр тяжести которых находится впереди центра давления и центра жесткости или совмещен с ними в одной точке (кручения лопасти происходить не будет).
Практически в конструкции лопасти совместить три центра бывает весьма трудно.
Центр жесткости расположен всегда на оси лонжерона, а центр давления у большинства современных лопастей находится на 23—25% длины хорды (рис. 14). Поэтому центр тяжести Лопасти стремятся по возможности приблизить к центру давления, что достигается закладыванием специального груза в переднюю кромку лопасти.
Опыт эксплуатации показал, что неаккуратно проведенный ремонт лопастей (увеличение веса в хвостовой части) и даже плохая покраска могут привести к такому смещению центра тяжести лопасти назад, которое на определенном режиме (обычно на предельном числе оборотов) приводит к появлению флаттера. Поэтому несущий винт после ремонта в процессе эксплуатации должен обязательно проверяться на отсутствие флаттера. Эта проверка прои-3′
водится в безветренную погоду или при скорости ветра не выше 6 м/сек следующим образом.
На триммерных пластинах лопастей устанавливаются специальные грузы определенного веса для каждой конструкции (рис. 15), что смещает ось тяжести лопастей назад и тем ухудшает их устойчивость по флаттеру. После этого при работающем несущем винте, начиная с оборотов от 0,8—0,85 номинальных до взлетных, через каждые 50 оборотов наблюдают за лопастями несущего винта; при
каждом изменении оборотов ручка циклического шага отклоняется немного вперед. Если у несущего винта будет заметен «размыв» конуса вращения лопастей или при проверке начнется тряска вертолета, это значит, что проверяемый комплект лопастей имеет недостаточный запас по флаттеру; к эксплуатации его допускать нельзя.