Эффективность транспорта
В наше время понятие «эффективность»—одно из самых распространенных. Исследованию эффективности’ посвящена обширная литература. Однако единого понимания сути, критериев и показателей эффективности пока нет. На сегодняшний день определено в основном общенаучное содержание понятия эффективности как категории политической экономии, характеризующей производственные отношения, связанные с результативностью использования ресурсов производства. Практический аспект эффективности — как конкретно наилучшим образом использовать ресурсы, чтобы получить максим, альный результат — разработан весьма слабо. Для решения этого вопроса необходимы исследования, ориентированные на современные подходы к плакированию и управлению производством.
Б настоящее время в литературе по теории и практике анализа, оптимизации и оценке эффективности систем н процессов имеются два подхода: экономический и целевой. Методы оценки экономической эффективности систем предполагают, что заданная цель .функционирования системы ‘обязательно будет достигнута Переменной величиной в анализе являются лишь з’атраты ресурсов. При этом математические модели и методы оценки эффективности базируются в основном на критерии приведенных затрат. Целевой подход к оценке эффективности, напротив, предполагает, что ресурсы заданы, однако конечный результат функционирования системы здесь является случайным событием. Для оценки эффективности воздушного транспорта ни тот, ни другой взятые подходы неприемлемы.
Современный ‘воздушный транспорт — одна из высокоразвитых и многоцелевых отраслей народного хазяйства. Его развитие характеризуется всесторонней интенсификацией производства на основе научно-технического прогресса, дальнейшего совершенствования хозяйственного механизм, а и повышения качества работы во всех звеньях и на всех участках производства. Повышение эффективности следует рассматривать как.’генеральное направление развития воздушного транспорта, Этим определяется важность проблемы измерения эффективности и управления ею. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, объединяющего целевой и экономический подходы, постольку ЛИШЬ С ЭТИХ позиций можно оценить вое стороны воздушного транспорта, представляющего собой большую социально-экономическую систему и одновременно одну из подсистем единой транспортной системы.
Эффективность воздушного транспорта рассматривается с учетом стохастического характера эконом, ичеокон системы. Случайность и неопределенность в экономике существуют независимо от того, осознаем мы их или кет. Они проявляются в поставках я расходах ресурсов, возможностях и результатах хозяйственной деятельности авиапредприятий, внешних условиях авиа, производства и т. д. Роль стохастической составляющей * экономической системе в связи с научно-техническим прогрессом постоянно расширяется. Возникают новые научные и технические идеи, воплощение которых в технических я технологических разработках, новых видах оборудования и материалов расширяет область вероятного, заранее не предсказуемого в хозяйственном развитии.
Излагаемый в книге стохастический подход к исследованию эффективности экономической системы предполагает использование теории вероятностей в качестве математической базы ‘исследований. Широкое внедрение теории вероятностей в экономическую и управленческую практику представляется совсем не рядовым явлением. Причина в том, что стройной теории «стохастической» экономики покз нет.
Показатели эффективности в книге рассматриваются как количественные характеристики конечного результата функционирования системы в течение обусловленного периода в сравнении с целевыми нормативами и расходом ресурсов при заданных характеристиках состояния системы и воздействия внешней среды.
Эффективность системы в работе представлена как обобщающая характеристика процессов ее функционирования. Вместе с тем юна не является исчерпывающим свойством технической системы, в частности, на стадии прогноза и заказа новой техники. Выбор прогрессивной технической политики — исключительно важная задача, особенно для таких капиталоемких отраслей народного хозяйства, как воздушный транспорт. Высокая и постоянно возрастающая стоимость создания новых самолетов, большая продолжительность цикла их проекгирова-
пия, производства и эксплуатации требуют строгого научного подхода к проблеме определения перспектив.
Опыт показывает, что процесс заказа новой техники на начальном этапе исследует связывать лишь с экономической эффективностью. Новые технические средства на первых порах чаще всего (бывают экономически невыгодными из-за дорогой я трудоемкой доводки, неизбежность которой обусловлена самой новизной, При этом чем более передовыми — в техническом отношении являются разрабатываемые и внедряемые образцы новой техники, том значительнее становится накопление научных и производственно-технических знаний и опыта, которые необходимы для перехода к следующим, — более прогрессивным конструкциям — самолетов и обслуживающих систем. .Отсюда вытекает объективная потребность в неэкономической оценке технических систем на каких-то этапах их жизненного цикла. Основным содержанием такого показателя или системы показателей должно быть измерение уровня использования последних-достижений научно-технического прогресса, т. е. уровня новизны технической системы, что отведает смысловому содержанию показателей технического уровня.’ Не случайно постановлением ЦК КПСС и Совета Министров «Об улучшении планирования и усилении воздействия х аз я йст венного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 1(2 июля 1979 г. (устанавливается порядок, согласно которому ‘.министерства и ведомства — обязаны периодически оценивать технический уро веиь выпускаемых машин, оборудования и — другой техники производственного назначения.
В докладе на XXVI съезде КПСС Л; И. Брежнев подчеркнул: «Условия, в которых парадное хозяйство будет развиваться — в 80-е — годы, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического -прогресса» [5, с. 42]. С целью обеспечения выпуска продукции, которая по -своему техническому уровню соответствует лучшим отечественным и зарубежным -образцам или превышает их, министерства и ведомства обязаны разрабатывать и утверждать планы повышения технического уровня отрасли.
Эффективность — и технический уровень систем тесно связаны между собой и — взаимно дополняют яруг друга. Такая взаимосвязь — объясняется тем, что эффективность как категория политической экономии проявляется в соотношении качества и количества, потребительной стоимости и стоимости конечного результата общественного производства, а технической уровень представляет собой уровень качества, является формой проявления потребительной стоимости. Это означает, что эффективность является функцией технического уровня.
В данной книге -большое внимание уделено методологическим вопросам, хотя в-начале предполагалось широко изложить существующие практические методы оценки и анализа эффективности воздушного транспорта. Такой — пересмотр направленности изложения материала обусловлен решениями XXVI съезда КПСС, в которых поставлена задача: вывести вое — отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники. Решения XXVI съезда КПСС и указания Л. И. Брежнева о том, что «…сама наука — должна -быть постоянным «возмутителем спокойствия», показывая, на каких участках наметились застой и отставание, где современный уровень знаний д. ает возможность двигаться вперед быстрей, успешней» (5, с. 43], — окончательно убедили автора в том, что книга должна быть нацелена на — перспективу и ра-ссчиТана на читателя, перед которым поставлена задача перестройки сложной системы — планирования, анализа и оценки эффективности -производства гражданской авиации.
Материал книги (может быть использован при написании учебников и учебных пособий для вузов гражданской авиации, а также в научных и производственных подразделениях -гражданской авиации нри проведении исследований эффективности воздушного транспорта. Общие положения теории эффективности, изложенные — в настоящей книге, будут полезны также специалистам других отраслей народного хозяйства, занимающимся-проблемами эффективности и управления производством.
Азтор — считает своим долгом выразить сердечную — благодарность профессору А. А. Червоному за доброжелательное творческое сотрудничество и активную помощь при подготовке рукописи и профессору А. В. Гличеву за ценные указания, данные при рецензировании рукописи.