ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ И МОМЕНТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА
Найдем проекции элементарных сил лопасти, которые определены в разд. 1.2.2, на полусвязанные оси несущего винта 0HXHYHZH. На рис. 1.14 показаны проекции лопасти на плоскость вращения несущего винта (на плоскость 0HXHZH) и вид на лопасть спереди (по стрелке А). Из рис. 1.14, а видно, что проекции элементарной тяги dtn на оси ОиХи, Он Ун, OnZH соответственно равны dtn sin j3n cos фп dtn cos(Зл ; — dtn sin (Зл sin фп. Соответственно проекции силы dqn и силы трения dfn : dqn sin фп ; 0; — dqn cos фп ; — dfn cos0n cos фл ; dfn sin (Зл ; dfn cos/Jjj sin фл.
Просуммировав проекции сил, направленных по оси ОнХк, найдем элементарную продольную силу несущего винта
dhH = — dtn sin /?л cos і/’д + й?<7л sin + <//л cos /?л cos і£л. (1.71)
Аналогично найдем элементарную тягу и боковую силу несущего винта:
dtH = dtn cosff„ + df„ sin j3n ; (1.72)
<*h = — dtn sin 0n sin іl/n — dqn cos фл + dfn cos sin фп. (1.73)
Проинтегрировав выражения (1.72) … (1-74) по радиусу лопасти, найдем мгновенные значения ее сил; обозначать их будем верхним индексом ф.
і і
ht = fdhH = f ( — dtn sin cos фл + sin фп + о о
+ dfn cos0n cos ^л) = — t% sinPn cos фл + q%sin ф„ +
+ . , (1-74)
+ cos (Зл cos фп;
4 = /*„; 4 = /*„•
о 0
Средние значения коэффициентов сил винта равны
2л о 2л о
1 2JT
sH = — / 4<^Л‘
2іг о
Элементарные инерционные силы лопастей после интегрирования по площади несущего винта равны нулю, так что выражения (1.75) являются окончательными выражениями для коэффициентов сил несущего винта. Переход к размерным значениям сил лопасти осуществляется путем умножения коэффициентов на p(ooHR)2 bR/2 = р(сои7?)2 oF/2kn, а сил несущего винта — на p(u>HR)2 oF/ 2.
Элементарные моменты аэродинамических сил относительно полу — связанных осей несущего винта
dmXH = — dtH zH + dsHJH; dmyH = ~dsHxH — dh~zH -,
— — (1-76)
dmZH = dhHyH + dtHxH.
Выражения для координат элемента лопасти получим с помощью рис. 1.14, б:
хн = ?г)со^л + lr]cos^n + /в со sin Фп
Ун = (r — lr)sin 0л; С1-77)
2н = [O’ — *г)СО!50л + 1г^пК + *BcoCOS^n.
Подставим в (1.76) формулы (1.71) … (1.73), т. е. перейдем к элементарным силам лопасти:
dmXH = — dtn[(r — /г + 7Г cos 0Л) sin фл + Тв с0 cos /Зл cos ^л] —
— dqn(F — /г) sin 0П cos ^л — dfn sin/Зп(/Г sin фл +
+ 7Bc0 cosi^); (1.78)
^ткн = = <*7лК’~ 7r)cos0n + /г)] +
+ (dfncos$n — dtn sin 0n) 7B c0 ; (1.79)
cfmZH = — dtn[(r — 7Г + /г cos 0Л) cos і£л — 7B c0 cos 0Л sin^ ] +
+ dqn(r — /г)8іп0п8іп^л — й?/л sin /Зл (7r cos v!/n —
— lBc0sinpn). (1.80)
Выражения (1.78) … (1.80) получены формально. Проследим с помощью рис. 1.15 происхождение каждого слагаемого этих выражений. На рис. 1.15, а показаны две проекции лопасти, находящейся в азимутальном положении фл = 90°. Из вида на лопасть спереди (по Л) следует, что dmXH = — dtn{r — /г +_/г cos /Зл) — dfn 7Г sin /?л, а сила создает моменты: dmZH = dqn(F- /r)sin/3„, = -dqn[(r — /г)cos0n + /г].
Так как лопасть находится перед плоскостью Ои УНЛН (левая часть
рис. 1.15, а), возникают моменты dmyH = (dtn sin(Зл — dfn cosРл)Івс0; dmZH = (dtn cos|3n + dfn sin /Зл)/в c0 . Сопоставив полученные выражения и выражения (1.78) … (1.80) при sin фл = 1, соїфп = 0, видим, что они совпадают. Аналогично на рис. 1.15, б показаны проекции лопасти в азимутальном положении фп — 0. Из рис. следует, что
dqn (Г — /г) sin /Зл ;
dqn [(7 — /”r)cos0n + Тту,
dtn(r — /г + / г cos (Зл ) — dfn Tr sin Рл.
Из проекции_ на плоскость вращения видно: dmXH = -(dtII cos 0Л + + dfn sin(Зл)/в с0 ; dmyjl = (dtn sin /Зл dfn cos/Jj,) /в c0.Все эти слагаемые также совпадают с выражениями (1.78) … (1.80) при sin фл = 0, cos ф^~ 1.
Выражения (1.78) … (1.80) могут быть использованы для вычисления моментов несущего винта, но их можно преобразовать іак, ЧЮбы получить формулы для определения средних моментов тхн , т, н щ конечном виде. Для сокращения формул пренебрежем слагаемыми, Содержащими малые величины dfn, dсоH/d фл, g, с о (но произведение с0 в выражении (1.82) велико), а также примем, что угол j3„ мал. Тогда
dmxn = — (dtn + $ул)-7*тфл — №л — d/xn)(r — 7 )0п cosфл
~ djzn /г Рп sin Фл ; (1.81)
dm к» = (dqn — djxn)T + djznlBc0; (1.821
dmZil (dtft + djу л ) г cos + (dQn djXy ) ( f lr ) Pn sin фл
— djzn Tr 0jj cos фл. (1.83)
Возьмем интеграл по радиусу от dmXK, используя равенство (1.82):
тІн = “ / (Г — rr)sin фп (dta + ) — Гг(/* + /*,)sin фп —
— шкн cos + Гр (<7* — /*П)0Л cos — /*Л7Г Лл sin ф„ =
= + і%л + ЦпЫ’Ы’я ~ [«Sh — — /*„)]0nCOS«V
(1.84)
Интеграл в правой части (1.84) равен нулю, так как он выражает условие равенства моментов всех сил относительно оси горизонтального шарнира. При принятых нами допущениях j£n = 0 и инерционные силы в выражении (1.84) приводятся к виду (см. формулы (1.43) … (1.45))
-Щп + /£А)Гг*іп К = [So 0л + Sv~h —
— 250(c3XHcos фл — со2н sin фл ) — So 0„ ]Tr sin фл. (1-85)
Сокращение слагаемых 5о0л в правой части (1.85) соответствует тому, что центробежная сила лопасти, приведенная в горизонтальный шарнир, не создает момента, так как находится в плоскости вращения. Представим коэффициенты в виде гармонических рядов. Например: л
= *п + Wcos^ + іл1$йпфл + /Л2С cos2^n + … (1.86)
При этом уравнение (1.84) можно проинтегрировать по азимуту. Так как < ш^н, получим
1 — — _ — 1
тхи ~ ~r(Sr^i — ^ли + 25o<oZH)/r + wKHiceo).
2 2 (1.87)
С учетом поворота лопасти относительно вертикального шарнира формула (1.87) и аналогичная формула для тш примут вид
тхтл ~ l(Sr6i — tnU + 25ou»ZH)/r + mKHai —
~ ткнісао — (^nic + ^So ojxi1)]/2; (1.88)
mZK ~ I(Srei — *ліс — 25o wXH) lr — Мусн^і
+ ткяиао (^nis — ^So co2H)/вCo]/2. (1.89)
В формулах учитывают, что при |3Л =£0 лопасти не находятся в плоскости вращения, так что. создаются моменты силами dqn (слагаемые, содержащие тки). Другое обстоятельство, учтенное в формулах (1.88), (1.89), — отклонение лопасти вокруг вертикального шарнира, из-за чего возникают моменты на плече /вСо — Формулы показывают, что у винта без выноса горизонтальных шарниров моменты тхи и тги не равны нулю и изменение параметров продольного движения (аг, 6В, согн) изменяет не только т2н, но и тхи, и наоборот. Это значит, что возникают так называемые перекрестные моменты, которые нужно учитывать при выборе кинематических параметров втулки несущего винта, в расчетах динамики полета.
В выражения (1.88), (1.89) входят гармоники тяги и крутящего момента, определение которых затруднено. Поэтому часто используются неполные формулы:
mXH |
= (Srlrbl + |
2So ь>2и1г + mKHai)/2; |
|
— — |
_ _ |
(1.90) |
|
= (STlTax — |
2Sb03XnlT — 2; |
||
mXH |
= Vr*i/2; |
^ZH $r ^rai/2* |
(1.91) |
Формула (1.90) для т2и достаточно точна, но тхн определяется с большой ошибкой. Формула (1.91) для т2и дает заметную погрешность при больших 50 на срывных режимах. Некоторые авторы выводят формулы для тхн, т2и в предположении, что равнодействующая всех сил лопасти равна центробежной (что практически правильно) и направлена по оси лопасти (что неправильно]^; при этом получаются формулы (1.91), но вместо Sг в них входит S0. Приведем выражение (189) к размерному виду:
Мги ~ [ын I2 — S0 toH (<о2н/г + ^хн^в^о)] —
— (wkh^i — ^кнії^о + (піс^г — t^l^poFR^RfH.
Инерционные составляющие момента ЛГгн, а также Мхн не зависят от р, а действительно безразмерным является последний многочлен (в скобках).
Крутящий момент несущего винта от аэродинамических сил тк н а находится интегрированием выражения (1.79). Без учета меньших по величине слагаемых получим
_ 1 27Г j _
*»k н. а — dqnr, тк н а — / dфп J dqnr. (1.92)
2іг о о
Для определения инерционной составляющей крутящего момента нужно в выражении (1.79) заменить dqn на — djхл, dtn на djyn, dfn на djZJi. С некоторыми допущениями (угол (Зл мал, djVJ10 <dj2Л, g = = db>Jdtn= 0)
^тк н. ин Фxjr + djzn iB Cq ;
fflK И. ИН ~ “ (^Г + ) (а1 Ы7Н + Ш7н)’
Таким образом.
1 2Л 1 _
ткн — тк н. а тк н. ин = f f dqл г —
2-п о о
~ (Тг + 5г7г)(а, WZH + Ьій)хн). (1.94)
В формулах для определения моментов несущего винта составляющие, содержащие аэродинамические и инерционные моменты, получаются разными при разных способах вывода формул. В разд. 1.3 выражение для тк н преобразовано так, чтобы использовать условие равенства нулю момента относительно оси вертикального шарнира; при этом получили выражение (1.52) для крутящего момента от инерционных сил,
|_ 21Г 1
а момент от аэродинамических сил -2- f йфл f дя
2п о о
эти составляющие выражены иначе. Разница получается оттого, что при использовании условия равенства нулю моментов относительно оси шарнира аэродинамические силы частично заменяются равными им инерционными.
При выводе формулы (1.84) для тхн силы, параллельные оси Оп Ул, переносили на ось горизонтального шарнира, после чего находили их моменты. При этом момент инерционных сил выражался формулой (1.85). Получим выражения для тш ин, шгн ин без переноса сил на ось шарнира. В соответствии с (1.81), (1.43) … (1.45)
__ — upn
2(r — /г) —— (ь»хясо* фл —
d*n
cjzh sin і^л ^л)(/" ) 0л cos [(^ + 2т /1Л (сохн cos фл —
d(3n
— coZHsin і//л) — 2(г — /г) —— (coXHsin ф +
d*n
+ w2Hcos ^n)]/r|3nsin фл I. (1.95)
Отбросим слагаемые порядка малости (Зл и выше:
_______ — d20
йтхн. ин = <*тл [г(г — /г)(——5- + Рл) —
d*n
— 2г2(йхн cos фл — wZH sin фл)] sin фл. (1.96)
Проинтегрировав по площади винта, получим формулу для тхи ин и аналогично для т2л ин :
тхн. ин = Ло > тгн. ин = ^и> шхн ■ (1-97)
Таким образом, в прямолинейном полете средний инерционный момент равен нулю, а в криволинейном полете он создается направленными вдоль оси Он YH кориолисовыми силами, т. е. представляет собой гироскопический момент.
Также, без переноса сил на ось горизонтального шарнира, можно получить другие выражения для аэродинамических составляющих моментов лгхна, т2н. а — При обоих способах вывода формул суммарное значение моментов одинаково.
При выполнении маневров гироскопический момент винта может достичь большой величины, но при этом обязательно будет таким же большим и противоположного знака момент от аэродинамических сил (см. формулы (1.78), (1.80)). Поэтому суммарный момент винта существенно меньше гироскопического.