ПОЛНЫЕ ЗАТРАТЫ ТОПЛИВА И ВРЕМЕНИ В ПОЛЕТЕ ПРИ ЗАДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Дальность полета La исчисляется вдоль поверхности Земли от аэродрома вылета до аэродрома приземления.
Через километровый расход дальность связана с затратами топлива, а через скорость полета — с его временем (продолжительностью). В реальном полете дальность задана и задача расчета — определить требуемый на ее достижение запас топлива (требуемую заправку самолета), в зависимости от времени (графика) полета.
При оценке летных характеристик самолета важно знать максимальную — предельно достижимую (без дозаправки, при данных запасе топлива и загрузке самолета) дальность полета. Для ее расчета также требуется рассчитывать полные затраты топлива на полет, так как максимальное значение дальности ограничено запасом топлива на борту самолета.
Под полными затратами тошпТва на полет понимают обычно затраты от страгивания самолета с места после получения команды на взлет до полной его остановки при посадке. Запас топлива на борту самолета определяется емкостью топливных баков и допустимой взлетной массой самолета. Из него может резервироваться определенный аэронавигационный запас топлива (АНЗ), а также запас топлива на выполнение полетного задания. Оставшаяся часть учитывается при расчете дальности.
Затраты топлива, как и продолжительность полета, зависят от программы полета — последовательности этапов, из которых складывается полет, выбора высоты и скорости (или программы их изменения) и режима работы двигателя на каждом из этапов полета.
Рассмотрим задачу, расчета полных затрат топлива и времени в полете при заданной дальности и программе полета.
Пусть заданы полная дальность полета Ln, общая схема полета (последовательность характерных этапов и их протяженность) и программа выполнения каждого из этапов — режим маршевого полета VM, #ы, программа Упр (Я) и режим тяги для каждого из этапов полета с переменной энергией, аэронавигационный запас топлива (АНЗ), а также взлетная масса самолета щ.
Заданы длительность fB3J1 и tI!0C и режим тяги на этапах взлета и посадки, что позволяет рассчитать соответствующие затраты топлива
Здесь tBM и tnoc — в с.
Рассмотрим в качестве примера простейшую схему полета — взлет, набор высоты с разгоном на полной располагаемой тяге Рнб = = Рр при заданном профиле набора У„р (Я), маршевый полет на постоянных VM и Ям (или постоянных VM и суа м и ам), планирование (с заданным 1/Г)Л (Я) и Pnnf&0) и посадка.
Суммарные затраты топлива на полет будут
тТ. и = /пт. ввл — f — /пт. нр Ч — т-г. м Ч~ /Пт. поо (6.3)
(при тТ. пл да 0, так как Рпл « 0) и должны удовлетворять ограничению
/Пт. п + mT. АНЗ < /П? аСП, (6.4)
где m? acn — масса заправленного перед полетом топлива; /пт. анз — аэронавигационный запас топлива.
Расчет затрат топлива ведется по (6.3) последовательно. Сначала учитываются затраты на взлет, затем, в соответствии с гл. 5 [см. (5.23)1, рассчитываются методом интегрирования затраты топлива на набор и разгон до Ям, Ум, т. е. до энергии Я*.м, дальность LHP, пройденная на этом участке полета и масса самолета к концу этапа, затем по (5.11) или (5.17) — затраты топлива в маршевом полете. Для маршевого полета дальность Lw определяется при этом из условия
LM = Ln-(L„p + Lnn), (6.5)
где Ьпл — дальность планирования, которую можно найти из (4.28).
Выкладки существенно упрощаются, если в первом приближении осреднить массу самолета на этапе маршевого полета. Тогда из (5.12) для m да mcp
/Пт. м — Тм*7им. м (/Лср)> (6.6)
/Пт. п ~ /Пт. пал ‘ Ь /Пт. пос ~~ /Пт. up Ч~ (J-n Т„р Тпл) 9км. м (/Пер)- (6.7)
В (6.6) дальность Т*, измеряется в км.
Одновременно с расчетом затрат топлива рассчитывается продолжительность полета (в с)
‘п = ‘вал + ‘цое +.’нр + Ln — L"P ~ ЮОО + tnn. (6.8)
“ м
Т и t по дальности L: — t
Часто интерес представляет не полное время полета, а время выхода в заданный промежуточный пункт полета. Его значение рассчитывается аналогично.
Результаты расчета хорошо иллюстрируют графики зависимости mr (L) и t (L) (рис. 6.1).
Для любой более сложной схемы полета приведенные рассуждения несколько усложняются, однако их сущность сохраняется.