МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА САМОЛЕТ В ПОЛЕТЕ

При исследовании устойчивости и управляемости само­лета, для решения уравнений его движения вокруг центра масс и ана­лиза условий балансировки в опорном движении, необходимо опре­делить величину моментов, действующих на самолет в полете.

■ >

Результирующий момент Мд складывается из аэродинамиче-

-У —►

ского М и момента тяги МР.

В связанных осях координат момент Мя может быть представлен в виде составляющих: момента крена MRX — относительно про­дольной оси самолета ОХ, рыскания MRy — относительно нормаль­ной оси OY и тангажа MRz — относительно поперечной оси OZ.

image89

Рис. 10.1. Моменты, действующие на самолет в полете, отклонение управляющих органов и рычагов (педалей) управления

Положительные направления моментов MRX, MRv и MRz показаны на рис. 10.1.

Аэродинамические моменты тангажа Mz, рыскания Му и крена Мх сложным образом зависят от аэродинамической схемы и геометри­ческих, параметров самолета, его конфигурации, режима полета (скорости, высоты и числа М), углов атаки и скольжения, угловых скоростей крена to*, рыскания (0(/ и тангажа со2, производной d и других, а также от отклонения управляющих органов: руля вы­соты (8В) или управляемого стабилизатора (срст), руля направления (6Н), элеронов (б;1) или элевонов (6ЗВ). Положительные направления отклонений аэродинамических органов управления показаны на рис. 10.1..

Отклонением аэродинамических органов управления создаются управляющие моменты, обеспечивающие требуемое изменение ориен­тации самолета относительно земли и потока.

ДлЪ отклонении руля высоты (стабилизатора) при ручном (штур­вальном) управлении летчик перемещает ручку (штурвальную ко­лонку) вперед-назад, для отклонения элеронов (или других органов управления креном) — вправо-влево. Отклонение руля направления осуществляется перемещением педалей управления. Соответствие между знаком отклонения ручки (штурвала), педалей и соответ­ствующих органов управления также представлено на рис. 10.1. Органы управления могут отклоняться и по сигналу от автоматов системы управления. Определение аэродинамических моментов (или их безразмерных коэффициентов) в зависимости от режима полета, отклонений органов управления — моментных характеристик само­лета наиболее надежно пррводить экспериментальным путем. При проектировании самолета моментные характеристики определяются расчетным путем. Методы такого расчета излагаются в курсе «Аэро­динамика самолета». Моменты, связанные с работой двигателя, также определяются опытным или расчетным путем.

Рассмотрим основные моменты, действующие на самолет в по­лете, перечень и качественный характер его моментных характе­ристик.