СТАТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ САМОЛЕТА В ПРОДОЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. ПРОДОЛЬНАЯ БАЛАНСИРОВКА. СТАТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Ранее, в гл. 9 было дано определение статической устой­чивости самолета. Напомним, что статическая устойчивость харак­теризует начальную тенденцию, наличие в начальный момент после отклонения от опорного сбалансированного движения возвраща­ющего момента или силы. Начальная тенденция — важное, но не достаточное условие устойчивости. В процессе возмущенного дви­жения и моменты, и силы, и отклонения будут изменяться, и началь­ная тенденция еще не гарантирует окончательного устранения отклонений, т. е. устойчивости в смысле Ляпунова (см. § 9.1). Статическая устойчивость оценивается раздельно по параметрам Движения, от которых зависят моменты. В продольном движении принято рассматривать статическую устойчивость по скорости и статическую устойчивость по перегрузке Пуа-

Статическая управляемость характеризуется балансировочными отклонениями руля (стабилизатора) и их изменением (градиентом) при изменении скорости и перегрузки Пуа•