МАНЕВРЕННОСТЬ ВЕРТОЛЕТА

Все сказанное выше относилось главным образом к управлению вертолетом на установившихся режимах полета. Назначение вертолета часто требует от него выполнения таких задач, где необходима маневрен­ность, т. е. способность быстро изменять режим полета. Детальное рас­смотрение вопросов маневренности не входит в задачу этой книги, по­этому укажем здесь лишь некоторые основные количественные показате­ли маневренности.

image23

Рис. 1. 19. Зависимость времени и дистанции разгона (торможения) от темпа разгона (торможения) и конечной (начальной) скорости

Помимо требований к максимальным угловым ускорениям вертоле­та (єщахЬ рассмотренных выше, весьма важными являются максималь­но возможные темпы разгона и торможения вертолета. Они выражаются величиной изменения скорости в секунду и определяют время и дистан­цию, потребные для разгона и торможения. Зависимость этих величин от начальной скорости торможения (или конечной скорости разгона) и тем­па торможения (или разгона) приведена на рис. 1. 19. Другой важной ве­личиной является допустимая вертикальная перегрузка, определяющая время и радиус разворота. Зависимость этих величин от скорости разво­рота и вертикальной перегрузки приведена на рис. 1.20.

Помимо отмеченных выше показателей, для комплексной оценки маневренности могут служить параметры какого-либо маневра, приня­того за стандартный, который требовал бы максимального использования всех маневренных возможностей вертолета. Таким маневром, по данным работы [44], может служить разворот на постоянной высоте, на опреде­ленной скорости с последующим торможением и разгоном до первона­чальной скорости. Траектория такого маневра показана на рис. 1.21. Оценка маневренности вертолета может производиться по времени вы­полнения маневра и по величине максимального удаления вертолета от начальной точки.

Особая необходимость обеспечения хороших показателей манев­ренности может существенно повлиять на выбор рассмотренных здесь па­раметров управляемости вертолета. Кроме того, может возникнуть зада­ча обеспечения нужной степени устойчивости вертолета на маневре, ре-

шение которой связано скорее с улучшением собственной устойчивости несущего винта, нежели с применением дифференциально включенного автопилота с ограниченным ходом рулевых машин.

image24

Рис. 1.20. Зависимость времени разворота на 180° и его радиуса от вертикальной перегрузки и скорости полета

image25

Рис. 1.21. Траектории стандартного маневра для двух вер­толетов, различных по характеристикам маневренности