ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Воздушный транспорт занимает важное место в народном хозяйстве страны. В настоящее время практически нет ни одной отрасли народного хозяйства, которая не была бы связана с воздушным транспортом. От эффективности воздушного транспорта во многом зависит эффективность единой транспортной системы страны и других отраслей народного хозяйства. Поэтому повышение эффективности воздушного транспорта имеет не только отраслевое, но и народнохозяйственное значение.
Поскольку воздушный транспорт представляет собой отрасль народного хозяйства, разработка теории и практики повышения его эффективности должна вестись на основе положений и принципов теории эффективности общественного производства. Методологические основы этой теории сформулированы в трудах классиков марксизма-ленинизма.
К. Маркс писал, что категория «эффективность общественного производства» показывает, как «коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют… свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль…, совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей» Г
До настоящего времени не утратили своего значения ленинские методологические положения об эффективности общественного производства. В известном плане ГОЭЛРО, разработанном под непосредственным руководством В. И. Ленина, впервые в практике реализован комплексный анализ эффективности, основанный на расчетах материальных и финансовых ресурсов, сроков окупаемости капитальных вложений, анализе трудовых ресурсов и производительности труда.
В Программе КПСС, материалах съездов, в решениях пленумов ЦК КПСС, в трудах Л. И. Брежнева эффективность социалистического производства рассматривается как важнейшая исторически развивающаяся категория политической’ экономии, которая складывается под воздействием основного закона социализма. [1]
Эффективность современного общественного производства—это. реакция экономики на общественные потребности, с одной стороны, и научно-техническую революцию — с другой. Ее можно рассматривать как результативность преодоления противоречий, возникающих в процессе развития производительных сил между: производством, накоплением, потреблением и замедляющимися темпами роста народонаселения; ограниченными трудовыми ресурсами и темпами роста производительности труда; ограниченными ресурсами производственного накопления и эффективностью воспроизводства и использования основных фондов; скоростями и условиями технологических процессов и ограниченными фактическими и психофизиологическими способностями работников; все возрастающей потребностью в силах и материалах природы и недостаточностью масштабов их естественного воспроизводства, а также недостаточностью номенклатуры естественных богатств, готовых к использованию в производстве. Возможности преодоления этих’ • противоречий порождаются современной научно-технической рево — ■ люцией, благодаря которой обеспечивается дальнейший рост благосостояния советских людей на основе ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на ийтенсивный путь развития. «Интенсификация экономики, повышение ее эффектйвности, если переложить эту формулу на язык практических дел, —подчеркнул Л. И. Брежнев в докладе XXVI съезду КПСС,— состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика. На эффективность должны работать и методы хозяйствования, политика в области управления» [5, с. 40].
Смысловое содержание эффективности определяется как мера успешности человеческой деятельности, результаты которой исключительно многообразны. Этим можно объяснить значительное раз — . нообразие встречающихся в литературе трактовок эффективности и аспектов ее рассмотрения. Наибольшее признание получили два определения,
В первом из них эффективность производства рассматривается как экономическая категория, выражающая связь результата производства продукции с текущими и единовременными затратами общественного труда. Она отражает качество, т. е. уровень совершенства производительных сил (рабочей силы и средств производства) и степень их использования в производственном процессе. При этом количественно эффективность оценивается величиной произведенной чистой продукции (национального дохода) в расчете на единицу производственных ресурсов [48]. При втором подходе эффективность определяется как производственное отношение по . поводу совокупной экономии живого и овеществленного труда при достижении наиболее полного удовлетворения потребностей.1 Эф — [2]
фективность предполагает динамично происходящий процесс улучшения использования производственных ресурсов и получения за — счет этого наибольшего экономического и социального эффекта.
Отражение социальной стороны второе определение делает более содержательным. По этой причине, несмотря на известные трудности оценки социальных аспектов, вторая трактовка эффективности в настоящей работе является исходной. Эффективность воздушного транспорта рассматривается как составляющая общей социально-экономической эффективности, .отражающая цели и результативность производства своего (нижестоящего) уровня.