ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

1.1. СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Воздушный транспорт занимает важное место в народном хо­зяйстве страны. В настоящее время практически нет ни одной от­расли народного хозяйства, которая не была бы связана с воздуш­ным транспортом. От эффективности воздушного транспорта во многом зависит эффективность единой транспортной системы стра­ны и других отраслей народного хозяйства. Поэтому повышение эффективности воздушного транспорта имеет не только отрасле­вое, но и народнохозяйственное значение.

Поскольку воздушный транспорт представляет собой отрасль народного хозяйства, разработка теории и практики повышения его эффективности должна вестись на основе положений и принци­пов теории эффективности общественного производства. Методоло­гические основы этой теории сформулированы в трудах классиков марксизма-ленинизма.

К. Маркс писал, что категория «эффективность общественного производства» показывает, как «коллективный человек, ассоции­рованные производители рационально регулируют… свой обмен ве­ществ с природой, ставят его под свой общий контроль…, соверша­ют его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее до­стойных их человеческой природы и адекватных ей» Г

До настоящего времени не утратили своего значения ленинские методологические положения об эффективности общественного производства. В известном плане ГОЭЛРО, разработанном под не­посредственным руководством В. И. Ленина, впервые в практике реализован комплексный анализ эффективности, основанный на расчетах материальных и финансовых ресурсов, сроков окупаемо­сти капитальных вложений, анализе трудовых ресурсов и произво­дительности труда.

В Программе КПСС, материалах съездов, в решениях пленумов ЦК КПСС, в трудах Л. И. Брежнева эффективность социалисти­ческого производства рассматривается как важнейшая историчес­ки развивающаяся категория политической’ экономии, которая складывается под воздействием основного закона социализма. [1]

Эффективность современного общественного производства—это. реакция экономики на общественные потребности, с одной сторо­ны, и научно-техническую революцию — с другой. Ее можно рас­сматривать как результативность преодоления противоречий, воз­никающих в процессе развития производительных сил между: про­изводством, накоплением, потреблением и замедляющимися темпа­ми роста народонаселения; ограниченными трудовыми ресурсами и темпами роста производительности труда; ограниченными ресур­сами производственного накопления и эффективностью воспроиз­водства и использования основных фондов; скоростями и условия­ми технологических процессов и ограниченными фактическими и психофизиологическими способностями работников; все возрастаю­щей потребностью в силах и материалах природы и недос­таточностью масштабов их естественного воспроизводства, а также недостаточностью номенклатуры естественных богатств, готовых к использованию в производстве. Возможности преодоления этих’ • противоречий порождаются современной научно-технической рево — ■ люцией, благодаря которой обеспечивается дальнейший рост бла­госостояния советских людей на основе ускорения научно-техничес­кого прогресса и перевода экономики на ийтенсивный путь разви­тия. «Интенсификация экономики, повышение ее эффектйвности, если переложить эту формулу на язык практических дел, —под­черкнул Л. И. Брежнев в докладе XXVI съезду КПСС,— состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика. На эффективность должны работать и ме­тоды хозяйствования, политика в области управления» [5, с. 40].

Смысловое содержание эффективности определяется как мера успешности человеческой деятельности, результаты которой исклю­чительно многообразны. Этим можно объяснить значительное раз — . нообразие встречающихся в литературе трактовок эффективности и аспектов ее рассмотрения. Наибольшее признание получили два определения,

В первом из них эффективность производства рассматривается как экономическая категория, выражающая связь результата про­изводства продукции с текущими и единовременными затратами общественного труда. Она отражает качество, т. е. уровень совер­шенства производительных сил (рабочей силы и средств производ­ства) и степень их использования в производственном процессе. При этом количественно эффективность оценивается величиной произведенной чистой продукции (национального дохода) в расче­те на единицу производственных ресурсов [48]. При втором подходе эффективность определяется как производственное отношение по . поводу совокупной экономии живого и овеществленного труда при достижении наиболее полного удовлетворения потребностей.1 Эф — [2]

фективность предполагает динамично происходящий процесс улуч­шения использования производственных ресурсов и получения за — счет этого наибольшего экономического и социального эффекта.

Отражение социальной стороны второе определение делает бо­лее содержательным. По этой причине, несмотря на известные трудности оценки социальных аспектов, вторая трактовка эффек­тивности в настоящей работе является исходной. Эффективность воздушного транспорта рассматривается как составляющая общей социально-экономической эффективности, .отражающая цели и ре­зультативность производства своего (нижестоящего) уровня.