ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ЛЕТНЫХ. ИСПЫТАНИЯХ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ

При летных испытаниях, как и при всяком другом физиче­ском эксперименте, любое измерение сопровождается погреш­ностями, полностью избежать которых невозможно.

Различают следующие три класса погрешностей: 1) система­тические погрешности, 2) случайные погрешности, 3) промахи.

Систематическими называются погрешности, вызы­ваемые какой-либо постоянно действующей причиной и следую­щие определенному закону.

Случайными называются погрешности, природа и вели­чина которых нам неизвестны и появление которых не подчи­няется какой-либо закономерности.

Промахами называются погрешности, явно искажающие результат измерения, например, просчет или описка.

Наличие систематических погрешностей влияет на правильность измерений, случай­ных погрешностей — на точность, а промахов на годность измерений. Нужно помнить, что измерения могут быть произведены очень точно, но из-за наличия систе­матических погрешностей результат может быть неправильным. Например, точность определения поляры модели самолета в аэродинамической трубе может быть очень высокой, что отнюдь не гарантирует правильности этой поляры для самолета в натуре вследствие систематической погрешности, связанной с масштаб­ным эффектом. Наоборот, при летных испытаниях точность экс­перимента по определению поляры обычно ниже, но при тща­тельном проведении замеров получаются правильные результаты.

Необходимо отметить, что деление погрешностей на система­тические и случайные в значительной мере условно. Погреш­ности, являющиеся систематическими для данного эксперимента или полета, часто можно считать случайными для серии экспе­риментов или полетов. Так, влияние восходящих или нисходящих токов воздуха приводит к погрешностям при летных испытаниях; эти погрешности мы можем считать случайными для массового

эксперимента, который проводится во многих полетах, совер­шаемых в разное время года, в разное время суток, в различных местах и при разных условиях погоды. Однако если эксперимент проводится в течение одного полета, совершаемого в определен­ном месте при каких-то определенных условиях погоды, то по­грешность, вызванная наличием вертикальных токов, будет уже систематической, а не случайной.