ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ЛЕТНЫХ. ИСПЫТАНИЯХ
§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ
При летных испытаниях, как и при всяком другом физическом эксперименте, любое измерение сопровождается погрешностями, полностью избежать которых невозможно.
Различают следующие три класса погрешностей: 1) систематические погрешности, 2) случайные погрешности, 3) промахи.
Систематическими называются погрешности, вызываемые какой-либо постоянно действующей причиной и следующие определенному закону.
Случайными называются погрешности, природа и величина которых нам неизвестны и появление которых не подчиняется какой-либо закономерности.
Промахами называются погрешности, явно искажающие результат измерения, например, просчет или описка.
Наличие систематических погрешностей влияет на правильность измерений, случайных погрешностей — на точность, а промахов на годность измерений. Нужно помнить, что измерения могут быть произведены очень точно, но из-за наличия систематических погрешностей результат может быть неправильным. Например, точность определения поляры модели самолета в аэродинамической трубе может быть очень высокой, что отнюдь не гарантирует правильности этой поляры для самолета в натуре вследствие систематической погрешности, связанной с масштабным эффектом. Наоборот, при летных испытаниях точность эксперимента по определению поляры обычно ниже, но при тщательном проведении замеров получаются правильные результаты.
Необходимо отметить, что деление погрешностей на систематические и случайные в значительной мере условно. Погрешности, являющиеся систематическими для данного эксперимента или полета, часто можно считать случайными для серии экспериментов или полетов. Так, влияние восходящих или нисходящих токов воздуха приводит к погрешностям при летных испытаниях; эти погрешности мы можем считать случайными для массового
эксперимента, который проводится во многих полетах, совершаемых в разное время года, в разное время суток, в различных местах и при разных условиях погоды. Однако если эксперимент проводится в течение одного полета, совершаемого в определенном месте при каких-то определенных условиях погоды, то погрешность, вызванная наличием вертикальных токов, будет уже систематической, а не случайной.