ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Эффективность воздушного транспорта, как и любой ‘ другой отрасли, всецело определяется результативностью живого труда. Живой труд был и остается единственным творчески активным началом производства, его экономия представляет собой неисчерпаемый резерв повышения эффективности. В современных условиях экономия живого труда достигается преимущественно за счет технического совершенствования производства, т. е. за счет прошлого (овеществленного) труда. Причем затраты прошлого труда стали абсолютно преобладающими. Это обстоятельство определяет особую роль научно-технического прогресса: внедрение достижений
науки несет с собой глубокое преобразование всех факторов производства— средств и предметов труда, технологии и источников энергии. Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства обеспечивает решительный поворот к использованию интенсивных факторов развития производства, его качественно новый уровень и масштабы. Органическое соединение этих двух могущественных факторов прогресса обеспечивает хозяйственный механизм, включающий в себя, как известно, планирование, экономические рычаги и стимулы, организационную структуру хозяйственных органов, методы и стиль работы, формы участия трудовых коллективов в управлений производством.
Научно-технический прогресс в гражданской авиации является основой эффективности. Он обеспечивает непрерывное совершенствование авиационной техники и ее эксплуатации, внедрение прогрессивных форм обслуживания пассажиров и обработки грузов, пропорциональное развитие всей технической базы воздушного транспорта. Это достигается путем: проведения экспериментальных и научно-технических работ по созданию новых самолетов с летно — техннческими характеристиками, соответствующими перспективным требованиям развития воздушного транспорта; внедрения новых типов самолетов и вертолетов, превышающих по своей производительности существующие в 2—3 раза; решения всех вопросов, связанных с обеспечением нормальной их эксплуатации (строи-
тельство аэродромной сети, аэровокзальных комплексов и т. д.); совершенствования бортовых и наземных систем навигационного и радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию процессов управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов, повышения уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ; постоянного совершенствования техникоэкономических характеристик существующих в настоящее время летательных аппаратов.
За годы последних пятилеток воздушный транспорт превращен в мощную отрасль народного хозяйства, причем экономический и научно-технический потенциал отрасли’ продолжает непрерывно расти.
В эксплуатацию поступает более совершенная и более производительная техника. В числе новых самолетов такие, как Як-42, Ил-86, Ан-28.
Ближний магистральный самолет Як-42 предназначен для перевозки 120 пассажиров на линиях протяженностью до 1800 км. Его силовая установка, состоящая из трех турбовентиляторных двигав телей, экономична по расходам топлива. Высокая энерговооруженность, применение эффективных закрылков и тормозов позволяют принимать самолет на аэродромах ограниченных размеров. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматизированное самолетовождение и посадку по второй категории международных норм. Наличие на самолете встроенных трапов не требует применения самоходных аэродромных средств. Два грузовых отсека, расположенных под полом пассажирской кабины, рассчитаны на перевозку стандартных контейнеров. Все эти достоинства Як-42 облегчают его летную, техническую и коммерческую эксплуатацию.
Средний магистральный самолет-аэробус Ил-86 на 350 мест создан для трасс с большими пассажиропотоками и интенсивным движением. Прогноз на ближайшее десятилетие показывает, что на линиях, где будет эксплуатироваться аэробус Ил-86, объем транспортной продукции достигнет одной пятой общего объема перевозок по главным автомагистралям страны. Летно-технические и тех — ‘ нико-экономические данные Ил-86 определены из условий планируемой его эксплуатации к 1985 г. по 27 конкретным маршрутам. Расчетная дальность полета обеспечивает минимальные эксплуатационные расходы. Благодаря большой пассажировместимости Ил-86 рост пассажиропотоков на средних авиалиниях с интенсивным движением не приведет в ближайшие 10—45 лет к увеличению загруженности воздушного транспорта и зон крупных аэропортов. На этот период сохраняется достаточный резерв повышения частоты рейсов по трассам, предназначенным для эксплуатации самолетов меньшей пассажировместимости, с учетом открытия полетов по новым направлениям. Снижение же частоты движения за счет самолетов-аэробусов даст возможность увеличить пропускную способность наиболее загруженных аэропортов, улучшить условия работы служб управления воздушным движением, повысить уровень
безопасности и регулярности полетов, культуру обслуживания, пассажиров
На смену широко известному самолету Ан-2 приходит Ан-28, который обладает большой скоростью (350 км/ч) и может перевозить 15 пассажиров на расстояние до 650 км. Кроме пассажирских перевозок, Ан-28 может быть использован для транспортирования грузов массой до 1,5 т, несения патрульной службы по охране лесов,. обслуживания геологоразведочных экспедиций и других нужд народного хозяйства страны.
Большие средства вкладываются в систему наземного обеспечения. Предусматривается внедрение новых наземных радиотехнических средств управления воздушным движением, навигации и посадки. Проводятся работы по созданию и освоению автоматизированных систем управления воздушным движением в аэродромной зоне и на трассах. Они должны обеспечивать сбор, обработку и отображение информации о воздушной обстановке на командно — диспетчерском пункте. Комплексное развитие бортовых и наземных радиотехнических средств УВД, навигации и посадки даст возможность повышать регулярность полетов, пропускную способность воздушных магистралей и аэропортов, обеспечивать высокий уровень безопасности и регулярности полетов.
Предусмотрено создание и внедрение перспективных средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов в аэропортах на новой технологической основе, в том числе высокопроизводительных машин и механизмов для обслуживания пассажиров, обработки багажа, почты и грузов, механизированной мойки самолетов, ухода за искусственными покрытиями перронов аэровокзалов, мест стоянок самолетов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
Задача ближней перспективы состоит в ускорении темпов внедрения в экономически оправданных размерах уже созданных и опробованных на практике прогрессивных технических средств и методов их эксплуатации взамен устаревших или менее эффективных. К этому направлению технического прогресса следует в первую очередь отнести широкое внедрение прогрессивных форм технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов, а также вопросы механизации и автоматизации всего транспортного процесса.
Прогнозируется, что прогресс в системе технического обслуживания и ремонта авиатехники, призванный повысить надежность и безопасность полетов, увеличить годовой налет каждого самолета, снизить трудоемкость и стоимость эксплуатации, будет обеспечиваться прежде всего за счет еще более широкого внедрения методов и средств обслуживания авиатехники по ее состоянию. Снижение трудоемкости технического обслуживания и упрощение са-‘ мих операций предусматривается осуществлять путем совершенствования конструкций летательных аппаратов, широкого внедрения агрегирования за счет модульного принципа построения двигателя и бортовых систем оборудования. Важная роль отводится унифи-
кации и стандартизации технических средств и их отдельных узлов и деталей. Широкое распространение должны получить системы .диагностирования и прогнозирования технического состояния, методы и средства неразрушающего контроля. Все эти меры, помимо экономических соображений, направлены на сокращение численности персонала, занятого обслуживанием авиатехники.
Механизация и автоматизация перевозочного процесса нацелена на переход от осуществляемой в настоящее время автоматизации отдельных операций к полной автоматизации технологических процессов-служб’ перевозок и движения. Увеличение плотности дви — ‘ жения и более экономное использование воздушного транспорта требуют дальнейшего повышения точности наземных и бортовых средств навигационного обеспечения полетов и средств оперативного управления полетами. Ставится задача — полностью исключить зависимость воздушного транспорта от погодных условий. Автоматизация управления воздушным движением ориентирована на широкое внедрение бортовых вычислительных комплексов, повышение помехозащищенности, исключение субъективного фактора в действиях операторов и диспетчеров УВД.
Взаимодействие с другими видами транспорта вынуждает особое внимание. уделять совершенствованию технического обслуживания пассажиров и обработки грузов. По зарубежным данным на ближайшие 10 лет ставится задача сократить на 20—26% время погрузочно-разгрузочных работ за счет расширения номенклатуры специализированных транспортных и специальных средств перрона, складов и вокзалов. Важнейшей задачей в этой области является дальнейшее повышение уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций с тарно-штучными грузами, значительное расширение объемов перевозок грузов в контейнерах и пакетированном виде, совершенствование технических средств и технологии складского хозяйства, автоматизация процессов поиска и адресования грузов.
Важнейшим требованием к перспективным воздушным перевозкам является обеспечение их высоких качеств. Они включают в себя безопасность и регулярность полетов, своевременность перевозок, минимальное время отправки пассажиров в аэропорт и доставки в город, высокий сервис, комфорт. Очевидно, здесь необходима процедура комплексного поиска рациональных системных решений При этом важную роль будут играть обеспечивающие технические средства, различного рода технологические системы, автоматизированные централизованные и децентрализованные системы управления воздушным движением, оснащение аэропортов, транспортные средства, обеспечивающие скоростную доставку пассажиров «от двери к двери» и др. ‘
Научно-технический прогресс бесспорно является важнейшим слагаемым эффективности. Однако достижения научно-технического прогресса лишь тогда могут принести реальную пользу, когда они используются с максимальной полнотой. Еще К — Маркс писал: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. Кроме
того, она подвергается разрушительному действию естественного обмена веществ. Железо ржавеет, дерево гниет. Пряжа, которая не ■будет использована для тканья, представляет собой испорченный хлопок.** Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить из мертвых, превратить из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости»[3]. Максимально эффективное использование производственного потенциала в основном зависит ■от совершенства хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм воздушного транспорта — это сложная организационно-экономическая система, которая включает планирование, экономические рычаги и стимулы, организационное построение хозяйственных органов, методы и стиль работы, различные формы участия трудовых коллективов в управлении производством. Неотъемлемой частью хозяйственного механизма воздушного транспорта выступают критерии и показатели, служащие для •оценки работы предприятий, юридические акты, стандарты, нормативы, используемые для регулирования производственно-хозяйственной деятельности.
Совершенствование хозяйственного механизма — это главное звено, с помощью которого происходит совершенствование производственных отношений, обусловленное изменениями в производительных силах, и на этой основе — наиболее полная реализация факторов роста эффективности производства. Одновременно с. изменением организационных форм управления совершенствуется их экономическое содержание, управленческая деятельность все больше опирается на новую, современную техническую базу и неизмеримо усиливается растущей активностью масс.
В грджданской авиации последовательно осуществляются меры по улучшению всех звеньев хозяйственного механизма.
В области плановой работы поставлена’задача привести систему планирования в соответствие с новыми масштабами деятельности, обликом воздушного транспорта и требованиями времени. Плановая деятельность все больше направлена на получение конечных народнохозяйственных результатов. В отрасли разработана и последовательно внедряется система комплексного планирования развития воздушного транспорта, представляющая собой — систему методов, позволяющих согласовать по этапам,- периодам и уровням управления комплексные программы развития’воздушного транспорта. В системе комплексного планирования широко используются взаимно увязанные экономико-математические модели, что обеспечивает сбалансированное планирование развития воздушного транспорта на близкую (до 5 лет) и более отдаленную (до 10— 15 лет) перспективу. Технология планирования включает в себя два периода: предплановый и плановый. В первом периоде осуществляется разработка или уточнение системы целей, комплексных прогнозов и комплексных программ развития воздушного транспорта. Во втором периоде разрабатываются концепции, ое-
новные направления и проекты планов экономического и социального развития отрасли.
Формирование системы целей осуществляется на отраслевом уровне, на уровне республиканских производственных объединений (управлений гражданской авиации) и на уровне предприятий.
Формирование комплексных программ развития воздушного транспорта на плановый период включает перечень функционирующих и вновь разрабатываемых программ, оценку их реализуемости в плановом периоде, балансировку программ по ресурсам отрасли. При этом особое внимание уделяется анализу уровня целевой, проектно-научной, структурной и ресурсной разработки каждой программы.
На основании системы целей и комплексных программ формируются проблемы развития воздушного транспорта с учетом ограничений и нормативов по уровню тарифов, рентабельности, производительности, лимитам на авиатопливо, капитальному строитель — ‘ ству, а также по поставкам авиатехники промышленностью. При формировании проблем используются прогнозы: спроса на воз
душные перевозки, производственных возможностей авиапредприятий, научно-технического прогресса, ресурсного обеспечения.
Сводные показатели и ограничения развития воздушного транспорта применяются для количественного обоснования закладываемой в перспективный план стратегии научно-технического, техникоэкономического и социального развития отрасли в плановом периоде. На основе этих материалов разрабатываются основные направления развития воздушного транспорта на перспективу 10^- 15 лет и пятилетние планы экономического и социального развития отрасли.
Разработка планов ведется в программном, функциональном и региональном разрезах с применением балансового метода (увязка потребностей и ресурсов) и метода оптимизации плановых решений (разработка вариантов и выбор оптимального). Перспективный план является оптимальным, если он обеспечивает ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда, рост эффективности производства, достижение народнохозяйственных целей, согласованность и сбалансированность показателей, соблюдение ограничений, накладываемых условиями политического и социального характера, согласованность программного, функционального и территориального разрезов, достижение экстремальных значений критериев оптимальности на каждом уровне производства, реализуемость плановых заданий в конкретных условиях функционирования воздушного транспорта.
Хозяйственный механизм воздушного транспорта обеспечивает органическое единство системы комплексного планирования с использованием экономических рычагов и стимулов, которые побуждают трудовые коллективы брать и выполнять напряженные задания, снижать издержки производства, быстрее внедрять и осваивать новую технику, достигать лучших конечных результатов. Для этого в системе комплексного планирования предусматривается
усиление воздействия хозяйственного расчета, системы оплаты труда, формирования и расходования фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования на производительность труда и конечные результаты производства. Основой дальнейшего развития хозяйственного. расчета в объединениях становятся зада’ния пятилетнего плана и долговременные экономические нормативы.,
Важную роль в увязке хозрасчета с заданиями пятилетнего• плана должны сыграть дифференцированные по годам пятилетки сбалансированные экономические нормативы, в частности нормативы заработной платы на рубль продукции, фондов экономического стимулирования и распределения прибыли. Величина ресурсов, выделяемых в распоряжение хозяйственных организаций, поставлена в прямую зависимость от улучшения конечных результатов их производственной деятельности. Укрепление хозрасчетных отношений тесно связано с дальнейшим развитием трудовых коллективов, расширением прав объединений и предприятий.
Совершенствование хозяйственного механизма направлено на упорядочение организационной структуры и методов управления. Основными характеристиками здесь являются уровни организации производства, труда и управления.
Совершенствование организации производства’—это комплексная задача, включающая проблемы улучшения организационной структуры предприятий и объединений, рационального использования самолето-вертолетного парка, применения современных методов и форм организации производства, использования математических методов и ЭВМ, повышения качества рабочей силы, научной организации трудового процесса и др.
Большинство нз перечисленных проблем направлено на рационализацию производства, повышение уровня его организации. Цель этой рационализации заключается в том, чтобы наилучшим образом, т. е. с минимальными затратами при высоком качестве подготовки техники и обеспечения полетов, использовать имеющиеся производственные фонды. Уровень организации производства непосредственно влияет на эффективность и качество всех составляющих технологического процесса авиапредприятий, начиная с операций обслуживания пассажиров и обработки грузов и кончая обеспечением высокого уровня исправности техники, исключением простоев исправной техники и как следствие обеспечением интенсивного использования самолето-вертолетного парка. Сокращение длительности и трудоемкости обслуживания пассажиров и техники приводит к ускорению оборачиваемости оборотных фондов, сокращению заделов незавершенного производства, улучшению использования оборудования, что в конечном итоге обусловливает повышение производительности труда, снижение себестоимости тонно — километра и рост рентабельности производства.
Организация труда неразрывно связана с уровнем техники, технологии и организации производства. Уровень организации труда характеризуется коэффициентом использования рабочего времени, удельным весом технически обоснованных норм, прогрессивностью
форм разделения и кооперации труда рабочих, коэффициентом сменности и текучести рабочих кадров, уровнем трудовой дисциплины и др. Доминирующее влияние на организацию труда оказывает качество рабочей силы. Достигнутый уровень авиационной техники и широкие перспективы ее дальнейшего развития предъявляют к работникам гражданской авиации требование высокой культуры и большого профессионального мастерства. Требования эти выдвинула сама жизнь, ибо они не только повышают качество и производительность труда, но и являются основой безопасности полетов. Статистика показывает, что значительная часть летных происшествий и предпосылок к ним связана с недостатками в профессиональной подготовке, низким уровнем воспитания и дисциплины, малым опытом работы, недостаточной инициативой и ответственностью за порученное дело. Исключение этих недостатков является одной из задач учебных заведений.
Обучение в специальных учебных заведениях гражданской авиации воспитывает учащихся в духе высокой ответственности, приучает к исполнительности, дисциплине и порядку, как этого требует Устав о дисциплине работников гражданской авиации.
Совершенствование управления воздушным транспортом предполагает развитие и повышение эффективности систем управления и вычислительных центров. В гражданской авиации функционируют две очереди автоматизированной подсистемы—АСУ «Перспектива», технической базой которых являются быстродействующие ЭВМ третьего поколения. При посредстве АСУ уже решается ряд вопросов перспективного и оперативного, планирования и управления в масштабе’отрасли. В 1979 г. внедрена автоматизированная система контроля исполнения организационно-распорядительных ‘документов Министерства гражданской авиации — АСКОРД. Ее внедрение способствует повышению исполнительной дисциплины, совершенствованию контроля и анализа выполнения директивных документов.
Создаются новые комплексы автоматизированных систем управления. Ведутся работы по автоматизации управления воздушным движением, а также взлета и посадки, что значительно увеличит пропускную способность аэропорта, повысит безопасность и регулярность полетов. Электронно-вычислительная техника находит широкое применение при обслуживании пассажиров.
Еще одно направление совершенствования хозяйственного механизма связано с последовательным расширением участия трудящихся в управлении производством, развитием инициативы трудовых коллективов. Эта группа факторов в значительной мере связана с социалистическим соревнованием.
Социалистическое соревнование в современных условиях направлено на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов. Высшей формой социалистического соревнования является движение за коммунистическое отношение к труду. Оно как бы вбирает в себя все важнейшие стороны трудового сотрудничества при социализме, обеспечивает наибольший рост произво-
дительности труда и вместе с тем предполагает развитие коммунистической сознательности.
Научно-технический прогресс и хозяйственный механизм включают в ^себя практически все рычаги и стимулы повышения эффективности воздушного транспорта. Это главные слагаемые эффективности, ее содержательная основа. Вместе с тем следует отчетливо понимать, что высокий технический уровень авиационной техники и авиапроизводства и весьма совершенный хозяйственный механизм — это только необходимые условия высокого уровня эффек-. тивности производства, но недостаточные. Действенность научно — технического прогресса и хозяйственного механизма связана с человеческим фактором, уровнем социальной активности рабочей силы, что проявляется через качество работы.
Качество работы воздушного транспорта — это комплексная характеристика использования возможностей научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. Высокое качество работы— это сбережение труда и материальных ресурсов, высокое качество планов, т. е. их обоснованность и сбалансированность, высокое качество управленческой деятельности — от первичных звеньев производственного аппарата до уровня министерства, укрепление трудовой дисциплины, улучшение качества производимой продукции. В конечном итоге высокое качество работы—-это лучшее, более полное удовлетворение потребностей общества [4].
Повышение качества работы — воздушного транспорта направлено на удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Первый аспект отражает собственно качественную сторону работы Аэрофлота по обслуживанию пассажиров и грузовой клиентуры. Сюда относятся обеспечение безопасности и регулярности полетов, а также повышение качества обслуживания пассажиров в аэропортах и на воздушных линиях. Вторым аспектом является улучшение качества использования основных производственных фондов, повышение эффективности использования самолето-вертолетного парка (СВП) и обеспечение строжайшего режима экономии авиационного топлива,-
Существует ряд факторов, определяющих налет СВП. К основным из них относятся ресурсы самолето-вертолетного парка (амортизационные и межремонтные сроки службы), технический уровень авиационно-технических баз и авиаремонтных заводов, оборудование аэропортов, уровень организации перевозок, качество графиков-расписаний воздушного движения и их выполнения, простои техники в исправном состоянии, сезонность перевозок, количество экипажей на один летательный аппарат, объективные факторы (сложные метеоусловия, часть ночного, неудобного для пассажиров времени, задержки рейсов) и т. д.
Перечисленные факторы оказывают различное влияние на налет часов. Наиболее эффективными являются мероприятия, направленные на сокращение суммарной продолжительности регла-
ментного обслуживания и ремонта, а также простоя исправного самолета. Поэтому совершенствование системы технического обслуживания и ремонта является обоснованным и жизненно необходимым. При этом определенный эффект может быть достигнут с помощью организационных мероприятий, не требующих больших капитальных вложений. Но более перспективно техническое перевооружение инженерных служб, существенное улучшение в них учета и информационного обеспечения на базе ЭВМ.
Для того чтобы повысить эксплуатационную технологичность поступающих в Аэрофлот самолетов и вертолетов и исключить многочисленные доработки на СВП в процессе их эксплуатации, необходимо к этой работе привлечь заводы-изготовители. Сокращение продолжительности ремонта и регламентных работ в 1,5— 2 раза и повышение за счет этого годового налета часов на 25— 30% представляются задачами ближайшего будущего. Большие возможности заключены также в сокращении времени Простоя исправной авиационной техники, уменьшении плановой производительности стоянок самолетов в аэропортах, сокращении плановой продолжительности технического обслуживания, ремонта, посадок, уменьшении вспомогательного и непроизводительного налета часов, повышении уровня исправности авиационной техники. Существенным фактором улучшения использования самолето-вертолетного парка является повышение коммерческой загрузки. Она зависит от изучения спроса на перевозки, рекламно-информационной работы, принятия оперативных мер в случае недогрузки летательных аппаратов и других факторов.
Воздушный транспорт, является крупным потребителем нефтепродуктов и особенно наиболее ценных сортов. В эксплуатационных расходах Аэрофлота на долю авиатоплива и масел приходится свыше 20%. Следовательно, каждый процент экономии этих материалов позволяет сберечь значительные денежные средства. Не случайно в условиях социалистического соревнования в гражданской авиации экономия ГСМ введена в качестве одного из основных показателей. Она достигается на практике за счет интенсивного использования самолетов с меньшим удельным расходом авиатоплива на единицу транспортной работы, подбора оптимальных режимов работы двигателей, улучшения организации и контроля за состоянием и хранением авиатоплива и т. д.
Обобщающим показателем качества работы воздушного транспорта является рост производительности труда. Главный путь повышения производительности труда—ускорение научно-технического прогресса. Использование достижений науки и техники позволит значительно поднять темпы комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и сократить на 15—20% численность рабочих, занятых ручным трудом. Крупный резерв производительности труда — совершенствование его организации на научной основе. Опыт передовых предприятий показывает, что каждый рубль, вложенный-в улучшение организации труда, дает за год по. меньшей мере 2 руб. экономии. Не менее важными фак-
торами повышения производительности труда являются улучшение нормирования труда, ускорение внедрения технически обоснованных норм выработки и нормативов обслуживания, сокращение текучести кадров, повышение трудовойдисциплины и производственной, обеспечение более полного и рационального использования рабочего времени, устранение простоев и непроизводительных затрат.
Дисциплина и организованность на всех участках работы, своевременное аргументированное решение возникающих проблем — непременное условие бесперебойного и четкого функционирования механизма и повышения качества работы воздушного транспорта.
Ориентация воздушного транспорта на существенное повышение его эффективности требует пересмотра укоренившихся взглядов на роль и место количественных методов оценки эффективности производства. На наш взгляд, теория эффективности должна активно способствовать реализации целевых комплексных программ, обеспечивающих динамичное и пропорциональное развитие общественного производства, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. ■