ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Эффективность воздушного транспорта, как и любой ‘ другой отрасли, всецело определяется результативностью живого труда. Живой труд был и остается единственным творчески активным на­чалом производства, его экономия представляет собой неисчерпа­емый резерв повышения эффективности. В современных условиях экономия живого труда достигается преимущественно за счет тех­нического совершенствования производства, т. е. за счет прошлого (овеществленного) труда. Причем затраты прошлого труда стали абсолютно преобладающими. Это обстоятельство определяет осо­бую роль научно-технического прогресса: внедрение достижений

науки несет с собой глубокое преобразование всех факторов произ­водства— средств и предметов труда, технологии и источников энергии. Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства обеспечива­ет решительный поворот к использованию интенсивных факторов развития производства, его качественно новый уровень и масшта­бы. Органическое соединение этих двух могущественных факторов прогресса обеспечивает хозяйственный механизм, включающий в себя, как известно, планирование, экономические рычаги и стиму­лы, организационную структуру хозяйственных органов, методы и стиль работы, формы участия трудовых коллективов в управлений производством.

Научно-технический прогресс в гражданской авиации является основой эффективности. Он обеспечивает непрерывное совершенст­вование авиационной техники и ее эксплуатации, внедрение про­грессивных форм обслуживания пассажиров и обработки грузов, пропорциональное развитие всей технической базы воздушного транспорта. Это достигается путем: проведения экспериментальных и научно-технических работ по созданию новых самолетов с летно — техннческими характеристиками, соответствующими перспектив­ным требованиям развития воздушного транспорта; внедрения но­вых типов самолетов и вертолетов, превышающих по своей произ­водительности существующие в 2—3 раза; решения всех вопросов, связанных с обеспечением нормальной их эксплуатации (строи-

тельство аэродромной сети, аэровокзальных комплексов и т. д.); совершенствования бортовых и наземных систем навигационного и радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию процессов управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов, повышения уровня комплексной механизации погрузоч­но-разгрузочных работ; постоянного совершенствования технико­экономических характеристик существующих в настоящее время летательных аппаратов.

За годы последних пятилеток воздушный транспорт превращен в мощную отрасль народного хозяйства, причем экономический и научно-технический потенциал отрасли’ продолжает непрерывно расти.

В эксплуатацию поступает более совершенная и более произво­дительная техника. В числе новых самолетов такие, как Як-42, Ил-86, Ан-28.

Ближний магистральный самолет Як-42 предназначен для пере­возки 120 пассажиров на линиях протяженностью до 1800 км. Его силовая установка, состоящая из трех турбовентиляторных двигав телей, экономична по расходам топлива. Высокая энерговооружен­ность, применение эффективных закрылков и тормозов позволяют принимать самолет на аэродромах ограниченных размеров. Пило­тажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматизиро­ванное самолетовождение и посадку по второй категории между­народных норм. Наличие на самолете встроенных трапов не требу­ет применения самоходных аэродромных средств. Два грузовых отсека, расположенных под полом пассажирской кабины, рассчи­таны на перевозку стандартных контейнеров. Все эти достоинства Як-42 облегчают его летную, техническую и коммерческую эксплу­атацию.

Средний магистральный самолет-аэробус Ил-86 на 350 мест создан для трасс с большими пассажиропотоками и интенсивным движением. Прогноз на ближайшее десятилетие показывает, что на линиях, где будет эксплуатироваться аэробус Ил-86, объем транс­портной продукции достигнет одной пятой общего объема перево­зок по главным автомагистралям страны. Летно-технические и тех — ‘ нико-экономические данные Ил-86 определены из условий плани­руемой его эксплуатации к 1985 г. по 27 конкретным маршрутам. Расчетная дальность полета обеспечивает минимальные эксплуата­ционные расходы. Благодаря большой пассажировместимости Ил-86 рост пассажиропотоков на средних авиалиниях с интенсив­ным движением не приведет в ближайшие 10—45 лет к увеличению загруженности воздушного транспорта и зон крупных аэропортов. На этот период сохраняется достаточный резерв повышения часто­ты рейсов по трассам, предназначенным для эксплуатации самоле­тов меньшей пассажировместимости, с учетом открытия полетов по новым направлениям. Снижение же частоты движения за счет са­молетов-аэробусов даст возможность увеличить пропускную спо­собность наиболее загруженных аэропортов, улучшить условия ра­боты служб управления воздушным движением, повысить уровень

безопасности и регулярности полетов, культуру обслуживания, пас­сажиров

На смену широко известному самолету Ан-2 приходит Ан-28, который обладает большой скоростью (350 км/ч) и может перево­зить 15 пассажиров на расстояние до 650 км. Кроме пассажирских перевозок, Ан-28 может быть использован для транспортирования грузов массой до 1,5 т, несения патрульной службы по охране ле­сов,. обслуживания геологоразведочных экспедиций и других нужд народного хозяйства страны.

Большие средства вкладываются в систему наземного обеспече­ния. Предусматривается внедрение новых наземных радиотехни­ческих средств управления воздушным движением, навигации и по­садки. Проводятся работы по созданию и освоению автоматизиро­ванных систем управления воздушным движением в аэродромной зоне и на трассах. Они должны обеспечивать сбор, обработку и отображение информации о воздушной обстановке на командно — диспетчерском пункте. Комплексное развитие бортовых и наземных радиотехнических средств УВД, навигации и посадки даст возмож­ность повышать регулярность полетов, пропускную способность воздушных магистралей и аэропортов, обеспечивать высокий уро­вень безопасности и регулярности полетов.

Предусмотрено создание и внедрение перспективных средств комплексной механизации и автоматизации производственных про­цессов в аэропортах на новой технологической основе, в том числе высокопроизводительных машин и механизмов для обслуживания пассажиров, обработки багажа, почты и грузов, механизирован­ной мойки самолетов, ухода за искусственными покрытиями перро­нов аэровокзалов, мест стоянок самолетов, взлетно-посадочных по­лос, рулежных дорожек.

Задача ближней перспективы состоит в ускорении темпов внед­рения в экономически оправданных размерах уже созданных и опробованных на практике прогрессивных технических средств и методов их эксплуатации взамен устаревших или менее эффектив­ных. К этому направлению технического прогресса следует в пер­вую очередь отнести широкое внедрение прогрессивных форм тех­нического обслуживания и ремонта летательных аппаратов, а так­же вопросы механизации и автоматизации всего транспортного процесса.

Прогнозируется, что прогресс в системе технического обслужи­вания и ремонта авиатехники, призванный повысить надежность и безопасность полетов, увеличить годовой налет каждого самоле­та, снизить трудоемкость и стоимость эксплуатации, будет обеспе­чиваться прежде всего за счет еще более широкого внедрения ме­тодов и средств обслуживания авиатехники по ее состоянию. Сни­жение трудоемкости технического обслуживания и упрощение са-‘ мих операций предусматривается осуществлять путем совершенст­вования конструкций летательных аппаратов, широкого внедрения агрегирования за счет модульного принципа построения двигателя и бортовых систем оборудования. Важная роль отводится унифи-

кации и стандартизации технических средств и их отдельных узлов и деталей. Широкое распространение должны получить системы .диагностирования и прогнозирования технического состояния, ме­тоды и средства неразрушающего контроля. Все эти меры, помимо экономических соображений, направлены на сокращение численно­сти персонала, занятого обслуживанием авиатехники.

Механизация и автоматизация перевозочного процесса нацеле­на на переход от осуществляемой в настоящее время автоматиза­ции отдельных операций к полной автоматизации технологических процессов-служб’ перевозок и движения. Увеличение плотности дви — ‘ жения и более экономное использование воздушного транспорта требуют дальнейшего повышения точности наземных и бортовых средств навигационного обеспечения полетов и средств оператив­ного управления полетами. Ставится задача — полностью исклю­чить зависимость воздушного транспорта от погодных условий. Автоматизация управления воздушным движением ориентирована на широкое внедрение бортовых вычислительных комплексов, по­вышение помехозащищенности, исключение субъективного фактора в действиях операторов и диспетчеров УВД.

Взаимодействие с другими видами транспорта вынуждает осо­бое внимание. уделять совершенствованию технического обслужи­вания пассажиров и обработки грузов. По зарубежным данным на ближайшие 10 лет ставится задача сократить на 20—26% время погрузочно-разгрузочных работ за счет расширения номенклатуры специализированных транспортных и специальных средств перро­на, складов и вокзалов. Важнейшей задачей в этой области явля­ется дальнейшее повышение уровня комплексной механизации по­грузочно-разгрузочных операций с тарно-штучными грузами, зна­чительное расширение объемов перевозок грузов в контейнерах и пакетированном виде, совершенствование технических средств и технологии складского хозяйства, автоматизация процессов поиска и адресования грузов.

Важнейшим требованием к перспективным воздушным перевоз­кам является обеспечение их высоких качеств. Они включают в се­бя безопасность и регулярность полетов, своевременность перево­зок, минимальное время отправки пассажиров в аэропорт и достав­ки в город, высокий сервис, комфорт. Очевидно, здесь необходима процедура комплексного поиска рациональных системных решений При этом важную роль будут играть обеспечивающие технические средства, различного рода технологические системы, автоматизиро­ванные централизованные и децентрализованные системы управле­ния воздушным движением, оснащение аэропортов, транспортные средства, обеспечивающие скоростную доставку пассажиров «от двери к двери» и др. ‘

Научно-технический прогресс бесспорно является важнейшим слагаемым эффективности. Однако достижения научно-техническо­го прогресса лишь тогда могут принести реальную пользу, когда они используются с максимальной полнотой. Еще К — Маркс писал: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. Кроме

того, она подвергается разрушительному действию естественного обмена веществ. Железо ржавеет, дерево гниет. Пряжа, которая не ■будет использована для тканья, представляет собой испорченный хлопок.** Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить из мертвых, превратить из только возможных в действительные и дей­ствующие потребительные стоимости»[3]. Максимально эффективное использование производственного потенциала в основном зависит ■от совершенства хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм воздушного транспорта — это сложная организационно-экономическая система, которая включает плани­рование, экономические рычаги и стимулы, организационное по­строение хозяйственных органов, методы и стиль работы, различ­ные формы участия трудовых коллективов в управлении производ­ством. Неотъемлемой частью хозяйственного механизма воздушно­го транспорта выступают критерии и показатели, служащие для •оценки работы предприятий, юридические акты, стандарты, норма­тивы, используемые для регулирования производственно-хозяйст­венной деятельности.

Совершенствование хозяйственного механизма — это главное звено, с помощью которого происходит совершенствование произ­водственных отношений, обусловленное изменениями в производи­тельных силах, и на этой основе — наиболее полная реализация факторов роста эффективности производства. Одновременно с. из­менением организационных форм управления совершенствуется их экономическое содержание, управленческая деятельность все боль­ше опирается на новую, современную техническую базу и неизме­римо усиливается растущей активностью масс.

В грджданской авиации последовательно осуществляются меры по улучшению всех звеньев хозяйственного механизма.

В области плановой работы поставлена’задача привести систе­му планирования в соответствие с новыми масштабами деятельно­сти, обликом воздушного транспорта и требованиями времени. Плановая деятельность все больше направлена на получение ко­нечных народнохозяйственных результатов. В отрасли разработа­на и последовательно внедряется система комплексного планирова­ния развития воздушного транспорта, представляющая собой — сис­тему методов, позволяющих согласовать по этапам,- периодам и уровням управления комплексные программы развития’воздушного транспорта. В системе комплексного планирования широко исполь­зуются взаимно увязанные экономико-математические модели, что обеспечивает сбалансированное планирование развития воздушно­го транспорта на близкую (до 5 лет) и более отдаленную (до 10— 15 лет) перспективу. Технология планирования включает в себя два периода: предплановый и плановый. В первом периоде осу­ществляется разработка или уточнение системы целей, комплекс­ных прогнозов и комплексных программ развития воздушного транспорта. Во втором периоде разрабатываются концепции, ое-

новные направления и проекты планов экономического и социаль­ного развития отрасли.

Формирование системы целей осуществляется на отраслевом уровне, на уровне республиканских производственных объединений (управлений гражданской авиации) и на уровне предприятий.

Формирование комплексных программ развития воздушного транспорта на плановый период включает перечень функциониру­ющих и вновь разрабатываемых программ, оценку их реализуемо­сти в плановом периоде, балансировку программ по ресурсам от­расли. При этом особое внимание уделяется анализу уровня целе­вой, проектно-научной, структурной и ресурсной разработки каж­дой программы.

На основании системы целей и комплексных программ форми­руются проблемы развития воздушного транспорта с учетом огра­ничений и нормативов по уровню тарифов, рентабельности, произ­водительности, лимитам на авиатопливо, капитальному строитель — ‘ ству, а также по поставкам авиатехники промышленностью. При формировании проблем используются прогнозы: спроса на воз­

душные перевозки, производственных возможностей авиапредпри­ятий, научно-технического прогресса, ресурсного обеспечения.

Сводные показатели и ограничения развития воздушного транс­порта применяются для количественного обоснования закладывае­мой в перспективный план стратегии научно-технического, технико­экономического и социального развития отрасли в плановом пери­оде. На основе этих материалов разрабатываются основные на­правления развития воздушного транспорта на перспективу 10^- 15 лет и пятилетние планы экономического и социального развития отрасли.

Разработка планов ведется в программном, функциональном и региональном разрезах с применением балансового метода (увяз­ка потребностей и ресурсов) и метода оптимизации плановых ре­шений (разработка вариантов и выбор оптимального). Перспек­тивный план является оптимальным, если он обеспечивает ускоре­ние научно-технического прогресса, повышение производительности труда, рост эффективности производства, достижение народнохо­зяйственных целей, согласованность и сбалансированность показа­телей, соблюдение ограничений, накладываемых условиями поли­тического и социального характера, согласованность программно­го, функционального и территориального разрезов, достижение эк­стремальных значений критериев оптимальности на каждом уровне производства, реализуемость плановых заданий в конкретных ус­ловиях функционирования воздушного транспорта.

Хозяйственный механизм воздушного транспорта обеспечивает органическое единство системы комплексного планирования с ис­пользованием экономических рычагов и стимулов, которые побуж­дают трудовые коллективы брать и выполнять напряженные зада­ния, снижать издержки производства, быстрее внедрять и осваи­вать новую технику, достигать лучших конечных результатов. Для этого в системе комплексного планирования предусматривается

усиление воздействия хозяйственного расчета, системы оплаты тру­да, формирования и расходования фонда заработной платы и фон­дов экономического стимулирования на производительность труда и конечные результаты производства. Основой дальнейшего разви­тия хозяйственного. расчета в объединениях становятся зада’ния пятилетнего плана и долговременные экономические нормативы.,

Важную роль в увязке хозрасчета с заданиями пятилетнего• плана должны сыграть дифференцированные по годам пятилетки сбалансированные экономические нормативы, в частности норма­тивы заработной платы на рубль продукции, фондов экономичес­кого стимулирования и распределения прибыли. Величина ресур­сов, выделяемых в распоряжение хозяйственных организаций, по­ставлена в прямую зависимость от улучшения конечных результа­тов их производственной деятельности. Укрепление хозрасчетных отношений тесно связано с дальнейшим развитием трудовых кол­лективов, расширением прав объединений и предприятий.

Совершенствование хозяйственного механизма направлено на упорядочение организационной структуры и методов управления. Основными характеристиками здесь являются уровни организации производства, труда и управления.

Совершенствование организации производства’—это комплекс­ная задача, включающая проблемы улучшения организационной структуры предприятий и объединений, рационального использо­вания самолето-вертолетного парка, применения современных ме­тодов и форм организации производства, использования математи­ческих методов и ЭВМ, повышения качества рабочей силы, науч­ной организации трудового процесса и др.

Большинство нз перечисленных проблем направлено на рацио­нализацию производства, повышение уровня его организации. Цель этой рационализации заключается в том, чтобы наилучшим обра­зом, т. е. с минимальными затратами при высоком качестве подго­товки техники и обеспечения полетов, использовать имеющиеся производственные фонды. Уровень организации производства не­посредственно влияет на эффективность и качество всех составля­ющих технологического процесса авиапредприятий, начиная с опе­раций обслуживания пассажиров и обработки грузов и кончая обеспечением высокого уровня исправности техники, исключением простоев исправной техники и как следствие обеспечением интен­сивного использования самолето-вертолетного парка. Сокращение длительности и трудоемкости обслуживания пассажиров и техники приводит к ускорению оборачиваемости оборотных фондов, сокра­щению заделов незавершенного производства, улучшению исполь­зования оборудования, что в конечном итоге обусловливает повы­шение производительности труда, снижение себестоимости тонно — километра и рост рентабельности производства.

Организация труда неразрывно связана с уровнем техники, тех­нологии и организации производства. Уровень организации труда характеризуется коэффициентом использования рабочего времени, удельным весом технически обоснованных норм, прогрессивностью

форм разделения и кооперации труда рабочих, коэффициентом сменности и текучести рабочих кадров, уровнем трудовой дисцип­лины и др. Доминирующее влияние на организацию труда оказы­вает качество рабочей силы. Достигнутый уровень авиационной техники и широкие перспективы ее дальнейшего развития предъяв­ляют к работникам гражданской авиации требование высокой культуры и большого профессионального мастерства. Требования эти выдвинула сама жизнь, ибо они не только повышают качество и производительность труда, но и являются основой безопасности полетов. Статистика показывает, что значительная часть летных происшествий и предпосылок к ним связана с недостатками в про­фессиональной подготовке, низким уровнем воспитания и дисцип­лины, малым опытом работы, недостаточной инициативой и ответ­ственностью за порученное дело. Исключение этих недостатков является одной из задач учебных заведений.

Обучение в специальных учебных заведениях гражданской ави­ации воспитывает учащихся в духе высокой ответственности, при­учает к исполнительности, дисциплине и порядку, как этого требует Устав о дисциплине работников гражданской авиации.

Совершенствование управления воздушным транспортом пред­полагает развитие и повышение эффективности систем управления и вычислительных центров. В гражданской авиации функциониру­ют две очереди автоматизированной подсистемы—АСУ «Перспек­тива», технической базой которых являются быстродействующие ЭВМ третьего поколения. При посредстве АСУ уже решается ряд вопросов перспективного и оперативного, планирования и управле­ния в масштабе’отрасли. В 1979 г. внедрена автоматизированная система контроля исполнения организационно-распорядительных ‘документов Министерства гражданской авиации — АСКОРД. Ее внедрение способствует повышению исполнительной дисциплины, совершенствованию контроля и анализа выполнения директивных документов.

Создаются новые комплексы автоматизированных систем управ­ления. Ведутся работы по автоматизации управления воздушным движением, а также взлета и посадки, что значительно увеличит пропускную способность аэропорта, повысит безопасность и регу­лярность полетов. Электронно-вычислительная техника находит широкое применение при обслуживании пассажиров.

Еще одно направление совершенствования хозяйственного ме­ханизма связано с последовательным расширением участия трудя­щихся в управлении производством, развитием инициативы трудо­вых коллективов. Эта группа факторов в значительной мере связа­на с социалистическим соревнованием.

Социалистическое соревнование в современных условиях на­правлено на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов. Высшей формой социалистического соревнования является движение за коммунистическое отношение к труду. Оно как бы вбирает в себя все важнейшие стороны трудового сотруд­ничества при социализме, обеспечивает наибольший рост произво-

дительности труда и вместе с тем предполагает развитие коммунис­тической сознательности.

Научно-технический прогресс и хозяйственный механизм вклю­чают в ^себя практически все рычаги и стимулы повышения эффек­тивности воздушного транспорта. Это главные слагаемые эффек­тивности, ее содержательная основа. Вместе с тем следует отчет­ливо понимать, что высокий технический уровень авиационной тех­ники и авиапроизводства и весьма совершенный хозяйственный ме­ханизм — это только необходимые условия высокого уровня эффек-. тивности производства, но недостаточные. Действенность научно — технического прогресса и хозяйственного механизма связана с че­ловеческим фактором, уровнем социальной активности рабочей силы, что проявляется через качество работы.

Качество работы воздушного транспорта — это комплексная характеристика использования возможностей научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. Высокое качество работы— это сбережение труда и материальных ресурсов, высокое качество планов, т. е. их обоснованность и сбалансированность, высокое ка­чество управленческой деятельности — от первичных звеньев про­изводственного аппарата до уровня министерства, укрепление тру­довой дисциплины, улучшение качества производимой продукции. В конечном итоге высокое качество работы—-это лучшее, более полное удовлетворение потребностей общества [4].

Повышение качества работы — воздушного транспорта направле­но на удовлетворение потребностей населения и народного хозяй­ства в воздушных перевозках и использование трудовых, матери­альных и финансовых ресурсов.

Первый аспект отражает собственно качественную сторону ра­боты Аэрофлота по обслуживанию пассажиров и грузовой клиен­туры. Сюда относятся обеспечение безопасности и регулярности полетов, а также повышение качества обслуживания пассажиров в аэропортах и на воздушных линиях. Вторым аспектом является улучшение качества использования основных производственных фондов, повышение эффективности использования самолето-верто­летного парка (СВП) и обеспечение строжайшего режима эконо­мии авиационного топлива,-

Существует ряд факторов, определяющих налет СВП. К основ­ным из них относятся ресурсы самолето-вертолетного парка (амор­тизационные и межремонтные сроки службы), технический уро­вень авиационно-технических баз и авиаремонтных заводов, обо­рудование аэропортов, уровень организации перевозок, качество графиков-расписаний воздушного движения и их выполнения, про­стои техники в исправном состоянии, сезонность перевозок, коли­чество экипажей на один летательный аппарат, объективные фак­торы (сложные метеоусловия, часть ночного, неудобного для пас­сажиров времени, задержки рейсов) и т. д.

Перечисленные факторы оказывают различное влияние на на­лет часов. Наиболее эффективными являются мероприятия, на­правленные на сокращение суммарной продолжительности регла-

ментного обслуживания и ремонта, а также простоя исправного самолета. Поэтому совершенствование системы технического об­служивания и ремонта является обоснованным и жизненно необхо­димым. При этом определенный эффект может быть достигнут с помощью организационных мероприятий, не требующих больших капитальных вложений. Но более перспективно техническое пере­вооружение инженерных служб, существенное улучшение в них уче­та и информационного обеспечения на базе ЭВМ.

Для того чтобы повысить эксплуатационную технологичность поступающих в Аэрофлот самолетов и вертолетов и исключить многочисленные доработки на СВП в процессе их эксплуатации, необходимо к этой работе привлечь заводы-изготовители. Сокра­щение продолжительности ремонта и регламентных работ в 1,5— 2 раза и повышение за счет этого годового налета часов на 25— 30% представляются задачами ближайшего будущего. Большие возможности заключены также в сокращении времени Простоя ис­правной авиационной техники, уменьшении плановой производи­тельности стоянок самолетов в аэропортах, сокращении плановой продолжительности технического обслуживания, ремонта, посадок, уменьшении вспомогательного и непроизводительного налета ча­сов, повышении уровня исправности авиационной техники. Су­щественным фактором улучшения использования самолето-верто­летного парка является повышение коммерческой загрузки. Она зависит от изучения спроса на перевозки, рекламно-информаци­онной работы, принятия оперативных мер в случае недогрузки ле­тательных аппаратов и других факторов.

Воздушный транспорт, является крупным потребителем нефте­продуктов и особенно наиболее ценных сортов. В эксплуатацион­ных расходах Аэрофлота на долю авиатоплива и масел приходит­ся свыше 20%. Следовательно, каждый процент экономии этих ма­териалов позволяет сберечь значительные денежные средства. Не случайно в условиях социалистического соревнования в граждан­ской авиации экономия ГСМ введена в качестве одного из основ­ных показателей. Она достигается на практике за счет интенсивно­го использования самолетов с меньшим удельным расходом авиа­топлива на единицу транспортной работы, подбора оптимальных режимов работы двигателей, улучшения организации и контроля за состоянием и хранением авиатоплива и т. д.

Обобщающим показателем качества работы воздушного тран­спорта является рост производительности труда. Главный путь по­вышения производительности труда—ускорение научно-техничес­кого прогресса. Использование достижений науки и техники позво­лит значительно поднять темпы комплексной механизации и авто­матизации производственных процессов и сократить на 15—20% численность рабочих, занятых ручным трудом. Крупный резерв производительности труда — совершенствование его организации на научной основе. Опыт передовых предприятий показывает, что каждый рубль, вложенный-в улучшение организации труда, дает за год по. меньшей мере 2 руб. экономии. Не менее важными фак-

торами повышения производительности труда являются улучшение нормирования труда, ускорение внедрения технически обоснован­ных норм выработки и нормативов обслуживания, сокращение те­кучести кадров, повышение трудовойдисциплины и производст­венной, обеспечение более полного и рационального использования рабочего времени, устранение простоев и непроизводительных за­трат.

Дисциплина и организованность на всех участках работы, своевременное аргументированное решение возникающих про­блем — непременное условие бесперебойного и четкого функциони­рования механизма и повышения качества работы воздушного транспорта.

Ориентация воздушного транспорта на существенное повыше­ние его эффективности требует пересмотра укоренившихся взгля­дов на роль и место количественных методов оценки эффективно­сти производства. На наш взгляд, теория эффективности должна активно способствовать реализации целевых комплексных про­грамм, обеспечивающих динамичное и пропорциональное развитие общественного производства, ускорение научно-технического про­гресса, рост производительности труда, всемерное улучшение ка­чества работы во всех звеньях народного хозяйства. ■