Точная зональная навигация

К точной (Precision) зональной навигации (P-RNAV) относится зональная нави­гация, в которой действуют требования к точности, соответствующие типу RNP1, и некоторые функциональные требования к оборудованию RNAV, но при этом не тре­буется соблюдение всех остальных "классических" аспектов RNP согласно [1]. При­менение P-RNAV обусловлено возможностью повышения точности навигации, а, следовательно, и пропускной способности воздушного пространства в аэроузловых зонах (ТМА) с интенсивным воздушным движением.

В документе [2] определен целый набор функциональных и эксплуатационных требований к оборудованию P-RNAV и бортовой базе аэронавигационных данных.

Для достижения требуемой для P-RNAV точности возможно использование следующих типов датчиков навигационных сигналов:

— GPS без каких либо функциональных дополнений;

— двух DME или одного VOR/DME, расположенных в определенных местах ТМА.

Использование инерциальных систем возможно только в течение нескольких минут после взлета или очередной коррекции по VOR/DME, DME/DME или GPS. В основном ИНС выполняет роль инерциальной поддержки оборудования RNAV для повышения ее готовности и непрерывности обслуживания. Но эти важные характе­ристики классических RNP для Европейской P-RNAV не являются обязательными, и это является главным отличием P-RNAV от RNP1. Поэтому решающего значения для сертификации оборудования по P-RNAV его инерциальная составляющая не имеет.

При введении в ТМА процедур P-RNAV авиационные власти государств и соот­ветствующие службы ОрВД (ASM) должны гарантировать, что:

1) все процедуры P-RNAV в этой ТМА:

— не противоречат техническим положениям ИКАО, представленным в Doc. 8168 [12];

— разработаны в соответствии с обязательными требованиями Евроконтроля

[131;

— учитывают функциональные и технические характеристики систем P-RNAV, предписанные в документе [13];

— учитывают, что использование вертикальной навигации VNAV для P-RNAV не является обязательным и что возможно использование обычных методов верти­кального наведения;

— опубликованы так, что на схемах процедур P-RNAV указаны радианы, пеленги и дальности от наземных маяков до точек пути, используемых в процедурах, чтобы летный экипаж мог дополнительно контролировать пролет этих точек по наземным РТС,

2) все точки пути траектории P-RNAV заданы в системе координат WGS-84;

3) полномочный орган ОрВД (ASM) подтвердил, что построение процедуры и

навигационная инфраструктура (наземные РТС) обеспечивают ее адекватное вы­полнение на всех участках. При этом учитываются летно-технические характеристи­ки категорий ВС, для которых эта процедура предназначена. Иногда такие процеду­

ры облетываются на специальном самолете с участием уполномоченных лиц ОрЕЗД;

4) если процедура позволяет выбирать источник навигационного сигнала (на­пример, GNSS, DME/DME или VOR/DME), то применяются критерии учета препятст­вий для таких средств, которые обеспечивают наихудшую точность навигации;

5) включены в АИП и указаны на применяемых картах навигационные средст­ва, обязательные для использования при выполнении данной процедуры, а также

средства, которые не должны использоваться летным экипажем в системе RNAV

(наиболее часто это касается маяков VOR/DME);

6) осуществляется мониторинг навигационных сигналов GNSS, DME, VOR, требуемых для выполнения данной процедуры. Если какая-либо система определе­на как обязательная для использования, а она не работает, то выпускается соответ­ствующий NOTAM;

7) для процедур, предполагающих использование в качестве датчика только

систему GNSS, учитывается риск потери сигналов спутников или прерывания RAIM, а, следовательно, и потери статуса P-RNAV сразу у группы ВС. Как правило, такой риск компенсируется установкой одного маяка DME или VOR/DME для поддержки всех процедур P-RNAV в этой ТМА;

8) для избежания серьезной опасности в случае отказа оборудования P-RNAV при полете по траекториям, которые пролегают ниже применяемой MSA, или когда не обеспечен радиолокационный контроль полета, в АИП внесено требование о не­обходимости иметь на борту двойной комплект оборудования P-RNAv. В некоторых случаях авиационным властям потребуется изменить воздушное законодательство для того, чтобы придать юридическую силу заключениям специалистов ОрВД о не­обходимости иметь два комплекта оборудования P-RNAV,

9) если радиолокатор определен как средство, применяемое диспетчером в нештатных ситуациях (например, при отказе бортового оборудования RNAV), его технические характеристики подтверждены полномочными органами, а требование о радиолокационном обслуживании предписано в АИП;

10) в АИП опубликована фразеология "пилот-диспетчер", применяемая при вы­полнении полетов P-RNAV;

11) навигационные средства, не соответствующие Приложению 10 ИКАО [17] (например, TACAN), исключены из АИП.