Особенности регулирования напряжения генераторов переменного тока
Регулирование напряжения генераторов переменного тока (синхронных генера торов), как правило, осуществляется изменением тока возбуждения. В качестве регуляторов напряжения синхронных генераторов широко используются угольные регуляторы напряжения.
В настоящее время на самолетах используются в основном синхронные генераторы с независимым возбуждением. Независимое возбуждение может быть осуществлено либо от постороннего источника постоянного тока, либо от возбудителя, находящегося на валу генератора. В первом случае угольный столб регулятора включается непосредственно в цепь возбуждения генератора, т. е. так же, как в генераторах постоянного тока (см. рис. 24), а во втором случае его целесообразнее включить в. цепь возбуждения возбудителя (рис. 25), так как это дает возможность использовать регуля-с тор меньшего веса и габаритов. В обоих случаях рабочая обмотка регулятора включается на регулируемое напряжение (напряжение генератора) через выпрямитель.
Регуляторы напряжения своим чувствительным элементом (рабочей обмоткой) могут быть включены на напряжение
Рис. 26. Конструкция угольного регулятора типа PH-180 |
одной из фаз (обычно при использовании генератора в качестве однофазного источника питания) пли на напряжение всех трех фаз.
Устройство угольных регуляторов напряжения. Применяемые в настоящее время на самолетах угольные регуляторы отличаются друг от друга лишь мощностями рассеяния тепла в угольных столбах, а также некоторыми схемными и конструктивными особенностями.
На рис. 26 представлена конструкция угольного регулятора типа PH 180. Угольный столб 7 заключен в изолированную специальным лаком дюралевую трубку 5, тепло от которой рассеивается с помощью ребристого корпуса-радиатора 6. В корпусе 1 располагаются обмотки 2 и сердечник электромагнита 3. Корпус электромагнита / и радиатор соединяются друг с другом болтами 8. Якорь 4 электромагнита с мембранной пружиной воздействуют на угольный столб. Последний с противоположной стороны упирается в контактный винт 9, с помощью которого производится регулировка регулятора. Корпус регулятора устанавливается на амортизаторах 10.
Особенности эксплуатации угольных регуляторов. Обслуживание угольных регуляторов напряжения при их эксплуатации заключается в периодической проверке настройки, контактных соединении, крепления и амортизации.
Контрольную настройку регулятора при запущенном двигателе выполняют на максимальной скорости вращения. Нагрузка на генератор при этом должна быть не менее 50% от номинальной.
С помощью телефонных наушников, подключенных параллельно угольному столбу через сопротивление 12—20 ком, прослушивают работу регулятора. Если регулятор работает устойчиво, то в момент включения нагрузки будут прослушиваться одиночные щелчки. Если же после выключения нагрузки прослушивается непрерывный сильный треск или серия щелчков, то регулятор неустойчив и его необходимо снять и заменить новым.
Настройку регулятора, установленного на самолете, можно осуществить только изменением величины регулировочного сопротивления.
В условиях эксплуатации настройка регулятора изменением воздушного зазора электромагнита или изменением давления на угольный столб запрещается.
Для проверки в лаборатории параметров угольных регуляторов применяется установка типа ППУР-42.