Защита потребителей электроэнергии от перенапряжения генераторов
Значительное (устойчивое) перенапряжение генератора может возникнуть, например, из-за обрыва цепи обмотки электромагнита регулятора (см. рис. 28). Для защиты потребителей электроэнергии от перенапряжений на самолетах и вертолетах применяются автоматы типа АЗП, которые отключают перевозбужденный генератор от сети.
На рис. 31 показана принципиальная схема автомата АЗП в соединении с генератором, ДМР и угольным регулятором напряжения (УРН). При включении выключателя В срабатывают ДМР (генератор подключается к сети) и реле ЗР автомата защиты, которое своими контактами ЗР1 замыкает цепь уравнительной обмотки регулятора УРН.
Реле 1Р автомата является чувствительным элементом и подключено параллельно обмотке возбуждения WB. Это реле имеет выдержку времени на срабатывание, величина которой определяется вольт-секундной характеристикой.
Время срабатывания при внезапном повышении напряжения от 15 до 32 в не более 1,5 сек и от 15 до 50 в — не более 0,6 сек.
При срабатывании реле IP через контакты 1Р1 включается обмотка реле 2Р, которое своими контактами 2Р1 включает под напряжение обмотку контактора К. Этим осуществляется освобождение контактов KL К2, КЗ контактора от механической фиксации (механической защелки). При этом происходит следующее:
Рис. 31. Принципиальная схема автомата защиты от перенапряжений типа АЗП-8М (слева); вольт-секундиая характеристика (справа) |
контакты КЗ, размыкаясь, включают в цепь обмотки сопротивление R1 (уменьшается напряжение генератора);
контакты К2 включают лампочку Л сигнализации отключения генератора от сети;
контакты К1 размыкают цепь выключателя В, и ДМР отключает генератор от сети, а контакты ЗР1 разрывают цепь уравнительной обмотки угольного регулятора напряжения. Последнее необходимо для исключения понижения напряжения включенных генераторов.
Повторное включение генератора в сеть осуществляется нажатием на кнопку возврата автомата АЗП.