Защита потребителей электроэнергии от перенапряжения генераторов

Значительное (устойчивое) перенапряжение генератора может возникнуть, например, из-за обрыва цепи обмотки электромагнита регулятора (см. рис. 28). Для защиты потребителей электроэнер­гии от перенапряжений на самолетах и вертолетах применяются автоматы типа АЗП, которые отключают перевозбужденный гене­ратор от сети.

На рис. 31 показана принципиальная схема автомата АЗП в соединении с генератором, ДМР и угольным регулятором напряже­ния (УРН). При включении выключателя В срабатывают ДМР (генератор подключается к сети) и реле ЗР автомата защиты, ко­торое своими контактами ЗР1 замыкает цепь уравнительной обмот­ки регулятора УРН.

Реле 1Р автомата является чувствительным элементом и под­ключено параллельно обмотке возбуждения WB. Это реле имеет вы­держку времени на срабатывание, величина которой определяется вольт-секундной характеристикой.

Время срабатывания при внезапном повышении напряжения от 15 до 32 в не более 1,5 сек и от 15 до 50 в — не более 0,6 сек.

При срабатывании реле IP через контакты 1Р1 включается об­мотка реле 2Р, которое своими контактами 2Р1 включает под на­пряжение обмотку контактора К. Этим осуществляется освобожде­ние контактов KL К2, КЗ контактора от механической фиксации (механической защелки). При этом происходит следующее:

Защита потребителей электроэнергии от перенапряжения генераторов

Рис. 31. Принципиальная схема автомата защиты от перенапряжений типа АЗП-8М (слева); вольт-секундиая характеристика (справа)

контакты КЗ, размыкаясь, включают в цепь обмотки сопро­тивление R1 (уменьшается напряжение генератора);

контакты К2 включают лампочку Л сигнализации отключения генератора от сети;

контакты К1 размыкают цепь выключателя В, и ДМР отключа­ет генератор от сети, а контакты ЗР1 разрывают цепь уравнитель­ной обмотки угольного регулятора напряжения. Последнее необхо­димо для исключения понижения напряжения включенных гене­раторов.

Повторное включение генератора в сеть осуществляется нажа­тием на кнопку возврата автомата АЗП.