ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ КАК ОБЪЕКТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Глава 1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
1,1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Из важнейших проблем в области эксплуатации современной авиационной техники особое место занимает проблема совершенствования процессов технической эксплуатации летательных аппаратов (ЛА) с целью улучшения эффективности их использования и повышения безопасности полетов.
V С Летательные аппараты гражданской авиации относятся к классу так называемых восстанавливаемых сложных машин. Процесс эксплуатации летательных аппаратов сопровождается непрерывным изменением их технического состояния. Необратимые процессы, происходящие в материалах, изменяют свойства деталей различных агрегатов и условия их работы. Вероятность безотказной работы последних со временем уменьшается, появляются неисправности и отказы.
Из года в год усложняются требования к конструкции многочисленных агрегатов и узлов летательных аппаратов с целью повышения интенсивности их работы, скоростей перемещения, протекания процессов, расширения интервала температур, давлений и климатических условий, а также повышения точности характе — [ ристик и т. п. Растет разнообразие функций, выполняемых системами летательных аппаратов, в связи с чем резко возрастают трудности обеспечения их надежной работы.
В последние годы рост количества комплектующих элементов летательных аппаратов (рост сложности конструкций) в ряде случаев опережает рост показателей безотказности этих элементов, что приводит к увеличению времени и средств на проведение как текущего ремонта, так и профилактических мероприятий.
С ростом сложности конструкций значительно возрастают объемы технического обслуживания н текущего ремонта, затрудняется контроль параметров из-за их многообразия; усложняется процесс
5 |
обнаружения и устранения возникающих отказов и неисправностей, увеличивается ‘вероятность появлення послеремонтных отказов в связи с проведением сложных трудоемких форм технического обслуживания и ремонта.
Большое влияние на показатели безотказности и использования оказывают мероприятия, выполняемые лри технической эксплуатации летательных аппаратов и связанные с их техническим обслуживанием, ремонтом и подготовкой. к полетам. При этом иод техническим обслуживанием понимается комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности летательного аппарата при подготовке и использовании его по назначению, а также при хранении и транспортировании. Ремонт же означает комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности летательного аппарата.
Комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту летательных аппаратов условно можно разделить па две группы. плановые профилактические работы, связанные в основном с предупреждением отказов и неисправностей; работы по обнаружению и устранению внезапных отказов и неисправностей (текущий ремонт).
Между этими группами работ на практике могут существовать различные соотношения в зависимости от принятых критерия оптимальности и метода проведения технического обслуживания. Но в любом случае основное требование, предъявляемое к процессу технической эксплуатации в целом, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах труда обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент времени летательный аппарат окажется исправным и выполнит поставленную задачу. Применительно к летательным аппаратам гражданской авиации гари разработке методов технического обслуживания и ремонта основное внимание уделяется плановым профилактическим работам.
Профилактические работы составляют наибольшую часть объема технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов. Они преследуют цель обеспечить безотказную эксплуатацию летательного аппарата в межпрофилактические периоды путем предупреждения неисправностей и отказов узлов и агрегатов и поддержания их технических характеристик в пределах установленных допусков.
Будучи правильно построенной, профилактика способствует уменьшению потока отказов и неисправностей, увеличивает долговечность летательных аппаратов. Однако на проведение лрофилак тических мероприятий и текущего ремонта затрачивается определенный фонд времени, в течение которого летательные аппараты могли бы использоваться по назначению. И чем больше эти затраты времени, тем хуже показатели исправности и использования летательных аппаратов. Кроме того, для выполнения профилактики современных летательных аппаратов требуются большой штжщспециалистов, дорогое оборудование и контрольно-проверочная аппаратура, что в свою очередь увеличивает эксплуатационные расходы 6
В годовом фонде времени летательного аппарата ТГф значительную долю времени занимают простои ТПт при техническом обслуживании и ремонте, простои Упито разным причинам в исправном состоянии, а также простои ГПрВ промежуточных и конечных аэропортах при выполнении рейсов (рис. 1.1).
Списочный парк состоит из исправных, готовых к эксплуатации и находящихся на техническом обслуживании и ремонте летательных аппаратов. Количество исправных, готовых к эксплуатации летательных аппаратов характеризуется показателем исправности Днепр, который представляет собой отношение времени, в течение которого летательные аппараты находятся в исправном состоянии, к общему фонду их рабочего времени за отчетный период в часах.
Показатель исправности Днепр зависит от годового налета летательного аппарата Тги показателя Kt в ч/ч налета, характеризующего удельные затраты времени на выполнение технического обслуживания и ремонта:
Зависимость ДИСщ> от Тт н Кг имеет следующий вид (в %):
(1.1)
Из рис. 1.2, полученного с использованием выражения (1.1), видно, что при одном и том же значении Кг показатель исправности может существенно изменяться в зависимости от величины ТГ и, на — * оборот, увеличение Тт при заданном иУ значении Д’испр может происходить только при уменьшении удельных затрат времени на выполнение обслуживания и ремонта.
Практический интерес представляет вопрос о минимально допустимых значениях показателя исправности Днепр для различных значений Тг.
В результате проведенных исследований установлено, что между величинами Дітях (максимально возможное значение) и Тг существует вполне определенная зависимость <рис. 1.3).
На этом рисунке показана так — же зависимость между Тг и суммарными удельными затратами времени Ксуы’
K<yh. r: = K, l Л’„.и.
т
где К,.р=-~г—удельные простои летательного аппарата при выполнении рейсов, ч/ч
т
налета; Ким= — удельные
Гг
простои летательного аппарата в исправном состоянии в базовом аэропорту, ч/ч налета.
Чем выше планируется годовой налет Тг, тем более жесткие требования предъявляются к допустимым значениям суммарных простоев летательных аппаратов, и в том числе простоев на обслуживании и ремонте.
Подставляя в выражение (1.1) вместо Kt их максимально возможные значения, взятые из рис. 1.3 для соответствующих величин 7V, получим зависимость минимальных значений Киспр от Гг. С использованием этой зависимости можно определять значения возможного годового налета летательным аппаратом при различных значениях Ко т. е. при той или иной системе технического обслуживания и ремонта.
Если допустим Kt —1,25 ч/ч налета, то в этом случае минимально допустимое винчение К*сир составляет 69%, а возможный годовой аіалет летательным аппаратом 2300 ч Для того чтобы увеличить значение Тт, например, до 3000 ч, требуется дальнейшее совершенствование системы обслуживания и ремонта летательных аппаратов, которое позволило бы довести значение Kt до 0,85 ч/ч налета
При 7V-400G ч значение Днепр должно быть не менее 75%, а значение Kt соответственно не ниже 0,5 ч/ч налета.
Одна’ко обеспечение высокой исправности парка летательных аппаратов еще не означает, что таким же высоким будет и его использование. Технически исправные летательные аппараты иногда
простаивают в базовых аэропортах из-за отсутствия грузов, ожидания вылета по расписанию, плохих метеорологических условий, организационных неполадок и пр. Степень использования технически исправного парка летательных аппаратов для выполнения рейсов характеризуется показателем использования в рейсах /Сир — Этот показатель выражает отношение времени, в течение которого летательные аппараты исправны, за вычетом простоя по указанным выше причинам, к общему фонду рабочего времени за отчетный период в часах. Показатель использования в рейсах можно также характеризовать той долей годового фонда времени, в течение которого технически исправные летательные аппараты выполняют различные рейсы и другие задания.
Показатель /<и. р практически всегда меньше Киспр. Для определения /Сир рекомендуется следующая формула (в %):
8760^-Гг^"- ЮО. (1.2)
На рис. 1.4 показана зависимость Кир от Тг и Кп. в- Сокращение простоев летательных аппаратов в исправном. состоянии. приводит к резкому увеличению значений показателя использования в рейсах Лир. При отсутствии таких простоев Кир = Киспр- КрОМЄ ТОГО, ИЗ рис. 1.4 ‘Следует, что при одном и том же значении Кпи показатель использования в рейсах Кир может изменяться в широких пределах •в зависимости от Тг.
Подставляя в формулу (1.2) данные о минимальных значениях Киспр, можно получить зависимость минимальных значений показателя использовании в рейсах Ки. р от Тг (кривая на рис. 1.4). Увеличение Тг при заданном показателе использования в рейсах Кир может произойти только за счет уменьшения удельных простоев Кпи летательного аппарата в исправном состоянии. Если Кша= = 0,8 ч/ч налета, то в этом случае минимальное значение Квр составляет 46%, а возможный годовой налет летательным аппаратом — не более 2400 ч.
Для достижения Гг=4000 ч показатель использования в рейсах должен быть не менее 57%, а Ким соответственно ие выше 0,33 чел-ч налета.
Время пребывания летательного аппарата в рейсе слагается из летного времени и простоев в промежуточных и конечных аэропортах. Поэтому рассмотренные показатели Киспр и Кир ие дают еще
полного (представления о степени фактического использования парка летательных аппаратов по назначению, а именно — о налете часов при выполнении рейсов. В связи с этим целесообразно рассмотреть еще я показатель использования летательного аппарата по назначению Кип Этот показатель определяется отношением налета часов за определенный. период эксплуатации к продолжительности этого. периода
Если за период эксплуатации принимается календарный год, то Ки п можно определить следующим образом (в % ):
Этот показатель имеет тесную связь с показателями /(ир и К:1г т. е. он может быть представлен и в виде следующего выражения (в %):
|
|
С использованием формулы (1.3) и данных рис. 1.4 (линии минимальных значений Кир) можко определить минимальные значения показателя Ки и в зависимости от Тт. и Л~п. Р. Для увеличения Ті, а следовательно, .и Кип требуется осуществлять на практике систематическое снижение показателя /<п. р, т. е. добиваться повышения эффективности использования летательных аппаратов при выполнении рейсов.
Показатель использования летательного аппарата по назначению определяется и применительно к каждому рейсу каїк отношение числа часов налета ТР1 в t-м рейсе к общему времени пребывания его в рейсе (Тр, +Кв Р? Р,Д
Как видно из выражения (1.4), значения Кир, для каждого рейса зависят от величины Кир — Сокращение простоев в аэропортах •при выполнении рейсов улучшает оборачиваемость летательных аппаратов, что, естественно, способствует увеличению годового налета часов.
При проведении анализа эффективности использования лета тельных аппаратов в рейсе на практике часто пользуются величиной, обратной К„.р, которая характеризует суммарные затраты времени при выполнении рейса, отнесенные к 1 ч налета.
Кроме указанных выше показателей, для оценки эффективности процесса технической эксплуатации летательных аппаратов применяется комплексный показатель—коэффициент технического использования Кт и Под Km понимается отношение математического ожидания времени пребывания летательного аппарата в іработоспо — №
собиом состоянии Граб за некоторый период эксплуатации к сумме математического ожидания времени пребывания летательного аппарата в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период эксплуатации Тт:
т раб
7*рвб + 7*т
В результате ‘постоянного совершенствования процесса технической эксплуатации повышается эффективность использования летательных аппаратов, при этом возрастают значения показателя их использования по назначению Ки н.
Очевидно, что для обеспечения дальнейшего роста показателя Кич следует добиваться увеличения коэффициента технического использования Кт и летательного аппарата и, следовательно, сокращения затрат времени Тт.
Годовой фонд времени летательного аппарата представим в виде трех составляющих: общего времени ‘Непосредственного использования (годового налета 7,), суммарных простоев на обслуживании н ремонте Тт и прочих суммарных простоев Тпр, не связанных с техническим обслуживанием и рсмонтомз
Тогда показатель использования летательного аппарата по назначению Кн н и коэффициент технического использования Кт и выразятся формулами:
К и.
(1.6)
Проводя анализ простоев летательных аппаратов за определенный период их эксплуатации, можно определить динамику фактических значений у. В последние годы значение у для большинства типов самолетов находится в пределах 0,2—0,3.
По мере дальнейшего увеличения налета Тг в ближайшей перспективе величина у в принципе должна остаться неизменной, так как высвобождение дополнительного фонда времени для увеличения налета пойдет за счет пропорционального сокращения всех видов простоев. Исходя из этого предположения, подсчитано, что коэффициенты /(т, и и Ким по мере увеличения будут изменяться, как показано в табл. 1.1.
И