АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Сущность целевого подхода к исследованию эффективности воз­душного транспорта заключается в сопоставлении конечных ре­зультатов функционирования с целевыми нормативами. Для тако­го сопоставления прежде всего необходимо иметь научно обосно­ванную систему целей развития и функционирования. Построение системы целей и обоснование целевых нормативов является одной из основных задач теории эффективности, поэтому методологией и практическими приемами решения этой задачи должен владеть каждый специалист, занимающийся вопросами эффективности. Рассмотрим теоретические положения, на которых должны базиро­ваться практические методы формирования системы целей воздуш­ного транспорта.

Под системой целей развития и функционирования понимается множество целей, связанных между собой взаимными отношениями и обладающих определенными свойствами.

Цель — это желаемое состояние системы или результатов ее де­ятельности. Независимо от специфики системы ее цели относятся к двум категориям: стабилизации и развитию. Цели стабилизации направлены на сохранение достигнутого уровня производства, по­требления, использования ресурсов либо состояний системы. Цели развития направлены на создание дополнительных ресурсов, кото­рыми данная система не обладает, или достижение новых ее состо­яний, к которым она стремится.

Подпись:Задача — это результат деятельности системы и заданный ин­тервал времени, необходимый для достижения цели. Цель, стано­вится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количест­венные характеристики (целевые нормативы) требуемого результа­та. Проблема — это потенциаль­ная цель или задача, требующая разрешения, исследования.

Процессу формирования от­дельных целей и построению сис­темы целей развития воздушного транспорта должен предшество­вать этап разработки сценария. Сценарий — это качественное описание развития системы и ее состояния в будущем для опре­деленных, наиболее вероятных условий внешней среды. Это ди­намическая модель системы в бу­дущем, составленная на основе прогнозов. Сценарий дает воз­можность более четко предста­вить картину будущего, сформу-

лировать цели и определить пути их достижения. При составлении сценария и определении целей следует строго руководствоваться правилами соответствия целей развития системы данного уровня интересам развития системы более высокого уровня. Решение этой задачи осуществляется путем построения графических и аналити­ческих моделей системы целей на основе сценария.

Графическая модель системы целей изображается обычно в ви­де графа целей (рис. 1.3), представляющего собой дерево с корнем z° на подмножестве вершин первого ранга [38]. На подмножествах вершин /-г 1-го ранга древесный порядок нарушается: связи меж­ду целями соседних рангов характеризуются перекрестными связя­ми ввиду того, что имеет место взаимосвязь решения задач t+1-го ранга для достижений целей г-го ранга.

Дуги /Фч характеризуют отношения значимости (вклада, важно­сти, приоритета) решения v-й задачи г+1-го ранга для достижения цели 1-го ранга. В этом случае дугам rjv можно поставить в соот­ветствие числа (весовые коэффициенты), удовлетворяющие усло — 1!+1 .

ВИЯМ: 0 < qlh < 1; V q‘j^ .

. V = 1

Заметим, что в обозначении дуг г)ч верхний индекс указывает ранг цели, из которой выходит дуга. Первый нижний индекс j озна­чает номер вершины цели /-го ранга, из которой выходит дуга, а второй v — номер вершины цели i+1-го ранга, в которую входит дуга.

Математическая модель системы целей может быть представле­на в следующем виде:

G = {z, R), (1.7)

где z={z‘}; г = 0, (т — 1);

R = {rlh} у’ = оТТ, v=T77/+i;

z—множество целей различных рангов; R — множество дуг графа, являю­щихся отношениями условий достижения целей верхнего уровня; Z1 — множество целей г-го ранга.

Рассмотрим один из возможных вариантов построения структурной модели (графа) системы целей развития и функционирования воздушного транспорта.

Генеральная цель развития и функционирования. воздушного транспорта на 15—20 лет (ц) заключается в полном, своевременном и качественном удовлет­ворении потребностей народного хозяйства и населения в услугах воздушного транспорта при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Цели первого уровня: гД — обслуживание населения воздушным транс­портом при выеркой безопасности полетов и высоком уровне качества и культу­ры обслуживания; z24— обслуживание народного хозяйства воздушными пере­возками грузов на основе внедрения современных методов, технологии и органи­зации процессов, включая построение единой контейнерной системы: г31 —разви­тие технической системы воздушного транспорта и создание резервов производ­ственных мощностей на основе ускоренного внедрения достижений научно-тех­нического прогресса; Zt}— развитие технологической системы воздушного транс­порта на основе широкого внедрения средств механизации, автоматизации и но­вейших достижений науки и техники; z5l —■ развитие организационной системы

воздушного транспорта на ооно-вс широкого использования кибернетики и элект­ронно-вычислительной техники; Za1 — развитие экономической системы воздуш­ного транспорта на базе интенсивных методов использования ресурсов; z7‘ — развитие социальной системы воздушного транспорта.

Цели второго уровня: гд2 — техническое перевооружение производства и

внедрение новых образцов авиационной техники, превосходящих по своим тех­нико-экономическим показателям лучшие отечественные и зарубежные образ­цы; z22—■ проведение научных исследований и разработок новых образцов авиа­ционной техники на уровне достижений мировой науки и техники; z32 — внед­рение средств автоматики, телемеханики и АСУ перевозками и техническими процессами; z42—реконструкция действующих и строительство новых АП, АТБ и АРЗ на основе использования новейших достижений науки и техники; г52 — оснащение воздушных линий, а также оборудование аэропортов средствами ме­ханизации и автоматизации перевозочных процессов и обслуживания самолетов; z62 — внедрение в широких масштабах бортовых и наземных систем навигаци­онного и радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию процессов управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов; Z72— проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности и ре­гулярности полетов; z82 —- обеспечение дальнейшего роста перевозок воздушным транспортом, особенно на дальние расстояния и в труднодоступные районы; z92 — обеспечение широкого развития перевозок в международных сообщениях; z—рациональное и экономное использование материальных и финансовых ресурсов, особенно авиационного топлива; Zjj—широкое внедрение системы лаучной организации труда на всех предприятиях и организация социалистиче­ского соревнования; z2— дальнейшее улучшение использования основных про — 2

нзводственных фондов; z13 — повышение эффективности и качества работы на­учных учреждений ГА.

Цель третьего уроВ’Ня: гЦ — повышение надежности авиационной техники; щ23— сокращение плановой продолжительности стоянок самолетов в аэропортах; z33 — сокращение плановой продолжительности технического обслуживания и — ремонта; z43 — уменьшение вспомогательного и непроизводительного налета ча­сов; z63—сокращение промежуточных посадок; z63—содержание авиационной техники в исправном состоянии; z7s— повышение коммерческой загрузки и про­изводительности каждого рейса; г33— ускорение реконструкция и строительства аэродромов, способных принимать самолеты Ил-62 и Ту-1’54; z93 — обеспечение базирования самолетов Йл-6,2 и Ту-154 в районах Сибири и Дальнего Востока; jzs10— обеспечение жилищного и культурного капитального строительства; ■z J —выполнение планов капитального строительства, соблюдение сроков,

з

сметных стоимостей и повышение качества строительно-монтажных работ; z12 — ■организация освоения новой техники на авиапредприятиях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и обеспечения ее высокопроизводительного исполь­зования; гя13—строгое соблюдение лимитной дисциплины в расходовании ГСМ; -?j4 — повышение производительности труда на предприятиях за счет комплекс­ной механизации ручного труда на всех видах погрузочно-разгрузочных, ремонт­ных, строительных работ в аэропортах, АТБ, АРЗ и на стройках; zj5 — разра­ботка и внедрение прогрессивных, научно обоснованных нормативов и методов организации труда; zfe—обеспечение коммерческой загрузки воздушного тран­спорта путем научно обоснованных прогнозов спроса, улучшения рекламно-ин — іформацпонной работы и принятия оперативных мер в случае недогрузки само­летов и вертолетов, а также проведения других мероприятий; zj —обеспече­ние плановой, ритмичной работы авиаяредариятий за счет образцового порядка, высокой организованности и крепкой дисциплины; Zjg —повышение професси­ональной выучки и чувства ответственности за порученное дело у каждого авиа­работника; Z 19 — обеспечение внедрения в производство достижений научно-

технического прогресса; z|0—■повышение эффективности научных исследований ■ и разработок в области развития гражданской авиации.

Пели четвертого уровня: z44— ремонт авиатехники в соответствии с графи­ком отхода ее в ремонт; z24 — управление службами аэропортов; z34 — обеспе­чение обслуживания летательных аппаратов; z44— заиравка летательных аппа­ратов топливом; z54— приготовление и доставка бортпитания; z64 — строитель­ство зданий и сооружений аэропортов; z74— обеспечение УВД трассы и зоны аэропортов; z84 — обеспечение обслуживания пассажиров; z94 — обработка гру­зов и почты, и др.

На практике декомпозиция целей производится, как правило, до того уровня, на котором представляется возможность опреде­лить целевые нормативы.

На первый взгляд может показаться, что изложенные вопросы формирования целей развития воздушного транспорта выглядят давно известными, ясными и легко объяснимыми. Однако, приме­няя на практике целевой принцип в качестве исходного в системе планирования, обнаруживается, что многие цели трудно конкрети­зировать и подвергнуть измерению. Для математического описа­ния системы целей воздушного транспорта требуется множество характеристик, значительная часть которых неизмерима. Необхо­димо выработать такой подход, при котором конечную цель можно описать столь конкретно, чтобы она отражала реальный этап раз­вития. Этим объясняется необходимость при формировании целей глубокого изучения процессов развития воздушного транспорта в единой транспортной системе страны.

Многообразие аспектов развития воздушного транспорта обус­ловливают сложность целевой ориентации и ее содержание. Цели условно можно классифицировать по следующим основным призна­кам: степени охвата внешних связей; уровням управления; основ­ному содержанию; продолжительности действия; очередности реа­лизации; форме представления.

По степени охвата внешних связей цели могут быть подразде­лены на внешние и внутренние. Внешние цели определяют основ­ные задачи воздушного транспорта в области межгосударственного взаимодействия. Здесь затрагивается сфера деятельности Аэро­флота на международных воздушных линиях и решается задача, связанная с повышением престижа СССР на международной арене, ростом конкурентоспособности советской авиатехники на мировом: рынке воздушных перевозок, расширением внешнеэкономических связей Советского Союза, развитием социалистической интеграции. Внутренние или внутригосударственные цели ориентированы на расширение народнохозяйственных проблем в области развития воздушного транспорта и работ по применению авиации в народ­ном хозяйстве.

По уровням управления цели могут быть подразделены на об­щесоюзные, внутриотраслевые, региональные и местные. При этом цели каждого нижестоящего яруса выступают в качестве средств достижения целей более высокого уровня, т. е. имеет место редук — . ция целей на подцели. Так, повышение безопасности и регулярно­сти воздушного транспорта зависит от результатов деятельности всех структурных подразделений отрасли. Или, например, выпол-

ненйе целевого норматива — обеспечение заданного объема воз­душных перевозок на душу населения зависит от того, в какой ме­ре выполняют свои задания отдельные эксплуатационные пред­приятия. Такая редукция определяет соподчинение и совмещение целей.

По основному содержанию цели можно подразделить на поли­тические,. социально-экономические и научно-технические. Полити­ческие цели развития воздушного транспорта проявляются главным образом при его взаимодействии с внешней средой. Они направле­ны на повышение обороноспособности страны и авторитета СССР на международной арене. Социально-экономические цели направ­лены на увеличение свободного времени членов общества (за счет ускорения доставки пассажиров), снижение экологического воздей­ствия воздушного транспорта на окружающую среду (шум, загряз­нение и т. п.), увеличение эффективности функционирования, по­вышение качества транспортной деятельности и т. д. Научно-техни­ческие цели призваны обеспечить соответствие уровня технико-эко- чюмического совершенства воздушного транспорта СССР перспек­тивным требованиям мирового воздушного транспорта. Эти цели. должны тесно переплетаться с целями функционирования тех от­раслей промышленности, которые представляют авиационную тех­нику.

По продолжительности действия они делятся на краткосрочные (реализуемые в течение годового планового периода), среднесроч­ные (достигаемые в рамках пятилетнего плана) и долгосрочные (рассчитанные на период действия долгосрочного плана). Кратко­срочные тактические цели должны выступать в качестве средства достижения долгосрочных стратегических целей.

По очередности реализации цели подразделяются на первооче­редные и цели второй, третьей и т. д. очередности. Ранжирование или предпочтение целей Является сложной и важной задачей, ре­шение которой требует привлечения большого коллектива высоко­квалифицированных экспертов, наличия уникальной статистической информации, тщательного учета ресурсов, выделяемых в распоря­жение отрасли.

По форме представления цели могут задаваться в виде количе­ственных и качественных показателей. Качественным показателем является, например, повышение уровня технико-экономического развития отрасли и последующее создание автоматизированной системы ведения плановых расчетов. Желательно также, чтобы выбранная система целей состояла из минимального числа показа­телей и полностью соответствовала возможным целям следующе­го более высокого уровня — транспортного комплекса страны.

Содержание целевой функции на отраслевом уровне управлення может быть выявлено на базе ряда представительных характерис­тик развития воздушного транспорта, которые в наибольшей сте­пени отражали бы такие свойства системы, как эффективность и качество транспортной деятельности. Здесь необходимо учитывать следующие положения.

1. Воздушный транспорт должен ориентироваться на постоян­ное увеличение объема перевозок в натуральном выражении в со­ответствии с ростом потребностей народного хозяйства и населения в конкретных услугах воздушного транспорта (во всем диапазоне дальностей перевозок исходя из наличия неудовлетворенного спро­са) при постоянном повышении эффективности и качества его ра­боты.

2. Воздушный транспорт должен не только обеспечивать обще­ственные потребности в воздушных перевозках, но и выполнять их быстро и своевременно при максимальной степени безопасности по-

— летов. При этом следует учитывать, что пассажира при выборе ви­да транспорта не интересует скорость перевозки на конкретном типе транспортного средства сама по себе. Он заинтересован в быстрой и своевременной доставке его из первоначального пункта отправления в конечный пункт. Интересы народного хозяйства по транспортировке грузов формулируются аналогичным образом.

3. Воздушный транспорт должен учитывать технический уро­вень летательных аппаратов и наземного комплекса обслуживания. Повышение эффективности летательных аппаратов связано с ис­пользованием результатов научно-технического прогресса. От это­го зависят рост объемных’ показателей перевозок, эффективность и качество работы воздушного транспорта, что, в конечном итоге, приводит к относительному снижению эксплуатационных затрат, а следовательно, и к общему сокращению себестоимости транспорт­ной продукции. Уровень технико-экономического совершенства авиационной техники влияет на престиж СССР на международной арене, конкурентоспособность Аэрофлота на мировом рынке воз­душных перевозок. Поэтому целевая функция развития воздушно­го транспорта должна быть ориентирована на то, чтобы по струк­туре парка летательных аппаратов и их технико-экономическим показателям воздушный транспорт СССР соответствовал высшему мировому уровню научно-технического прогресса с учетом перспек­тив его развития и использования.

Необходимо стремиться, чтобы сформулированные цели по воз­можности могли быть выражены в количественном виде, так как задание их в виде качественных характеристик существенно ус­ложняет в дальнейшем процесс разработки экономико-математи­ческих моделей программно-целевого планирования.

В качестве целевых нормативов для целей развития воздушно­го транспорта могут быть приняты: пассажирооборот воздушного транспорта, рассчитанный исходя из полного удовлетворения к за­данному моменту времени общественных и индивидуальных по­требностей населения с разбивкой его на перевозки на междуна­родных и магистральных линиях по зонам дальности; грузооборот воздушного транспорта (по зонам дальности), определенный исхо­дя из перспективных потребностей народного хозяйства и с учетом пропорций развития отдельных видов транспорта в рамках, единой транспортной системы страны; часовая производительность воз­душного транспорта (по зонам дальности), рассчитанная с учетом

общего времени пребывания пассажира или груза в системе воз­душного транспорта; коэффициент регулярности вылета, определя­емый величиной л частотой задержек рейсов; коэффициент безопас­ности полетов, определяемый количеством летных происшествий, приходящихся на 1 млн. пасс-км; обобщенный коэффициент техни­ко-экономического совершенства, характеризующий соответствие уровня развития отечественной авиатехники высшему мировому уровню научно-технического прогресса.

Перечисленные целевые нормативы являются укрупненными и нуждаются в дальнейшем уточнении и детализации. Процесс этот сложный и трудоемкий, требует привлечения ряда новых статисти­ческих данных и разработки предложений по совершенствованию системы информационного обеспечения. Представляется, что на первом этапе работа может быть значительно упрощена, если в ка­честве некоторых из указанных нормативов принять результаты деятельности «опережающего экономического соперника» (напри­мер, лучшие показатели деятельности крупнейших авиатранспорт­ных монополий капиталистических стран). Необходимо также учи — ■ тывать, что разработка целевых нормативов должна тесно увязы­ваться с содержанием комплексных программ долгосрочного раз­вития воздушного транспорта и ограниченностью ресурсов, выделя­емых в распоряжение отрасли на длительную перспективу, и основ­ными показателями эффективности.