АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Сущность целевого подхода к исследованию эффективности воздушного транспорта заключается в сопоставлении конечных результатов функционирования с целевыми нормативами. Для такого сопоставления прежде всего необходимо иметь научно обоснованную систему целей развития и функционирования. Построение системы целей и обоснование целевых нормативов является одной из основных задач теории эффективности, поэтому методологией и практическими приемами решения этой задачи должен владеть каждый специалист, занимающийся вопросами эффективности. Рассмотрим теоретические положения, на которых должны базироваться практические методы формирования системы целей воздушного транспорта.
Под системой целей развития и функционирования понимается множество целей, связанных между собой взаимными отношениями и обладающих определенными свойствами.
Цель — это желаемое состояние системы или результатов ее деятельности. Независимо от специфики системы ее цели относятся к двум категориям: стабилизации и развитию. Цели стабилизации направлены на сохранение достигнутого уровня производства, потребления, использования ресурсов либо состояний системы. Цели развития направлены на создание дополнительных ресурсов, которыми данная система не обладает, или достижение новых ее состояний, к которым она стремится.
Задача — это результат деятельности системы и заданный интервал времени, необходимый для достижения цели. Цель, становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики (целевые нормативы) требуемого результата. Проблема — это потенциальная цель или задача, требующая разрешения, исследования.
Процессу формирования отдельных целей и построению системы целей развития воздушного транспорта должен предшествовать этап разработки сценария. Сценарий — это качественное описание развития системы и ее состояния в будущем для определенных, наиболее вероятных условий внешней среды. Это динамическая модель системы в будущем, составленная на основе прогнозов. Сценарий дает возможность более четко представить картину будущего, сформу-
лировать цели и определить пути их достижения. При составлении сценария и определении целей следует строго руководствоваться правилами соответствия целей развития системы данного уровня интересам развития системы более высокого уровня. Решение этой задачи осуществляется путем построения графических и аналитических моделей системы целей на основе сценария.
Графическая модель системы целей изображается обычно в виде графа целей (рис. 1.3), представляющего собой дерево с корнем z° на подмножестве вершин первого ранга [38]. На подмножествах вершин /-г 1-го ранга древесный порядок нарушается: связи между целями соседних рангов характеризуются перекрестными связями ввиду того, что имеет место взаимосвязь решения задач t+1-го ранга для достижений целей г-го ранга.
Дуги /Фч характеризуют отношения значимости (вклада, важности, приоритета) решения v-й задачи г+1-го ранга для достижения цели 1-го ранга. В этом случае дугам rjv можно поставить в соответствие числа (весовые коэффициенты), удовлетворяющие усло — 1!+1 .
ВИЯМ: 0 < qlh < 1; V q‘j^ .
. V = 1
Заметим, что в обозначении дуг г)ч верхний индекс указывает ранг цели, из которой выходит дуга. Первый нижний индекс j означает номер вершины цели /-го ранга, из которой выходит дуга, а второй v — номер вершины цели i+1-го ранга, в которую входит дуга.
Математическая модель системы целей может быть представлена в следующем виде:
G = {z, R), (1.7)
где z={z‘}; г = 0, (т — 1);
R = {rlh} у’ = оТТ, v=T77/+i;
z—множество целей различных рангов; R — множество дуг графа, являющихся отношениями условий достижения целей верхнего уровня; Z1 — множество целей г-го ранга.
Рассмотрим один из возможных вариантов построения структурной модели (графа) системы целей развития и функционирования воздушного транспорта.
Генеральная цель развития и функционирования. воздушного транспорта на 15—20 лет (ц) заключается в полном, своевременном и качественном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в услугах воздушного транспорта при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Цели первого уровня: гД — обслуживание населения воздушным транспортом при выеркой безопасности полетов и высоком уровне качества и культуры обслуживания; z24— обслуживание народного хозяйства воздушными перевозками грузов на основе внедрения современных методов, технологии и организации процессов, включая построение единой контейнерной системы: г31 —развитие технической системы воздушного транспорта и создание резервов производственных мощностей на основе ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса; Zt}— развитие технологической системы воздушного транспорта на основе широкого внедрения средств механизации, автоматизации и новейших достижений науки и техники; z5l —■ развитие организационной системы
воздушного транспорта на ооно-вс широкого использования кибернетики и электронно-вычислительной техники; Za1 — развитие экономической системы воздушного транспорта на базе интенсивных методов использования ресурсов; z7‘ — развитие социальной системы воздушного транспорта.
Цели второго уровня: гд2 — техническое перевооружение производства и
внедрение новых образцов авиационной техники, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и зарубежные образцы; z22—■ проведение научных исследований и разработок новых образцов авиационной техники на уровне достижений мировой науки и техники; z32 — внедрение средств автоматики, телемеханики и АСУ перевозками и техническими процессами; z42—реконструкция действующих и строительство новых АП, АТБ и АРЗ на основе использования новейших достижений науки и техники; г52 — оснащение воздушных линий, а также оборудование аэропортов средствами механизации и автоматизации перевозочных процессов и обслуживания самолетов; z62 — внедрение в широких масштабах бортовых и наземных систем навигационного и радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию процессов управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов; Z72— проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности и регулярности полетов; z82 —- обеспечение дальнейшего роста перевозок воздушным транспортом, особенно на дальние расстояния и в труднодоступные районы; z92 — обеспечение широкого развития перевозок в международных сообщениях; z —рациональное и экономное использование материальных и финансовых ресурсов, особенно авиационного топлива; Zjj—широкое внедрение системы лаучной организации труда на всех предприятиях и организация социалистического соревнования; z2— дальнейшее улучшение использования основных про — 2
нзводственных фондов; z13 — повышение эффективности и качества работы научных учреждений ГА.
Цель третьего уроВ’Ня: гЦ — повышение надежности авиационной техники; щ23— сокращение плановой продолжительности стоянок самолетов в аэропортах; z33 — сокращение плановой продолжительности технического обслуживания и — ремонта; z43 — уменьшение вспомогательного и непроизводительного налета часов; z63—сокращение промежуточных посадок; z63—содержание авиационной техники в исправном состоянии; z7s— повышение коммерческой загрузки и производительности каждого рейса; г33— ускорение реконструкция и строительства аэродромов, способных принимать самолеты Ил-62 и Ту-1’54; z93 — обеспечение базирования самолетов Йл-6,2 и Ту-154 в районах Сибири и Дальнего Востока; jzs10— обеспечение жилищного и культурного капитального строительства; ■z J —выполнение планов капитального строительства, соблюдение сроков,
з
сметных стоимостей и повышение качества строительно-монтажных работ; z12 — ■организация освоения новой техники на авиапредприятиях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и обеспечения ее высокопроизводительного использования; гя13—строгое соблюдение лимитной дисциплины в расходовании ГСМ; -?j4 — повышение производительности труда на предприятиях за счет комплексной механизации ручного труда на всех видах погрузочно-разгрузочных, ремонтных, строительных работ в аэропортах, АТБ, АРЗ и на стройках; zj5 — разработка и внедрение прогрессивных, научно обоснованных нормативов и методов организации труда; zfe—обеспечение коммерческой загрузки воздушного транспорта путем научно обоснованных прогнозов спроса, улучшения рекламно-ин — іформацпонной работы и принятия оперативных мер в случае недогрузки самолетов и вертолетов, а также проведения других мероприятий; zj —обеспечение плановой, ритмичной работы авиаяредариятий за счет образцового порядка, высокой организованности и крепкой дисциплины; Zjg —повышение профессиональной выучки и чувства ответственности за порученное дело у каждого авиаработника; Z 19 — обеспечение внедрения в производство достижений научно-
технического прогресса; z|0—■повышение эффективности научных исследований ■ и разработок в области развития гражданской авиации.
Пели четвертого уровня: z44— ремонт авиатехники в соответствии с графиком отхода ее в ремонт; z24 — управление службами аэропортов; z34 — обеспечение обслуживания летательных аппаратов; z44— заиравка летательных аппаратов топливом; z54— приготовление и доставка бортпитания; z64 — строительство зданий и сооружений аэропортов; z74— обеспечение УВД трассы и зоны аэропортов; z84 — обеспечение обслуживания пассажиров; z94 — обработка грузов и почты, и др.
На практике декомпозиция целей производится, как правило, до того уровня, на котором представляется возможность определить целевые нормативы.
На первый взгляд может показаться, что изложенные вопросы формирования целей развития воздушного транспорта выглядят давно известными, ясными и легко объяснимыми. Однако, применяя на практике целевой принцип в качестве исходного в системе планирования, обнаруживается, что многие цели трудно конкретизировать и подвергнуть измерению. Для математического описания системы целей воздушного транспорта требуется множество характеристик, значительная часть которых неизмерима. Необходимо выработать такой подход, при котором конечную цель можно описать столь конкретно, чтобы она отражала реальный этап развития. Этим объясняется необходимость при формировании целей глубокого изучения процессов развития воздушного транспорта в единой транспортной системе страны.
Многообразие аспектов развития воздушного транспорта обусловливают сложность целевой ориентации и ее содержание. Цели условно можно классифицировать по следующим основным признакам: степени охвата внешних связей; уровням управления; основному содержанию; продолжительности действия; очередности реализации; форме представления.
По степени охвата внешних связей цели могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние цели определяют основные задачи воздушного транспорта в области межгосударственного взаимодействия. Здесь затрагивается сфера деятельности Аэрофлота на международных воздушных линиях и решается задача, связанная с повышением престижа СССР на международной арене, ростом конкурентоспособности советской авиатехники на мировом: рынке воздушных перевозок, расширением внешнеэкономических связей Советского Союза, развитием социалистической интеграции. Внутренние или внутригосударственные цели ориентированы на расширение народнохозяйственных проблем в области развития воздушного транспорта и работ по применению авиации в народном хозяйстве.
По уровням управления цели могут быть подразделены на общесоюзные, внутриотраслевые, региональные и местные. При этом цели каждого нижестоящего яруса выступают в качестве средств достижения целей более высокого уровня, т. е. имеет место редук — . ция целей на подцели. Так, повышение безопасности и регулярности воздушного транспорта зависит от результатов деятельности всех структурных подразделений отрасли. Или, например, выпол-
ненйе целевого норматива — обеспечение заданного объема воздушных перевозок на душу населения зависит от того, в какой мере выполняют свои задания отдельные эксплуатационные предприятия. Такая редукция определяет соподчинение и совмещение целей.
По основному содержанию цели можно подразделить на политические,. социально-экономические и научно-технические. Политические цели развития воздушного транспорта проявляются главным образом при его взаимодействии с внешней средой. Они направлены на повышение обороноспособности страны и авторитета СССР на международной арене. Социально-экономические цели направлены на увеличение свободного времени членов общества (за счет ускорения доставки пассажиров), снижение экологического воздействия воздушного транспорта на окружающую среду (шум, загрязнение и т. п.), увеличение эффективности функционирования, повышение качества транспортной деятельности и т. д. Научно-технические цели призваны обеспечить соответствие уровня технико-эко- чюмического совершенства воздушного транспорта СССР перспективным требованиям мирового воздушного транспорта. Эти цели. должны тесно переплетаться с целями функционирования тех отраслей промышленности, которые представляют авиационную технику.
По продолжительности действия они делятся на краткосрочные (реализуемые в течение годового планового периода), среднесрочные (достигаемые в рамках пятилетнего плана) и долгосрочные (рассчитанные на период действия долгосрочного плана). Краткосрочные тактические цели должны выступать в качестве средства достижения долгосрочных стратегических целей.
По очередности реализации цели подразделяются на первоочередные и цели второй, третьей и т. д. очередности. Ранжирование или предпочтение целей Является сложной и важной задачей, решение которой требует привлечения большого коллектива высококвалифицированных экспертов, наличия уникальной статистической информации, тщательного учета ресурсов, выделяемых в распоряжение отрасли.
По форме представления цели могут задаваться в виде количественных и качественных показателей. Качественным показателем является, например, повышение уровня технико-экономического развития отрасли и последующее создание автоматизированной системы ведения плановых расчетов. Желательно также, чтобы выбранная система целей состояла из минимального числа показателей и полностью соответствовала возможным целям следующего более высокого уровня — транспортного комплекса страны.
Содержание целевой функции на отраслевом уровне управлення может быть выявлено на базе ряда представительных характеристик развития воздушного транспорта, которые в наибольшей степени отражали бы такие свойства системы, как эффективность и качество транспортной деятельности. Здесь необходимо учитывать следующие положения.
1. Воздушный транспорт должен ориентироваться на постоянное увеличение объема перевозок в натуральном выражении в соответствии с ростом потребностей народного хозяйства и населения в конкретных услугах воздушного транспорта (во всем диапазоне дальностей перевозок исходя из наличия неудовлетворенного спроса) при постоянном повышении эффективности и качества его работы.
2. Воздушный транспорт должен не только обеспечивать общественные потребности в воздушных перевозках, но и выполнять их быстро и своевременно при максимальной степени безопасности по-
— летов. При этом следует учитывать, что пассажира при выборе вида транспорта не интересует скорость перевозки на конкретном типе транспортного средства сама по себе. Он заинтересован в быстрой и своевременной доставке его из первоначального пункта отправления в конечный пункт. Интересы народного хозяйства по транспортировке грузов формулируются аналогичным образом.
3. Воздушный транспорт должен учитывать технический уровень летательных аппаратов и наземного комплекса обслуживания. Повышение эффективности летательных аппаратов связано с использованием результатов научно-технического прогресса. От этого зависят рост объемных’ показателей перевозок, эффективность и качество работы воздушного транспорта, что, в конечном итоге, приводит к относительному снижению эксплуатационных затрат, а следовательно, и к общему сокращению себестоимости транспортной продукции. Уровень технико-экономического совершенства авиационной техники влияет на престиж СССР на международной арене, конкурентоспособность Аэрофлота на мировом рынке воздушных перевозок. Поэтому целевая функция развития воздушного транспорта должна быть ориентирована на то, чтобы по структуре парка летательных аппаратов и их технико-экономическим показателям воздушный транспорт СССР соответствовал высшему мировому уровню научно-технического прогресса с учетом перспектив его развития и использования.
Необходимо стремиться, чтобы сформулированные цели по возможности могли быть выражены в количественном виде, так как задание их в виде качественных характеристик существенно усложняет в дальнейшем процесс разработки экономико-математических моделей программно-целевого планирования.
В качестве целевых нормативов для целей развития воздушного транспорта могут быть приняты: пассажирооборот воздушного транспорта, рассчитанный исходя из полного удовлетворения к заданному моменту времени общественных и индивидуальных потребностей населения с разбивкой его на перевозки на международных и магистральных линиях по зонам дальности; грузооборот воздушного транспорта (по зонам дальности), определенный исходя из перспективных потребностей народного хозяйства и с учетом пропорций развития отдельных видов транспорта в рамках, единой транспортной системы страны; часовая производительность воздушного транспорта (по зонам дальности), рассчитанная с учетом
общего времени пребывания пассажира или груза в системе воздушного транспорта; коэффициент регулярности вылета, определяемый величиной л частотой задержек рейсов; коэффициент безопасности полетов, определяемый количеством летных происшествий, приходящихся на 1 млн. пасс-км; обобщенный коэффициент технико-экономического совершенства, характеризующий соответствие уровня развития отечественной авиатехники высшему мировому уровню научно-технического прогресса.
Перечисленные целевые нормативы являются укрупненными и нуждаются в дальнейшем уточнении и детализации. Процесс этот сложный и трудоемкий, требует привлечения ряда новых статистических данных и разработки предложений по совершенствованию системы информационного обеспечения. Представляется, что на первом этапе работа может быть значительно упрощена, если в качестве некоторых из указанных нормативов принять результаты деятельности «опережающего экономического соперника» (например, лучшие показатели деятельности крупнейших авиатранспортных монополий капиталистических стран). Необходимо также учи — ■ тывать, что разработка целевых нормативов должна тесно увязываться с содержанием комплексных программ долгосрочного развития воздушного транспорта и ограниченностью ресурсов, выделяемых в распоряжение отрасли на длительную перспективу, и основными показателями эффективности.