СТРУКТУРИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА КАК СИСТЕМЫ
Воздушный транспорт имеет сложную структуру и весьма сложные переплетающиеся внутренние и внешние связи, определяющие ехо эффективность. Для того чтобы разработать и внедрить количественные методы оценки эффективности воздушного транспорта, необходимо выполнить предварительный качественный анализ и структуризацию, выявить основные внутренние и внешние связи и представить его в таком виде, чтобы можно было математически описать процесс развития и функционирования, а также установить математические зависимости, выражающие связи между конечными результатами функционирования, целевыми нормативами, затратами ресурсов и другими факторами, определяющими эффективность.
Это весьма сложная и трудоемкая работа, которая может быть выполнена успешно только с помощью системного подхода к исследованию эффективности.
С позиций системного подхода воздушный транспорт представляет собой большую социально-экономическую систему, состоящую из множества элементов. ‘
Мвт = {Ми М2, ЛІ8, М4, М5), (1.1)
где Mi, М2, М3, Mt, Ms — техническая, производственно-технологическая, организационная,’ социальная, экономическая системы воздушного транспорта.
Системы Ми М2, М$, М4 и М5 условимся называть основными элементами (подсистемами) воздушного транспорта.
Техническая система воздушного транспорт а— это множество машин, аппаратуры, технических систем, оборудования и сооружений, обеспечивающих функционирование системы гражданской авиации. Основными элементами технической системы являются: самолето-вертолетный парк (СВП); система технических средств управления воздушным движением (УВД); система технических средств оперативного обслуживания самолетов и пассажиров в аэропортах; авиационные технические базы (АТБ); авиационные ремонтные заводы (АРЗ); технические средства авиалиний; средства управления и информации (технические средства АУ); тренажерные комплексы. Техническая система наименее подвижна и требует специальных форм управления. На современном этапе наиболее эффективным средством развития технической системы считается техническое перевооружение.
Технологическая система воздушного транспорта включает множество операций и процессов функционирования технической системы, т. е. процессов производства воздушного транспорта. Ее основными элементами являются системы: перевозок пассажиров и грузов; УВД в аэропортах и на авиалиниях; материально-технического снабжения; технического обслуживания авиационной техники; ремонта авиационной техники; технического перевооружения производства; капитального строительства; обслуживания пассажиров в аэропортах и на авиалиниях; подготовки кадров. Технологическая система представляет собой систему массового обслуживания. Управление этой системой осуществляется с использованием соответствующей технологической документации.
Организационная система воздушного транспорта включает в себя: планирование, являющееся центральным " звеном управления; организационную структуру хозяйственных органов, методы и стиль их работы; различные формы участия трудовых коллективов в управлении производством. Организационная система воздушного транспорта имеет три уровня: первый — руководство министерства; второй — главные управления и управления министерства, республиканские производственные объединения, территориальные эксплуатационные управления, всесоюзное производственное объединение «Авиаремонт», производственное строительно-монтажное объединение «Авиастрой», всесоюзное объединение «Авиатехснаб», научно-исследовательские и проектные организации (НИУ), учебные заведения; третий — авиационные эксплуатационные предприятия, авиационные ремонтные заводы (АРЗ). строительно-монтажные управления (СМУ).
Социальная система воздушного транспорта представляет собой совокупность мероприятий, направленных — на социальное развитие отрасли. К таким мероприятиям относятся: улучшение социально-экономических условий и производственных условий труда, — усиление его творческого характера, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда; осуществление жилищного строительства и повышение
качества жилищ как одного из важнейших направлений улучшения жизни работников отрасли; более полное сочетание материальных и моральных стимулов и усиление их воздействия на повышение Эффективности, рост производительности труда, улучшение качества продукции, экономное использование материальных ресурсов; дальнейшее развитие социалистической демократии, общественной активности и инициативы работников; всемерное развертывание социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, распространение передового опыта; повышение образовательного и культурно-технического уровня работников; усиление охраны окружающей среды, создание более благоприятных условий для воспитания детей и укрепления здоровья работников; дальнейшее совершенствование системы подбо-. ра и расстановки кадров, социального развития коллективов и создание эффективного психологического климата в организациях и на предприятиях отрасли. Развитие социальной системы отрасли осуществляется в соответствии с программами и планами социального развития, являющимися основными разделами перспективных и текущих планов развития отрасли, организаций и предприятий.
Экономическая система воздушного транспор — т а представляет собой множество экономических процессов и связей всех сторон производства. Основными элементами экономической системы являются: трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы; экономико-управляющие преобразователи. Характер связей между отдельными элементами экономической — системы определяется процессами производства, обмена, распределения н потребления, которые, в свою очередь, зависят от типа производственных отношений. В широком смысле слова под экономической системой понимается система общественного производства, т. е. совокупность производительных сил и производственных отношений. В практическом анализе под экономической системой подразумевается система производственных отношений в процессе производства. Входами экономической системы являются материально-вещественные потоки ресурсов, а выходами — материально- вещественные предметы потребления (для гражданской авиации — перемещения пассажиров и грузов, а также получаемый при этом эффект). Развитие экономической системы представляет собой процесс непрерывного движения денежной, производительной и товарной форм производственных фондов. Движение этих фондов представляет собой сложное сочетание, требующее постоянной координации в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Рассмотренные выше основные элементы системы воздушного транспорта находятся в сложных взаимосвязях, изучение которых является основной задачей структурного анализа. Структурный анализ имеет целью формализовать структуру системы и на этой основе описать ее возможные состояния. Под структурой системы понимается ее строение и внутренняя форма организации, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элемен-
тами, иными словами, то, что остается неизменным в процессе выполнения системой заданных функций (операций).
Математическая модель структуры системы представляет собой условную запись или графическое изображение структуры, позволяющие отображать работоспособные состояния системы через возможные состояния ее элементов с учетом связей и функционального назначения последних. Математическую модель структуры системы обычно называют структурной моделью системы.
В зависимости от целей и задач исследования при построении структурных моделей на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент структуры. Так, например, при изучении степени изоморфизма системы выявляется прежде всего такой компонент их структуры, как общие законы функциональных отношений,, исследование которых составляет одну из важнейших задач кибернетики. Если же изучаются специфические особенности строения систем, природа их свойств и взаимодействий, то на первый план выдвигается материальное содержание структуры, т. е. совокупность составляющих элементов в их взаимосвязи друг с другом.
При построении структурных моделей систем следует иметь в виду, что при едином материальном составе систем их структура может быть различной в зависимости от характера связей элементов. Структурная модель системы должна: достаточно точно описывать в определенной символике возможные состояния системы через возможные состояния элементов, однозначно выражать критерии эффективности системы через параметры эффективности элементов; основываться на достаточно простых принципах их построения; иметь физический смысл и поддаваться моделированию на ЭВМ.
В практике исследования систем широко используются два различных типа структурных моделей: графические и аналитические.
Графические модели представляются в виде блок-схемы или в виде графов. Процесс построения структурной модели системы заключается в расчленении (декомпозиции) ее элементов, т. е. в представлении системы в виде совокупности подсистем, называемой декомпозиционным множеством. В результате первого акта декомпозиции образуются подсистемы или блоки первого уровня. Второй акт декомпозиции — разбиение подсистем первого уровня на подсистемы (блоки) второго уровня. В итоге последовательной декомпозиции изображают систему в виде дерева (графа) подсистем различных уровней (рис. 1.1). При этом математическая модель структуры системы определяется как совокупность отношений между ее подсистемами (элементами) при фиксированном декомпозиционном множестве последних, которые должны быть отношениями древесного порядка. Эти отношения характеризуются тем, что для любых х, у, z^M при xR>y и xR>z известно соподчинение у и z, и наличием на множестве М наибольшего элемента х0.
Па графе структуры систем (см. рис. 1.1) наибольшему элементу соответствует единственная вершина, на которой существует путь в любую вершину графа. Запись xR>y означает, что х доми-
|
нирует над у и включает его в себя. Из условий xR>y и xR>z, в; частности, вытекает, что в каждую вершину дерева (кроме х0) входит единственная стрелка и из каждой вершины выходит несколько стрелок. Вершины, над которыми вершина х непосредственно’ доминирует, называются. ее окрестностью. Окрестность корня х0 образует первый ярус (уровень) дерева структуры. Окрестности всех вершин первого уровня образуют второй уровень и т. д. Корнем дерева структуры системы является сама система. Выделение первого яруса вершин означает выделение подсистем первого уровня, выделение второго яруса вершин — второго уровня и т. д. [38]
При исследовании воздушного транспорта задача состоит в том, чтобы применить указанные принципы к построению структурных моделей системы исходя из принятого деления системы воздушного транспорта на пять основных элементов, (подсистем). Построение дерева структуры исследуемой системы рассмотрим на примере модели, включающей подсистемы: первого уровня, второго уровня (для территориального эксплуатационного управления), третьего уровня (для объединенного авиационного отряда), четвертого уровня (для аэропорта).
Подсистемы первого уровня (для системы х0): Хп — главные управления и управления министерства; Хі2— территориальные эксплуатационные управления и республиканские производственные объединения; Хі3 — всесоюзное производственное объединение «Авиаремонт»; хи — производственное строительно-монтажное объединение «Авиастрой»; XJ5 — всесоюзное объединение «Авиатех- снаб»; х!6 — научно-исследовательские учреждения (НИУ) и Главный’вычислительный центр (ГВЦ); Xj7■—учебные заведения Министерства ГА. .
Подсистемы второго уровня (для подсистемы х12); хш — объединенные авиационные отряды (ОАО); Xi22— самостоятельные аэропорты; Хі2з — объединенные авиаэскадрильи; Х124— строительномонтажные управления; x12s — авиаремонтные заводы и мастерские; лг 126 — республиканское или территориальное агентство; Xi27 — базовые органы снабжения.
Подсистемы третьего уровня (для подсистемы [4] *121): *12:11 — ЛЄТ — ный отряд (ЛО); *12ia — аэропорт (АП); *і2із — авиационная техническая база (АТБ); *12и — авиационная база снабжения (АБС); *1215 — кустовой ИВЦ или ВЦ; *1216 — городское агентство.
У[5] |
Подсистемы четвертого уровня (для подсистемы *1212:): *12121 —
служба движения; *12122 1— служба перевозок; *12123 — служба навигации, радиолокации и связи; *12124 — автобаза; *12125 — служба ГСМ;
телом ранга I— (т—1—k), где т — число вертикально расположенных систем.
Достоинством графического способа представления структурных моделей систем является его наглядность. Однако он имеет ряд недостатков, к которым относятся: бедность символики, не позволяющая в полной мере выразить все многообразие состояний системы, вследствие чего возникает необходимость дополнительного словесного описания и пояснения; трудности составления расчетных формул для критериев эффективности на основе графических структурных моделей; невозможность алгоритмизации процесса функционирования системы и машинного моделирования только на основе графических структурных моделей; чрезмерная громоздкость графических структурных моделей больших систем и др.
Ввиду отмеченных недостатков область непосредственного их практического использования при построении математических моделей анализа и синтеза систем ограничена; они, как правило, используются в качестве исходных для построения аналитических структурных моделей. Сущность аналитического способа построения структурных моделей систем состоит в следующем. Рассматривают множество
М = [xj [ j = In], (1.2)
где Xj —состояние работоспособности ‘системы.
Каждому состоянию работоспособности Xj ставят в соответствие уровень ее работоспособности v, представляющей собой случайную величину, возможные значения которой заключены в пределах [0,1], т. Є. О^-v^l. Если задан минимальный уровень работоспособности системы vo, то условие работоспособности системы будет иметь вид:
v>v0. (1.3)
При построении структурных моделей систем в соответствии с условием (1.3) множество (1.2) делят на два непересекающихся множества Мі и М2, удовлетворяющих условиям:
М + М2 — м
и
ММ2 ~ о.
Если Xj^Mu то система считается работоспособной. При ^М2 — система неработоспособна. Структурная модель работоспособной системы может быть представлена в виде суммы событий
-4= %Ajt (1.6)
= і
где А—событие, обозначающее работоспособность системы; А, — событие, обозначающее нахождение системы в состоянии работоспособности (j<=Ali); п — число работоспособных состояний системы, удовлетворяющих условию (1.3).
Структурные модели используются для выяснения связей между основными элементами системы воздушного транспорта и служат основой для построения функциональных математических моделей.