РАБОТА НЕСУЩИХ ВИНТОВ ПРИ ОСЕВОМ. ОБТЕКАНИИ
При осевом обтекании воздушный ноток проходит через винты параллельно оси вращения (Л—±90°). В таких условиях винты могут работать на висении, вертикальном подъеме или снижении при отсутствии ветра.
Особенностью осевого обтекания является то, что элементы лопасти, лежащие на одном радиусе в любом азимутальном положении, имеют постоянные параметры. Результирующая скорость обтекания элемента лопасти We (рис. 1.9) определяется из треугольника скоростей:
We = 1/V)2 + К ± Vyf.
> оС,
Рис. 1.9. Треугольники скоростей элемента лопасти при верти
кальном подъеме и снижении
При вертикальном подъеме к индуктивной скорости добавляется скорость подъема Vv, а при снижении она вычитается. Поэтому при подъеме угол атаки элементов уменьшается, а при снижении увеличивается.
Если каждый элемент лопасти рассматривать как бесконечно малый участок крыла, то при обтекании его суммарной скоростью We он создает элементарную аэродинамическую силу Re, составляющие которой — подъемная сила Ye и лобовое сопротивление Xi— определяются по формулам:
P w
Y. = cJ>br*—S-;
I /(«• I’ll II — коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления;
ЬДг — площадь элемента лопасти;
Р wl
— —— скоростной напор.
Зная Уе и Хе, можно найти элементарные силы тяги Те и сопротивления Qe (рис. 1.10):
Те = Уе cos рс — Хе sin рс;
Qe — Хе cos ре + Ye sin ре.
Для всей лопасти Гл = 2^е; Qj, —2iQe> а для несущих винтов Т — кТл Q — kQ„,
где k — количество лопастей.
Так как углы притекания на вертикальных режимах нс — аначительны (ре~3°—8°), то можно считать, что
cospe = 1, a sin Ре = 0, Те — Ус и T—Y.
Учитывая это допущение, формула тяги примет вид, подобный формуле подъемной силы крыла:
-с F
‘■"Г1 ОМ
где ст = 0,313осуо,7 — коэффициент тяги несущих винтов.
Из формулы видно, что тяга НВ зависит от угла установки лопастей (шага винтов) Ст=/(<р), диаметра НВ F0M=/(£>), частоты вращения винтов (п) и массовой плотности воздуха р = 0,047 —, где Р — давление, Т — температура воздуха. Диаметр винтов — величина постоянная для данного вертолета. Частота вращения НВ автоматически поддерживается постоянной. Поэтому тяга НВ будет зависеть от атмосферных условий и от шага винтов, которым летчик управляет через рычаг общего шага.
Кроме тяги при вращении НВ создают силы сопротивления вращению Qbhb и Qhhb, которые образуют относительно оси вращения моменты сопротивления вращению Лісопр (рис. 1.11):
•Л^сопр == Qn ср Гк>
Рис. 1.10. Зависимость коэффициента тяги от шага лопастей НВ (а), треугольник скоростей и аэродинамические сили на элементе лопасти (б) |
где Qj, ср — среднее значение силы сопротивления вращению;
г — расстояние точки приложения Qя ср от центра вращения;
k — количество лопастей ВНВ и ННВ.
Рис. 1.11. Момент сопротивления вращению |
Момент сопротивления зависит от шага винтов, частоты вращения, состояния поверхности и формы лопастей.
При необходимости увеличения тяги несущих винтов летчик увеличивает их шаг, но с увеличением шага увеличится момент сопротивления, поэтому обороты НВ начнут уменьшаться, если нс прибавить мощность на преодоление возросшего сопротивления. Чтобы сохранить обороты постоянными как при увеличении, так и при уменьшении шага ІІВ, управление общим шагом объединено с управлением мощностью двигателей.