Три статуса бортовых навигационных систем

Существует три уровня требований к бортовым навигационным системам в за­висимости от того, в каком статусе они используются: самодостаточной, основной или дополнительной навигационной системы.

Самодостаточнае навигационная система — система, разрешенная для дан­ной процедуры или для данного этапа полета, которая в течение всего времени вы­полнения процедуры или данного этапа полета удовлетворяет всем четырем требо­ваниям к навигационным характеристикам RNP: точности, целостности, эксплуата­

ционной готовности и непрерывности обслуживания.

Три статуса бортовых навигационных систем

Этап

полета

і ґм 11 і О Г’-г і гі.-л _г “! Г 5 U V S и і I ’ J

горизонтали

1 t_

по вертикали

Целост

і! «’>

1 D

І-4 Г П Л О Г%Г’, OLI по.

1_J р v_.- I v. / ? L. J t — t

чи п роду прежде*

НИЯ

Нйппопціоипгти

і ОТОРНОПТЬ

к N н

Маршрут

3,7 км 2,0 м. мили

І—1 О UOOUOUQUO і :v, ничліи iwilu

1 — 10’77ч

Л лліли

і v і у 11 :

От 1 — 10’4 /ч до 1 — 10“8 /ч

От 0,99 до 0.99999

От 20

по 1 О

Маршрут, район аэ­родрома (прибытие)

0,74 км 0,4 м. мили

Не назначена

1 — Ю’7/ч

15 с

От 1 — 10‘4/ч до 1 — 10"8 /ч

От 0,999 до 0,99999

От 5 до 1

Вылет, заход до вы­хода на прямую, не­точный заход

220 м 720 фут

Не назначена

1 — 10"7 /ч

10 с

От 1 — 104 /ч до 1 — 10’8 /ч

От 0,99 до 0,99999

От 0,5 до 0,3

Заход на посадку с наведением по вер­тикали APV-S

220 м 720 фут

20 м 66 фут

1 — 2×10"7 за заход

10 с

1 — 8×10"ь в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

0,3/125

Заход на посадку с

a г«л п £4 і імам п<л

паосДспИ^іУі ми остр-

тикали APV-II

16,0 м 52 фут

D П м

О, U іVI

26 фут

•1 Ov-lfV7

5 — £—J l J

за заход

а г-

1 — 8×10"ь в любые 15 с

rw Л AQ V-/ і и, с?Ь

пл П OOQQO

,ЦЫ V,0v04,’e

0,03/50

Точный заход на посадку

катего­рия S

16,0 м 52 фут

6,0 -4,0 м 20 -13 фут

1 -2×10’7 за заход

6 с

1 — 8×10"в в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

0.02/40

катего­рия N

6.9 м 23 фут

2.0 м 6.5 фут

1 — 2×10’7 за заход

2 с

1 — 8×10‘ь в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

0.01/15

катего­рия Ні

6.1 м 20 фут

2.0 м 6.5 фут

1-Ю’7 за заход

1 с

1 — 10_/ ~ в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

0.003/z

UJ

L/i

Примечание. Это определение не исключает наличия на борту других нави­гационных систем. Система, являющаяся самодостаточным навигационным средством, может иметь один датчик или несколько навигационных датчиков (мультисенсорная система).

Основная навигационная система — система, одобренная для данного полета или его этапа, которая удовлетворяет требованиям точности и целостности, но мо­жет не удовлетворять требованиям по эксплуатационной готовности и непре­рывности обслуживания, Безопасность ее применения достигается за счет разреше­ния полетов только в определенные периоды времени и при соответствующих про­цедурных ограничениях.

Примечание. Безопасность использования основной навигационной системы обеспечивается не только процедурными ограничениями, но, очень часто, также и требованием иметь дополнительные навигационные системы, которые вклю­чаются и используются при отказе основной. Например, требования B-RNA V: приемо-индикатор сНс + приемник VOR/DME.

Дополнительная навигационная система — система, которая должна исполь­зоваться в сочетании с системой, являющейся самодостаточным навигационным средством. Для получения одобрения для ее применения на данном этапе полета требуется, чтобы на борту ВС была другая система, являющаяся для рассматри­ваемого этапа самодостаточным навигационным средством. Дополнительная нави­гационная система должна удовлетворять требованиям точности и целостности во время выполнения данной процедуры или на данном этапе полета, а вопросы эксплуатационной готовности и непрерывности обслуживания при этом не рассмат­риваются.

Примечание. Система, утвержденная как дополнительное навигационное средство с одним датчиком или мультисенсорная, во время выполнения полета при удовлетворении требований точности и целостности может быть исполь­зована без всякой перекрестной проверки (сравнения) с самодостаточным сред­ством. Мало того, самодостаточная система может включаться и использо­ваться тогда, когда дополнительная система значительно снизила точность работы или имеет! признаки отказа.

Самодостаточными системами могут считаться только мультисенсорные FMS, которые могут удовлетворять всем четырем критериям RNP. Правда, пока не для всех типов RNP и не на всех этапах полета. В будущей RNP-RNAV используемые навигационные системы должны быть самодостаточными.

При выполнении полетов в системе B-RNAV к наиболее распространенной ос­новной системе можно отнести приемоиндикатор (ПИ) СНС, отвечающий требовани­ям ТСО С129.

Важным моментом использования основных систем является то, что такие по­нятия, как "комплексное самолетовождение", с позиции точности навигации здесь не применяются. Поскольку применение дублирующих систем, таких как, например НВУ-БЗ, ДИСС-013-134, VOR или АРК, не будут соответствовать предписанной точ­ности навигации в районе действия RNAV. При этом в случае отказа основной сис­темы выполняются "аварийные процедуры при отказе навигационной системы" и производятся соответствующие доклады диспетчеру ОВД.

В отношении дополнительных систем можно сказать, что для России очень не­привычен подход ИКАО к такому статусу навигационной системы для осуществления навигации. При полетах в воздушном пространстве России (до введения RNAV) ПИ СНС используется только как дополнительная навигационная система, а не как ос-

новная. В этой связи, если, например, не будет использовано штатное навигацион­ное вычислительное устройство типа НВУ — БЗ или ДИСС-013-134, то это будет вос­принято, как не комплексное использование средств навигации. Но при этом необхо­димо отметить, что системы типа НВУ — БЗ или ДИСС-013-134 при осуществлении навигации с применением RNP не могут быть отнесены к самодостаточным навига­ционным системам по той причине, что они не удовлетворяют всем четырем требо­ваниям к навигационным характеристикам: точности, целостности, эксплуатацион­

ной готовности и непрерывности обслуживания.