РАСЧЕТ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

Расчет высоты полета выполняется с целью:

определения высоты полета относительно уровня с давле­нием 760 мм рт. ст. (высота эшелона);

определения высоты полета относительно уровня аэродрома inк ле взлета и при заходе на посадку;

определения истинной высоты при полете по маршруту.

Указанные задачи могут решаться в двух вариантах:

определение высоты полета по показаниям барометриче­ского высотомера;

определение показаний барометрического высотомера для выполнения полета на заданной высоте.

Рассмотрим порядок расчета высоты для различных случаев.

Определение высоты полета относительно уровня с давлением /<!() мм рт. ст. (высоты эшелона) производится по следующей фор­муле: — 1

Яэш = Япр.7ео’+АЯи + ДЯа, (3.17)

1 Япрі7(5о —показания высотомера, установленного на давление 760 мм рт. ст.;

ДЯИ — инструментальная поправка;

ДЯа — аэродинамическая поправка.

Пример. Определить высоту относительно уровня 760 мм рт. ст. для следую­щих условий: Япр. гео“5700 м, АЯИ-+30 м и’ДЯа = —70 м.

Решение. По формуле (3:17) находим

#эщ = 5700 + ( + 30) +! (—70) = 5660 м.

Если необходимо рассчитать значение показаний высотомера для выдерживания заданного эшелона, то расчет выполняется в обратном порядке по формуле

Япр.7С0 = Я9ш-АЯи-ДЯа. (3.18)

Пример. Какую высоту необходимо выдерживать по высотомеру, чтобы вы­полнить. полет на эшелоне ЯЭш = 5700 м, если поправки равны: А//и=+30 м и АЯа = —70 м.

Решение. По формуле (3.18) находим

Нпр. 760 = 5700 — (+30) — (-70) = 5740- м.

Формулы (3.17) и (3.18) можно записать в таком виде:

Яэш = Япр. 76о+2ЛЯ;

ЯПр. ,60= Яэш SA7/,

где ЕАЯ=ДЯи + АЯа — суммарная поправка.

Для быстрого определения показаний высотомера с учетом сум­марной поправки используются специальные таблицы, размещен­ные на рабочих местах членов экипажа (см. табл. 3.1).

При определении высоты эшелона необходимо обратить внима­ние на то, что при этом определяется и выдерживается высота, в которой не учтена температурная ошибка. Это обстоятельство не влияет на безопасность полетов на эшелонах, так как на заданной высоте в одном и том же районе барометрические высотомеры всех самолетов будут иметь одинаковые значения температурных ошибок.

Определение высоты относительно уровня аэродрома после

взлета и при заходе на посадку производится по следующей фор­муле:

Яазр = Япр+ЛЯиЧ-ЛЯа, (3.19)

где Япр—показания высотомера, установленного на аэро­

дромное давление;

ДЯИ и ДЯа — инструментальная и аэродинамическая поправки.

Пример. Определить высоту полета относительно уровня аэродрома при заходе на посадку, если высотомер показывает Япр=420 м, а значения поправок равны: Д’ЯИ = —20 м и АЯа = —50 м.

Решение. По формуле (3.19) находим

Яаэр = 420 + (—20) + (-50) = 350 м.

Если необходимо рассчитать значение приборной высоты по за­данной высоте относительно уровня аэродрома, то расчет выпол­няется в обратном порядке по формуле

ЯпР = Яаэр~АЯи_ДЯа. (3.20)

Пример. Высота полета относительно уровня аэродрома при заходе на по­садку должна быть Яаэр = 400 м, значения поправок равны: АЯИ =» —20 м и ДЯа=—50 м. Определить приборную высоту.

Решение. По формуле (3.20) находим

Япр -4= 400 — (-20) — (- 50) = 470 м.

При определении высоты относительно уровня аэродрома после взлета и при заходе на посадку будет иметь место температурная ошибка высотомера. Эту ошибку обычно не учитывают, так как ве-

личина ее на малой высоте невелика. С уменьшением высоты тем­пературная ошибка уменьшается и в момент приземления равна нулю.

Определение истинной высоты при полете по маршруту. Для

определения истинной высоты необходимо учесть:

— инструментальную поправку;

— методические поправки;

— барическую поправку и поправку на рельеф местности.

При определении истинной высоты по барометрическому высо­томеру возможны следующие случаи:

—- давление на уровне пролетаемой местности известно и уста­новлено на высотомере, температура у земли тоже известна;

— давление на уровне пролетаемой местности известно, но на высотомере это давление не установлено; температура у земли из­вестна;

—: давление и температура в районе пролетаемой местности неизвестны.

Давление и температура на уровне местности в точках предпо­лагаемого определения истинной высоты рассчитываются штурма­ном совместно с метеорологом непосредственно перед вылетом по данным полетной и синоптической карт.

Если давление и темпер-атура на уровне пролетаемой местности известны, то, установив давление уровня местности на высотомере, можно определить истинную высоту по формуле

Нл — Япр + ЛЯИ + АНа + АН„ (3.21)

где Н„р — показания высотомера, установленного на давление уровня местности;

ДHt — температурная поправка высотомера.

Пример. Давление и температура на уровне пролетаемой местности равны: /’и -738 мм рт. ст. и й> = 0°. После установки высотомера на давление Ра~ /38 мм рт. ст. его показания равны Япр = 6270 м. Температура на высоте по­лсти tu = -—35°. Поправки высотомера равны: Д#и = — 30 м и ДЯа = —40 м. Опре­делить истинную высоту полета.

Решение. 1. Учитываем приборную и аэродинамическую поправки:

Япр + ДЯ„ + ЛЯа = 6270 + (-30) + (-40) = 6200 м.

2. Определяем истинную высоту, учтя температурную поправку на навига­ционной линейке:

На = 5900 м.

Расчет приборной высоты для заданной истинной производится и обратном порядке по формуле

Нпр = Ни-АН(-АНа-АНк.

Если давление и температура на уровне. пролетаемой местности известны, но на высотомере давление уровня местности не установ­лено, то истинную высоту можно определить по формуле

нн = Нпр + АНн + АНа + АН, + АН6 — ДЯр. (3.22)

В формуле (3.22) АН о — барическая поправка, соответствую­щая отклонению уровня изобарической поверхности, давление ко­трий установлено на высотомере, от уровня аэродрома в точке

определения истинной высоты. Если аэродром расположен в рав­нинной местности, то величина барической поправки определяется по формуле

А//б = 11 (Ям. „рив — Р0), (3.23)

где А,.ври —давление в районе определения истинной высоты, при­веденное к уровню аэродрома;

Р0—давление,, установленное на высотомере.

В формуле (3.22) ДЯР — поправка на рельеф, определяемая с помощью полетной карты по формуле

^Р = Аа. м-А а. а> (3.24)

где йа. м и Ла. а —абсолютные высоты местности и аэродрома.

Сущность поправки на рельеф и барической поправки показана на рис. 3.10.

Ни

РАСЧЕТ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

Рис. ЗЛО. К расчету истинной высоты полета по — барометрическому высо-
томеру

Пример. Рассчитать истинную высоту полета, если высотомер, на котором установлено давление Ро = 760 мм рт. ст., показывает Япр=5740 м, а температура воздуха на высоте tH = —25°. Абсолютная высота аэродрома ha s — +250. В рай­оне определения истинной высоты Ла м = — р 400 м, 10 = —5°, давление, приведенное к уровню аэродрома Рм, Прив = 730 мм рт. ст. Поправки высотомера равны: ДЯПР = +30 м и АН а — —70 м.

Решение. Расчет выполняется по формуле (3.22).

1. Учитываем инструментальную и ‘аэродинамические поправки:

Нпр + ДЯИ + ДЯа == 5740 + (+30) + (-70) = 5700 м.

2. Рассчитываем исправленную высоту ЯиспР на навигационной линейке:

Яіспр = ЯПр + ДНи + ДЯа + ДЯ — 5440 м.

3. Определяем высоту полета относительно уровня аэродрома Яаэр5

ДЯв = 11 (Рм. пряв — Рб) = 11 (730 — 760) = -330 м;

Яаэр = Яіспр + ЛЯз = 5440 + (-330) = 5110 м.

4. Находим истинную высоту полета:

Д#р = К. м — К. а = 400 — 250 =4-150 м;

Яи = Яаэр — ДЯр = 5110— (+150) — 4960 м.

Определение приборной высоты при заданной истинной произ­водится по формуле

Япр = На + ДЯр — ЛЯб — АН, — ДЯа — ДЯ„. (3.25)

Пели давление и температура в районе пролетаемой местности неизвестны, то расчет истинной высоты производится по формуле (3.22), в которой барическая поправка определяется для района н щодрома:

ДЯб =11 (/>,„ —>„), (3.26)

где Рюр….. давление на уровне аэродрома взлета;

Р0— давление, установленное на высотомере.

Определенная по формуле (3.26) величина АН б не учитывает наклон изобарической поверхности по маршруту полета, что при­водит к уменьшению точности определения истинной высоты.