ЯМЫ И ФОНТАНЫ В АТМОСФЕРЕ

Привыкнув передвигаться по земле и по морям в пре — елах только двух измерений, человек не сразу учиты — ает всю ту обстановку, в которую он попадает, опери — уя в трехмерном пространстве воздушного океана. Вот очему здесь всегда нужна особая сноровка, подход „окубированным11, так Сказать, сознанием.

До развития авиации изучались ветры главным обра — ом горизонтальные. А для воздушной навигации не мень — іую роль играют восходящие и нисходящие токи, и не олько вертикальные или близкие к ним, но и иные ветры, дже с весьма небольшими уклонами к горизонту.

Изобразим стрелкой, в метрах в секунду, силу ветра, имеющего легкий уклон вверх, и разложим эту силу см. рис. 12) на две составляющих: горизонтальную и ертикальную. Если величина последней составит, напри — іер, всего 1 — 2 метра в секунду, то и тогда уже условия іребьівания в данном ветру сильно изменятся. А это про — їсходит при уклоне ветра вверх всего в */о> в Vіо> > Vjo, — в зависимости от силы ветра от 10 до 12 м/с.

Представьте, например, что вы стоите на пологом скло — зе, где дует ровный ветер силой в 10 м/с., с уклонением зверх в Vio — Поскольку этот ветер в 1 сек. поднимается

относительно земли и вас на 1 м, поскольку можно ска зать, что и вы сами ежесекундно падаете относительні этого ветра на 1 метр. Но пусть в этом же воздушно» потоке будет планировать самолет, имеющий горизон тальную скорость 10 л</с., и спускающийся по линии пла нирования тоже в 1/10. Ясно, что такой самолет не изме нит в воздухе своей видимой высоты относительно ва или земли, где вы стоите, так как его падение относи

image25

Рис. 12. Образование восходящих токов на склонах механиче с к и м путем (справа показано получение вертикальной составляю щей в разложении отраженного от склона восходящего тока).

тельно воздуха будет одинаковым с вами: ежесекундно на 1 метр. Другими словами, этот самолет будет в действи­тельности лететь горизонтально, без всякого снижения, не требуя для того никакой собственной тяги (как планер), И представьте обратную картину. Аэроплан, во все­оружии своей винто-моторной тяги, встречает на гори­зонтальном пути встречный нисходящий поток, в коем вертикальная составляющая, уже вниз, равняется, напри­мер, 2 с/м. Для продолжения горизонтального пути этому самолету надо иметь возможность пойти с таким уклоном

image26х, чтобы каждую секунду набирать высоту на 2 метра, е он будет снижаться. Не ясно ли, что, при отсут — и способности к такому подъему, аэроплан будет бес — ным бороться со стихией? Ему обязательно нужно ть запас мощности, чтобы преодолеть атмосферную, влекущую его ко „дну“, чтобы суметь выкарабкаться ■ провала, в который он попал.

йс. 13. Механическое (динамическое) образование восходящего тока в долине — после отражения ветра, нисходящего по склону.

I Отчего же происходят воздушные токи, отличающиеся ю своему направлению от горизонтальных? Выше уже |ворилось об явлениях, обусловливающих образование | іклонов и антициклонов. Но помимо влияния давлений гмосферы, здесь постоянно оказывают воздействие! естные условия земной поверхности, что и делает шую нижнюю зону воздушного океана наиболее бес — Ькойной.

На схемах пояснено влияние холмистой местности. Вос — одящий ветер получается из горизонтального, при от — ажении его от склона (рис. 12), или из нисходящего, при тражении его в долине (рис. 13). Часто значительные

Подпись: 333 Занимательная авиация

возмущения возникают при столкновении ветра с высоким, сооружениями на земле. А вот пример восходящих и нис ходящих токов уже не механического, а чисто термич’ ского (теплового) происхождения (см. рис. 14): от нака ленной земли воздух поднимается вверх, а на воде, где прохладнее, образуется нисходящее течение. Эта картина имеющая полное сходство с опытом, изображенным на рис. 11, хорошо знакома всем воздушникам. На границе

image27

Рис. 14. Термическое образование восходящих токов (только вихрь справа обусловлен складкой местности). Атмосферные провалы часто называют французским словом рему.

таких участков с разной температурой или разной влаж­ностью воздуха[2] воздушные корабли всегда претерпе­вают более или менее сильную трёпку.

Таким образом вся обстановка в атмосфере, в осо­бенности же на „дне" ее, неизбежно вызывает образова ние самых разнообразных течений именно в третьем из мерении пространства, по высоте. И в результате воз душным судам приходится неизбежно считаться не толью с взбаламученными волнами, но, с одной стороны, и

с действительными ямами, рытвинами и оврагами, а с дру­гой стороны — и с даровой энергией, возносящей в из­вестных условиях в высь, наподобие лифтов или фонта­нов на земле.