ЯМЫ И ФОНТАНЫ В АТМОСФЕРЕ
Привыкнув передвигаться по земле и по морям в пре — елах только двух измерений, человек не сразу учиты — ает всю ту обстановку, в которую он попадает, опери — уя в трехмерном пространстве воздушного океана. Вот очему здесь всегда нужна особая сноровка, подход „окубированным11, так Сказать, сознанием.
До развития авиации изучались ветры главным обра — ом горизонтальные. А для воздушной навигации не мень — іую роль играют восходящие и нисходящие токи, и не олько вертикальные или близкие к ним, но и иные ветры, дже с весьма небольшими уклонами к горизонту.
Изобразим стрелкой, в метрах в секунду, силу ветра, имеющего легкий уклон вверх, и разложим эту силу см. рис. 12) на две составляющих: горизонтальную и ертикальную. Если величина последней составит, напри — іер, всего 1 — 2 метра в секунду, то и тогда уже условия іребьівания в данном ветру сильно изменятся. А это про — їсходит при уклоне ветра вверх всего в */о> в Vіо> > Vjo, — в зависимости от силы ветра от 10 до 12 м/с.
Представьте, например, что вы стоите на пологом скло — зе, где дует ровный ветер силой в 10 м/с., с уклонением зверх в Vio — Поскольку этот ветер в 1 сек. поднимается
относительно земли и вас на 1 м, поскольку можно ска зать, что и вы сами ежесекундно падаете относительні этого ветра на 1 метр. Но пусть в этом же воздушно» потоке будет планировать самолет, имеющий горизон тальную скорость 10 л</с., и спускающийся по линии пла нирования тоже в 1/10. Ясно, что такой самолет не изме нит в воздухе своей видимой высоты относительно ва или земли, где вы стоите, так как его падение относи
Рис. 12. Образование восходящих токов на склонах механиче с к и м путем (справа показано получение вертикальной составляю щей в разложении отраженного от склона восходящего тока). |
тельно воздуха будет одинаковым с вами: ежесекундно на 1 метр. Другими словами, этот самолет будет в действительности лететь горизонтально, без всякого снижения, не требуя для того никакой собственной тяги (как планер), И представьте обратную картину. Аэроплан, во всеоружии своей винто-моторной тяги, встречает на горизонтальном пути встречный нисходящий поток, в коем вертикальная составляющая, уже вниз, равняется, например, 2 с/м. Для продолжения горизонтального пути этому самолету надо иметь возможность пойти с таким уклоном
х, чтобы каждую секунду набирать высоту на 2 метра, е он будет снижаться. Не ясно ли, что, при отсут — и способности к такому подъему, аэроплан будет бес — ным бороться со стихией? Ему обязательно нужно ть запас мощности, чтобы преодолеть атмосферную, влекущую его ко „дну“, чтобы суметь выкарабкаться ■ провала, в который он попал.
йс. 13. Механическое (динамическое) образование восходящего тока в долине — после отражения ветра, нисходящего по склону.
I Отчего же происходят воздушные токи, отличающиеся ю своему направлению от горизонтальных? Выше уже |ворилось об явлениях, обусловливающих образование | іклонов и антициклонов. Но помимо влияния давлений гмосферы, здесь постоянно оказывают воздействие! естные условия земной поверхности, что и делает шую нижнюю зону воздушного океана наиболее бес — Ькойной.
На схемах пояснено влияние холмистой местности. Вос — одящий ветер получается из горизонтального, при от — ажении его от склона (рис. 12), или из нисходящего, при тражении его в долине (рис. 13). Часто значительные
3 Занимательная авиация
возмущения возникают при столкновении ветра с высоким, сооружениями на земле. А вот пример восходящих и нис ходящих токов уже не механического, а чисто термич’ ского (теплового) происхождения (см. рис. 14): от нака ленной земли воздух поднимается вверх, а на воде, где прохладнее, образуется нисходящее течение. Эта картина имеющая полное сходство с опытом, изображенным на рис. 11, хорошо знакома всем воздушникам. На границе
Рис. 14. Термическое образование восходящих токов (только вихрь справа обусловлен складкой местности). Атмосферные провалы часто называют французским словом рему. |
таких участков с разной температурой или разной влажностью воздуха[2] воздушные корабли всегда претерпевают более или менее сильную трёпку.
Таким образом вся обстановка в атмосфере, в особенности же на „дне" ее, неизбежно вызывает образова ние самых разнообразных течений именно в третьем из мерении пространства, по высоте. И в результате воз душным судам приходится неизбежно считаться не толью с взбаламученными волнами, но, с одной стороны, и
с действительными ямами, рытвинами и оврагами, а с другой стороны — и с даровой энергией, возносящей в известных условиях в высь, наподобие лифтов или фонтанов на земле.