ЖИВУЧЕСТЬ КОНСТРУКЦИЙ

При проектировании летательных аппаратов учитывают усло­вия его эксплуатации Эти условия указывают в технической до­кументации и обычно включают: параметры состояния воздушной среды, состояние ВПП, режимы полета, допустимые величины мас­сы и центровки летательного аппарата, допустимые режимы ра­боты двигателей и продолжительность их использования, интен­сивность эксплуатации, периодичность и качество технического обслуживания, срок службы летательного аппарата и его функцио­нальных систем, состав и характеристики наземных средств обес­печения полета, а также минимум погоды при взлете и посадке

Современные летательные аппараты имеют большое количество сложных функциональных систем, которые проектируются таким образом, чтобы возникающие в процессе эксплуатации авиацион­ной техники неисправности, повреждения и даже отказы отдельных узлов или элементов не приводили к возникновению аварийной ситуации в полете

Эго обеспечивается или высокой надежностью элементов си­стем, при которой отказ является практически маловероятным со­бытием, или применением такого резервирования, которое после двух последовательных отказов обеспечивает возможность продол­жения полета по крайней мере в режиме ручного управления т. е. допускается усложнение условий полета.

Под живучестью летательного аппарата или функциональных его систем понимают их свойство, обеспечивающее нормальное выполнение заданных функций в полете с отдельными неисправностями или повреждениями элементов. Живучесть кон­струкции или функциональной системы достигается, кроме наличия резерва, специфическими конструктивными решениями, обеспечи­вающими медленное развитие дефекта, достаточную прочность при наличии дефекта, легкодоступиость для обнаружения дефекта и т п.

Согласно Нормам летной годности гражданских самолетов, прочность конструкций и узлов крепления агрегатов должна быть такой, чтобы полностью исключить возможность опасного для ле­тательного аппарата разрушения конструкции и узлов крепления

при действии иа mix нагрузок в условиях эксплуатации в пределах установленного срока службы.

Живучесть конструкции в отношении усталостной прочности обеспечивается при проектировании летательного аппарата. При этом должны быть учтены следующие условия:

медленное распространение трещин в элементах конструкции, чтобы нх остаточная статическая прочность при развитии трещины до уровня ее визуального обнаружения была достаточна для без­опасной эксплуатации летательного аппарата без ограничений;

возможность локализации силовым набором развития трещин в обшивке;

обеспечение условий осмотра силовых элементов конструкции, в особенности в местах концентрации и вероятных зонах возникнове­ния трещин,

исключение возможности возникновения трещин в элементах конструкции, недоступных для осмотра в условиях эксплуатации, в пределах установленного срока службы.

Учитывая вероятностную природу процесса усталостного разру­шения металлов, живучесть конструкции можно характеризовать: случайной величиной наработки до времени возникновения трещи­ны, случайной величиной скорости распространения трещины, вре­менем наработки конструкции в летных часах от начала появления трещины до предельно допустимого значения.

Определение указанных параметров живучести производится путем лабораторных, натурных исследований элементов конструк­ций и на основании анализа эксплуатации лидерных и головных самолетов, а также опыта эксплуатации всего парка летательных аппаратов.