ЖИВУЧЕСТЬ КОНСТРУКЦИЙ
При проектировании летательных аппаратов учитывают условия его эксплуатации Эти условия указывают в технической документации и обычно включают: параметры состояния воздушной среды, состояние ВПП, режимы полета, допустимые величины массы и центровки летательного аппарата, допустимые режимы работы двигателей и продолжительность их использования, интенсивность эксплуатации, периодичность и качество технического обслуживания, срок службы летательного аппарата и его функциональных систем, состав и характеристики наземных средств обеспечения полета, а также минимум погоды при взлете и посадке
Современные летательные аппараты имеют большое количество сложных функциональных систем, которые проектируются таким образом, чтобы возникающие в процессе эксплуатации авиационной техники неисправности, повреждения и даже отказы отдельных узлов или элементов не приводили к возникновению аварийной ситуации в полете
Эго обеспечивается или высокой надежностью элементов систем, при которой отказ является практически маловероятным событием, или применением такого резервирования, которое после двух последовательных отказов обеспечивает возможность продолжения полета по крайней мере в режиме ручного управления т. е. допускается усложнение условий полета.
Под живучестью летательного аппарата или функциональных его систем понимают их свойство, обеспечивающее нормальное выполнение заданных функций в полете с отдельными неисправностями или повреждениями элементов. Живучесть конструкции или функциональной системы достигается, кроме наличия резерва, специфическими конструктивными решениями, обеспечивающими медленное развитие дефекта, достаточную прочность при наличии дефекта, легкодоступиость для обнаружения дефекта и т п.
Согласно Нормам летной годности гражданских самолетов, прочность конструкций и узлов крепления агрегатов должна быть такой, чтобы полностью исключить возможность опасного для летательного аппарата разрушения конструкции и узлов крепления
при действии иа mix нагрузок в условиях эксплуатации в пределах установленного срока службы.
Живучесть конструкции в отношении усталостной прочности обеспечивается при проектировании летательного аппарата. При этом должны быть учтены следующие условия:
медленное распространение трещин в элементах конструкции, чтобы нх остаточная статическая прочность при развитии трещины до уровня ее визуального обнаружения была достаточна для безопасной эксплуатации летательного аппарата без ограничений;
возможность локализации силовым набором развития трещин в обшивке;
обеспечение условий осмотра силовых элементов конструкции, в особенности в местах концентрации и вероятных зонах возникновения трещин,
исключение возможности возникновения трещин в элементах конструкции, недоступных для осмотра в условиях эксплуатации, в пределах установленного срока службы.
Учитывая вероятностную природу процесса усталостного разрушения металлов, живучесть конструкции можно характеризовать: случайной величиной наработки до времени возникновения трещины, случайной величиной скорости распространения трещины, временем наработки конструкции в летных часах от начала появления трещины до предельно допустимого значения.
Определение указанных параметров живучести производится путем лабораторных, натурных исследований элементов конструкций и на основании анализа эксплуатации лидерных и головных самолетов, а также опыта эксплуатации всего парка летательных аппаратов.