Факторы, влияющие на БП, их учет

На БП влияет большое количество факторов, от которых зависит качество функционирования АТС.

(Фактор — момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении, Пример: фактор времени — роль времени, продолжительность, фактор внезапности — неожиданные действия.

Движущая сила, причина процесса, явления.

Бас1ог-(лат.) — делающий, производящий.

Причина — явление, вызывающее возникновение другого явления).

При этом под каждым отдельным фактором следует понимать любое действие, случай условие или обстоятельство, наличие или отсутствие которого увеличивает вероятность неблагополучного завершения полета.

Учитывая сложность и разветвленность АТС перечислить все факторы практически невозможно.

Все факторы, влияющие на БП могут быть разделены на системные и внесистемные.

Системные — факторы, определяющиеся внутренними свойствами АТС.

Внесистемные — факторы внешней среды. Они постоянно контролируются специальными техническими средствами для исключения попадания ВС в нерасчетные условия внешней Среды.

Подавляющая часть системных факторов связана с деятельностью экипажа (человеческий фактор), а также с эффективностью функционирования техники (технический фактор).

Для каждой из подсистем АТС соотношение человеческого и технического фактора является различным. Для системы “ Экипаж — ВС “ они равноправны по числу и весомости факторов. Система “ Экипаж — ВС” является центральной в АТС и играет определяющую роль в обеспечении БП.

Классификацию факторов, влияющих на Б. П. можно проводить с разной степенью детализации. Например, к человеческому фактору можно отнести и ошибки экипажа, и ошибки при ТО ВС, и ошибки диспетчеров ОрВД и несовершенство документации, создаваемой человеком и т. д.

Общее число причин (факторов) АП., предусмотренных классификатором многоуровневой автоматизированной системой учёта (МАСУ) “ Безопасность” по которой учёт АП ведёт Росавиация составляет более 1800 наименований. Они классифицированы в той мере, в какой этого требует вопрос о количественной и качественной оценке БП.

Система учета факторов позволяет фиксировать по каждому событию (АП) до 30-и определяющих факторов, имеющих непосредственное влияние на ход данного события. (По классификатору МАСУ “Безопасность”).

Например: для оценки ситуации с БП. и разработки мероприятий по их предотвращению (комплексного плана по БП.) все причины (факторы) АП сведены в 10 групп:

1. Неудовлетворительное управление летной деятельностью (регламентирующих документов).

2. Неудовлетворительная организация летной работы (организация полета и его подготовки).

3. Низкий профессиональный уровень экипажа (знания).

4. Психофизиологическое воздействие в полете (стресс, утомление, травмы, наркотики и т. п.)

5. Низкий уровень дисциплины специалистов, выполняющих и обеспечивающих полеты.

6. Конструктивно-производственные недостатки (КПН) .

7. Неудовлетворительная тех. эксплуатация ВС (ТО).

8. Неудовлетворительное ОрВД.

9. Неудовлетворительное обеспечение полетов (штурманское, метео и др. см. схему

АТС).

10. Неустановленные причины.

Для анализа состояния БП в России (и в ИКАО) используются более укрупненные группы причин АП:

а) по вине личного состава АТС;

б) по причине отказа АТ АТС;

в) неблагоприятные воздействия окружающей Среды.