Факторы, влияющие на БП, их учет
На БП влияет большое количество факторов, от которых зависит качество функционирования АТС.
(Фактор — момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении, Пример: фактор времени — роль времени, продолжительность, фактор внезапности — неожиданные действия.
Движущая сила, причина процесса, явления.
Бас1ог-(лат.) — делающий, производящий.
Причина — явление, вызывающее возникновение другого явления).
При этом под каждым отдельным фактором следует понимать любое действие, случай условие или обстоятельство, наличие или отсутствие которого увеличивает вероятность неблагополучного завершения полета.
Учитывая сложность и разветвленность АТС перечислить все факторы практически невозможно.
Все факторы, влияющие на БП могут быть разделены на системные и внесистемные.
Системные — факторы, определяющиеся внутренними свойствами АТС.
Внесистемные — факторы внешней среды. Они постоянно контролируются специальными техническими средствами для исключения попадания ВС в нерасчетные условия внешней Среды.
Подавляющая часть системных факторов связана с деятельностью экипажа (человеческий фактор), а также с эффективностью функционирования техники (технический фактор).
Для каждой из подсистем АТС соотношение человеческого и технического фактора является различным. Для системы “ Экипаж — ВС “ они равноправны по числу и весомости факторов. Система “ Экипаж — ВС” является центральной в АТС и играет определяющую роль в обеспечении БП.
Классификацию факторов, влияющих на Б. П. можно проводить с разной степенью детализации. Например, к человеческому фактору можно отнести и ошибки экипажа, и ошибки при ТО ВС, и ошибки диспетчеров ОрВД и несовершенство документации, создаваемой человеком и т. д.
Общее число причин (факторов) АП., предусмотренных классификатором многоуровневой автоматизированной системой учёта (МАСУ) “ Безопасность” по которой учёт АП ведёт Росавиация составляет более 1800 наименований. Они классифицированы в той мере, в какой этого требует вопрос о количественной и качественной оценке БП.
Система учета факторов позволяет фиксировать по каждому событию (АП) до 30-и определяющих факторов, имеющих непосредственное влияние на ход данного события. (По классификатору МАСУ “Безопасность”).
Например: для оценки ситуации с БП. и разработки мероприятий по их предотвращению (комплексного плана по БП.) все причины (факторы) АП сведены в 10 групп:
1. Неудовлетворительное управление летной деятельностью (регламентирующих документов).
2. Неудовлетворительная организация летной работы (организация полета и его подготовки).
3. Низкий профессиональный уровень экипажа (знания).
4. Психофизиологическое воздействие в полете (стресс, утомление, травмы, наркотики и т. п.)
5. Низкий уровень дисциплины специалистов, выполняющих и обеспечивающих полеты.
6. Конструктивно-производственные недостатки (КПН) .
7. Неудовлетворительная тех. эксплуатация ВС (ТО).
8. Неудовлетворительное ОрВД.
9. Неудовлетворительное обеспечение полетов (штурманское, метео и др. см. схему
АТС).
10. Неустановленные причины.
Для анализа состояния БП в России (и в ИКАО) используются более укрупненные группы причин АП:
а) по вине личного состава АТС;
б) по причине отказа АТ АТС;
в) неблагоприятные воздействия окружающей Среды.