СИСТЕМА ВЫХЛОПА

В передней части двигательного’ отсека для отвода выхлопных га­зов из двигателя в атмосферу установлен выхлопной коллектор (фиг. 119).

С целью уменьшения шума от выхлопа, а также устранения види­мых на выхлопе ярких факелов пламени, непосредственно за коллек­тором подвешены с двух сторон трехкамерные шумопламягасители (фиг. 120 и 121).

Выхлопной коллектор

Выхлопной коллектор состоит из двух самостоятельных, правой и ле­вой половин, каждая из которых объединяет ПО’ семь выхлопных па­трубков. К правому коллектору подводятся патрубки трех цилиндров заднего (по двигателю) ряда и четырех цилиндров переднего ряда; к ле­вому коллектору подводятся остальные патрубки.

Каждый коллектор представляет собой трубу круглого сечения, рас­ширяющуюся книзу до диаметра 160 мм, с плавно подведенными по по­току газов отростками, на концах которых приварены обоймы с заваль — цованными сферическими кольцами из чугуна. Правый коллектор со­стоит из пяти, а левый из четырех отъемных секций.

Стыки секций первой со второй, третьей с четвертой левого’ коллек­тора, а также второй е четвертой правого коллектора осуществляются при помощи зигованных полухомутов, стягивающих приваренные на концах секций фланцы.

Хомуты затягиваются четырьмя хромансилсвыми закаленными бол­тами крутящим моментом 1 кгм. Во избежание пригорання к резьбе болта гайки выполнены латунными.

Для облегчения сборки, а также для снятия могущих возникнуть в подвеске натягов стыки первой секции со второй правого коллектора и второй с третьей левого коллектора выполнены телескопическими с по­следующей после сборки затяжкой хомутами (см. фиг. 119).

Сопряжение третьей и пятой секций правого коллектора выполнено также телескопическим, но без последующей затяжки хомутом для обес­печения взаимного осев ото смещения.

Нижние четвертые секции правого и левого коллекторов’ заканчивают­ся давлеными сферическими наконечниками. Соединение четвертой сек­ции с шумопламягасителем осуществляется посредством двух промежу­точных патрубков, из которых передний имеет шаровую чашку, а задний входит сферическим наконечником в чашку шумопламягасителя (фиг. 122). Эти промежуточные патрубки соединены между собой телескопически. Чашки с наконечниками стягиваются тремя болтами диаметром 8 мм через тарированные пружины из материала 50ХФА. 130

Такое соединение дает возможность коллектору и глушителю при ра­боте взаимно перемещаться и наклоняться в любом направлении.

Для возможного отключения шумопламягасителя без снятия его с вертолета четвертые секции имеют боковые отводы с регулируемыми

Фиг. 121. У станочка шумопламягасителя.

Фиг. 122. Сочленение коллектора с шумопламягасителем.

заслонками, которые открываются в этом случае и отводят в атмосферу большую часть выхлопных газов (фиг. 123 и 124).

Управление заслонками производится из кабины летчиков’. При вы­хлопе только через шумопламягаеитель заслонки стоят в положении «Закрыто».

Выхлопные гнезда всех цилиндров двигателя сообщаются с отрост­ками кольцевой части коллектора через отъемные патрубки, которые разбиваются. по способу крепления на две группы:

П ер в а я группа: 1, 3 и 7 (сверху) — патрубки левого коллектора,

2 и 6 — патрубки правого коллектора.

Вторая группа: 2, 4, 5 и 6 — патрубки левого коллектора,

1, 3, 4, 5 и 7 — патрубки правого коллектора.

К выхлопным гнездам первой группы цилиндров двигателя крепят­ся стальные шары с навальцованными на них короткими прямыми па­трубками. Крепление производится ленточными хомутами с полуколь­цами. Одно из колец, надеваемых на конусные ободки фланца и шара.

выполнено с боковыми ограничительными буртиками (см. фиг. 119), препятствующими ленте хомута сползать с колец после затяжки. Лен­ты, шары и полукольца изготовлены из жапопрочной нержавеющей ста­ли 1Х18Н9Т.

Задний конец патрубка калиброван и входит внутрь чугунного коль­ца отростка коллектора (см. фиг. 119). Патрубки первой группы, за исключением патрубка 7 левого коллектора, выполнены из нержавею­щих труб сечением 68X65.

В отличие от крепления первой группы соединение второй группы имеет, П0′ два патрубка. Передний патрубок для обхода элементов дви­гателя и. рамы двигателя выполнен изогнутым из нержавеющей стали и сварен продольным швом. На передний конец патрубка наварен фланец, крепящийся к гнезду двигателя ленточным хомутом с полукольцами. На заднем конце патрубка неподвижно сидит навальцованный чугунный шар. На шар навальцована с зазором чашка заднего прямого патрубка, входящего вторым концом в отросток коллектора. Все три типа шаров на сферической поверхности имеют ряд уплотнительных канавок.

Заделка патрубков в два тара и телескопические соединения устра­няют возможность возникновения температурных натягов, а также ком­пенсируют относительные перемещения коллектора, двигателя и рамы двигателя.

Диаметральные зазоры в шаровых соединениях патрубков состав­ляют 0,1—0,3 мм и 0,2—0,5 мм; зазоры по телескопическим соединениям секций —0—0,6 мм.

Секции коллектора выполнены штамповкой из листовой стали 1Х18Н9Т толщиной 1,2 мм. Отштампованные половины секции сварены продольным швом. Пятая секция правого коллектора выполнена из ма­териала толщиной 1,5 мм. На поверхности секций приварены кронштей­ны с пятками, дающими местное усиление секции. Все сварочные рабо­ты производятся аргоно-дуговой электросваркой.

Фиг. 124. Патрубок свободного выхлопа.

Для подвески коллектора на кольце рамы двигателя приварены во­семь кронштейнов и по два кронштейна закреплены хомутами на ци­линдрах амортизаторов передних стоек шасси (см. фиг. 119).

Пятая секция правого — коллектора крепится к‘кольцу рамы двигате­ля с помощью кардана, облегчающего сборку и компенсирующего отно­сительные перемещения коллектора, двигателя и рамы двигателя. Сек­ция подтянута вверх специальной пружиной, что не позволяет ей ложи­ться на трубы рамы двигателя.

Коллекторы подвешены к кронштейнам на серьгах, штампованных из стали ЗОХГСА. Для упрощения сборки и компенсации температурных расширений основных труб коллектора между щеками кронштейнов и серьгами прокладываются шайбы, обеспечивающие необходимые сбороч­ные зазоры.

Во избежание износа болтов серьги на кронштейнах рамы двига­теля навешены на распорных втулках. Для компенсации перекосов осей кронштейнов при сборке серьга на кронштейнах коллектора опирается на бочкообразную втулку из стали ЗОХГСА, на поверхности которой она может развернуться в небольших пределах. Бочкообразные втулки одновременно являются и распорными.

В нижних точках каждого — коллектора имеются резьбовые пробки для слива конденсата. Пробки законтрены проволокой,

1.34

При необходимости полета вертолета без шумопламягасителей по­следние снимаются вместе с кронштейнами, переходными патрубками и концев’ыми секциями коллекторов, которые заменяются короткими па­трубками свободного выхлопа, соединяющимися с коллекторами при по­мощи фланцев и хомутов (см, фиг, 124).

Патрубок свободного выхлопа представляет собой трубу постоянно­го сечения диаметром 160 мм, изготовленную из двух штампованных половин и сваренных встык по линии разъема. Передний конец патрубка заканчивается приварным фланцем; второй конец имеет косой срез.