Особенности определения численности технического. состава и рабочих, занятых обслуживанием самолетов. по трудоемким регламентам
Нормы времени на комплексы операций технического обслуживания, используемые для определения численности технического состава и рабочих ATI5, разрабатываются на основе аналитически- исследовательского или аналитическн-расчетного метода для самолета каждого типа и каждого регламента дифференцированно по видам работ:
1) техническое обслуживание силовых установок и планера;
2) обслуживание снецсборудонанни (приборов, радио — и электрооборудования);
3) наружная мойка;
4) внутренняя уборка;
5) обслуживание бытового оборудования;
(>) подготовка производства.
Для удобства расчетов численность определяется по укрупненным типовым нормативам численности, устанавливаемым на основе этих норм. Норматив численности 7c>i — это регламентирован-
нос число рабочих каждой категории, необходимое для выполнения каждого вида обслуживания за рабочую смену:
где Г.,бел — трудовые затраты на обслуживание авиационной техники по данному виду регламентных работ;
Гс* — продолжительность рабочей смены (7 ч).
Специфика работы эксплуатационных предприятий, состоящая в неравномерности поступления авиационной техники на обслуживание. учитывается при нормировании труда таким образом: расчет необходимой численности рабочего состава ведется по периоду наииысшсй загрузки ЛТБ, т. е. по летнему периоду. Численность. рассчитанная на лето, обеспечивает выполнение всех работ и в зимних условиях, в том числе таких дополнительных работ, как чехление и расчехление самолетов и силовых установок, подогрев кабин самолетов, удаление с самолетов снега и льда и г. д.
Расчет численности может производиться как но среднемесячной. так и по наивысшей загрузке расчетного периода.
Мри определении потребной численности по среднемесячной загрузке суммарный объем работы Q0r. m за расчетный период определяется в человеко-смснах путем умножения количества регламентов. подлежащих выполнению в рассматриваемый срок, на соответствующие нормативы численности и суммирования полученных результатов:
Qo6m ~ — Кі Ч і ,
І-1
где К і — количество обслуживании по самолету каждого типа и виду регламентных работ за расчетный период;
Ч, — норматив численности по видам регламентов и типам летательных аппаратов.
На основе рассчитанного объема работ определяется среднемесячная явочная численность технического состава и рабочих, необходимая для выполнения планируемого объема работ при семичасовой смене:
(37)
где /Ид» количество рабочих дней в расчетном периоде. Среднесписочная численность определяется по формуле
где Oanp ^ затраты времени на очередные, дополнительные и учебные отпуска, выполнение государственных обязанностей и потери но болезни в процентах к годовому фонду рабочего времени.
Если требуемые сроки простоя авиационной техники на обслуживании не обеспечиваются численностью, рассчитанной на основе среднемесячной загрузки, численность следует определять но на — нвысшсй загрузке.
Для расчета численности технического состава и рабочих с учетом п. іииисніей загрузки и планируемых сроков простоя авиационной техники на обслуживании составляется таблица (но форме табл. 15) и затем строятся плановые помесячные графики отхода самолетов на обслуживание в течение ill квартала планируемого года.
Таблица 15 Исходные данные для расчета численности цеха обслуживания самолетов по трудоемким регламентам
Численность рабочего состава ч„р, необходимая для выполнения регламентных работ в заданное время простоя, определяется но формуле: |
где 7*Пр — планируемый срок простоя самолета на данном обслуживании, смен.
Месячные графики загрузки строятся в соответствии с данными габл. 15 путем откладывания в хронологическом порядке по оси абсцисс значений Тщ„ а по оси ординат значений ч, ф. Каждое Обслуживание на графике представлено в виде прямоугольника.
График дает наглядное представление о планируемой загрузке рабочего состава но периодам. По графику осуществляется выбор исходных данных для расчета необходимой численности.
Планирование отхода летательных аппаратов на техническое обслуживание должно быть таким по срокам и объемам работ, чтобы в расчетном периоде загрузка была равномерной. Равномср-
ность загрузки позволяет предотвратить образование неоправдан пых «пик», а вместе с этим и содержание излишней численности рабочих. В процессе эксплуатации авиационной техники не следует нарушать установленные графики поступления ее на обслуживание, если это влечет за собой перераспределение и повышение концентрации загрузки в отдельные периоды.
Выбор по графику уровня физического объема работ для расчета численности производится по интервалу расчетного периода с интенсивной и равномерной загрузкой, причем этот интервал должен быть характерным для всего периода, т. е. по своей продолжительности составлять не менее 50% календарного времени периода.
Явочная численность рабочих определяется как сумма значений ‘/„р необходимой численности для выполнения работ па самолетах, находящихся одновременно на обслуживании в выбранном интервале:
п
Чпи= — Чдр/ .
Списочная численность определяется аналогично ее расчету по среднемесячной загрузке [см. формулу (38)]. Если обслуживание летательных аппаратов осуществляется непрерывно в течение всего месяца, т. е. и в выходные, и праздничные дни, то среднесписочное число рабочих на участке определяется с учетом коэффициента непрерывности обслуживания, равного отношению средней календарной продолжительности месяца к среднему количе-
30 4
ству рабочих дней, в нем, т. е. Кпспр= —~ *= 1,19.
25,6
Численность рабочего состава, рассчитанную с учетом неравномерности загрузки (по наивысшей загрузке) и календарных сроков простоя на обслуживании, необходимо сравнить с результатами расчета численности по среднемесячным данным и определить коэффициент занятости
(41)
Чспг
где Чет ‘ численность, рассчитанная по среднемесячной загрузке;
•{Спг — численность, рассчитанная но нанвысшен загрузке.
Коэффициент занятости не должен быть ниже 0,75. Если же он получается ниже нормативного, необходимо по возможности пересмотреть графики поступления авиационной техники или сроки: простоя материальной части на обслуживании.
104