Особенности определения численности технического. состава и рабочих, занятых обслуживанием самолетов. по трудоемким регламентам

Нормы времени на комплексы операций технического обслужи­вания, используемые для определения численности технического состава и рабочих ATI5, разрабатываются на основе аналитически- исследовательского или аналитическн-расчетного метода для са­молета каждого типа и каждого регламента дифференцированно по видам работ:

1) техническое обслуживание силовых установок и планера;

2) обслуживание снецсборудонанни (приборов, радио — и элек­трооборудования);

3) наружная мойка;

4) внутренняя уборка;

5) обслуживание бытового оборудования;

(>) подготовка производства.

Для удобства расчетов численность определяется по укрупнен­ным типовым нормативам численности, устанавливаемым на осно­ве этих норм. Норматив численности 7c>i — это регламентирован-
нос число рабочих каждой категории, необходимое для выполне­ния каждого вида обслуживания за рабочую смену:

где Г.,бел — трудовые затраты на обслуживание авиационной тех­ники по данному виду регламентных работ;

Гс* — продолжительность рабочей смены (7 ч).

Специфика работы эксплуатационных предприятий, состоящая в неравномерности поступления авиационной техники на обслу­живание. учитывается при нормировании труда таким образом: расчет необходимой численности рабочего состава ведется по пе­риоду наииысшсй загрузки ЛТБ, т. е. по летнему периоду. Числен­ность. рассчитанная на лето, обеспечивает выполнение всех работ и в зимних условиях, в том числе таких дополнительных работ, как чехление и расчехление самолетов и силовых установок, подо­грев кабин самолетов, удаление с самолетов снега и льда и г. д.

Расчет численности может производиться как но среднемесяч­ной. так и по наивысшей загрузке расчетного периода.

Мри определении потребной численности по среднемесячной загрузке суммарный объем работы Q0r. m за расчетный период оп­ределяется в человеко-смснах путем умножения количества регла­ментов. подлежащих выполнению в рассматриваемый срок, на соответствующие нормативы численности и суммирования полу­ченных результатов:

Qo6m ~ — Кі Ч і ,

І-1

где К і — количество обслуживании по самолету каждого типа и виду регламентных работ за расчетный период;

Ч, — норматив численности по видам регламентов и типам летательных аппаратов.

На основе рассчитанного объема работ определяется среднеме­сячная явочная численность технического состава и рабочих, не­обходимая для выполнения планируемого объема работ при семи­часовой смене:

(37)

где /Ид» количество рабочих дней в расчетном периоде. Среднесписочная численность определяется по формуле

где Oanp ^ затраты времени на очередные, дополнительные и учебные отпуска, выполнение государственных обязан­ностей и потери но болезни в процентах к годовому фонду рабочего времени.

Если требуемые сроки простоя авиационной техники на обслу­живании не обеспечиваются численностью, рассчитанной на основе среднемесячной загрузки, численность следует определять но на — нвысшсй загрузке.

Для расчета численности технического состава и рабочих с уче­том п. іииисніей загрузки и планируемых сроков простоя авиаци­онной техники на обслуживании составляется таблица (но форме табл. 15) и затем строятся плановые помесячные графики отхо­да самолетов на обслуживание в течение ill квартала планируе­мого года.

Таблица 15

Исходные данные для расчета численности цеха обслуживания самолетов по трудоемким регламентам

Тип

само­

лета

,? само­лета

Вид рег­ламент­ного об­служи­ла пнн

Лата

Срок простоя, Т пр* смен

‘ Норма­тивная числен­ность. Чем. чел.-см

ч пр* чел

начало

обслу-

жнпання

оконча­ние об­служи­вания

Численность рабочего состава ч„р, необходимая для выполне­ния регламентных работ в заданное время простоя, определяется но формуле:

где 7*Пр — планируемый срок простоя самолета на данном обслу­живании, смен.

Месячные графики загрузки строятся в соответствии с данными габл. 15 путем откладывания в хронологическом порядке по оси абсцисс значений Тщ„ а по оси ординат значений ч, ф. Каждое Обслуживание на графике представлено в виде прямоугольника.

График дает наглядное представление о планируемой загрузке рабочего состава но периодам. По графику осуществляется выбор исходных данных для расчета необходимой численности.

Планирование отхода летательных аппаратов на техническое обслуживание должно быть таким по срокам и объемам работ, чтобы в расчетном периоде загрузка была равномерной. Равномср-

юз

ность загрузки позволяет предотвратить образование неоправдан пых «пик», а вместе с этим и содержание излишней численности рабочих. В процессе эксплуатации авиационной техники не сле­дует нарушать установленные графики поступления ее на обслужи­вание, если это влечет за собой перераспределение и повышение концентрации загрузки в отдельные периоды.

Выбор по графику уровня физического объема работ для рас­чета численности производится по интервалу расчетного периода с интенсивной и равномерной загрузкой, причем этот интервал должен быть характерным для всего периода, т. е. по своей про­должительности составлять не менее 50% календарного времени периода.

Явочная численность рабочих определяется как сумма значений ‘/„р необходимой численности для выполнения работ па самоле­тах, находящихся одновременно на обслуживании в выбранном интервале:

п

Чпи= — Чдр/ .

Списочная численность определяется аналогично ее расчету по среднемесячной загрузке [см. формулу (38)]. Если обслужи­вание летательных аппаратов осуществляется непрерывно в тече­ние всего месяца, т. е. и в выходные, и праздничные дни, то сред­несписочное число рабочих на участке определяется с учетом коэф­фициента непрерывности обслуживания, равного отношению сред­ней календарной продолжительности месяца к среднему количе-

30 4

ству рабочих дней, в нем, т. е. Кпспр= —~ *= 1,19.

25,6

Численность рабочего состава, рассчитанную с учетом нерав­номерности загрузки (по наивысшей загрузке) и календарных сроков простоя на обслуживании, необходимо сравнить с резуль­татами расчета численности по среднемесячным данным и опреде­лить коэффициент занятости

(41)

Чспг

где Чет ‘ численность, рассчитанная по среднемесячной загрузке;

•{Спг — численность, рассчитанная но нанвысшен загрузке.

Коэффициент занятости не должен быть ниже 0,75. Если же он получается ниже нормативного, необходимо по возможности пе­ресмотреть графики поступления авиационной техники или сроки: простоя материальной части на обслуживании.

104