ПРИБОРНОЕ И АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Глава XIII

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРАХ

Роль и место авиационных приборов в процессах контроля и управления

При выполнении полета на летательном аппарате осуществляется управление многими процессами, которые можно разделить на два основных типа:

1) процессы пилотирования и навигации или процессы управ­ления режимами полета;

2) процессы управления режимами работы силовых установок и отдельных агрегатов летательного аппарата.

Если, например, параметр 0 объекта управления необходимо поддержать на заданном уровне 0лад, то процесс управления вы­полняется по схеме, изображенной в общем виде на рис. 123. Изме­рительное устройство определяет истинную величину регулируемо­го параметра и преобразует его в форму, пригодную для сравне­ния.

В результате сравнения измеренной величины параметра 0ИЗМ с заданной величиной 03ад сравнивающее устройство выдает управляющий сигнал А0, который после усиления воздействует на регулирующий орган объекта управления. Последний изменяет ве­личину 0, приближая ее к 0зад. Получим замкнутую систему уп­равления процессом поддержания параметра 0 на заданном уровне ©зад.

В качестве примера системы автоматического управления про­цессами первого типа может служить автопилот, являющийся ста­билизатором угловых положений самолета. Измерительные устрой­ства автопилота определяют угловые отклонения осей самолета от 112

заданных направлений и преобразуют их, например, в электриче­ские сигналы. Эти сигналы усиливаются и подаются на рулевые машины, которые перекладывают органы управления таким обра­зом, чтобы устранить появившиеся угловые отклонения самолета.

К системам автоматического управления процессами второго типа можно отнести приборы автоматического регулирования тем­пературы в кабине, автоматического регулирования скорости вра­щения вала авиадвигателя и др.

Наряду с этим на самолете (вертолете) большое количество процессов выполняется с участием пилота, например управление самолетом на многих режимах и этапах полета. Пилот, получая информацию об отклонении самолета от заданного направления, так же как и автопилот, перекладывает органы управления таким образом, чтобы устранить появившиеся отклонения.

При управлении силовыми установками самолета пилот также должен располагать необходимой информацией о фактических ве­личинах параметров, характеризующих их работу.

Таким образом, одним из основных элементов в системе управ­ления является измерительное устройство. В системе автоматиче­ского управления измерительное устройство призвано выдавать сиг­нал отклонения в требуемой для сравнения форме. В системах неавтоматического управления измерительное устройство должно дать пилоту возможность оценить фактическое значение измеря­емого параметра.

Измерительные устройства, устанавливаемые на самолетах (вертолетах), получили название авиационных приборов.

В соответствии с указанными выше двумя типами процессов управления, осуществляемыми на самолетах (вертолетах), все авиационные приборы разделяются на две группы:

1) пилотажно-навигационные приборы;

ПРИБОРНОЕ И АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Рис. 123. Блок-схема замкнутой системы управления процессом поддержания параметра 8 на заданном уровне бзад

2) приборы контроля силовых установок и отдельных агрегатов летательного аппарата.

К пилотажно-навигационным приборам относятся указатели скорости, высотомеры, компасы, указатели поворота, указатели скольжения, авиагоризонты, вариометры, измерители углов сноса, секстанты, часы.

Группу приборов контроля силовых установок и отдельных аг­регатов летательного аппарата составляют манометры, измерители температуры, измерители количества и расхода топлива и масла, тахометры п указатели заданного положения щитков, закрылков, триммеров н др.