ПРИБОРНОЕ И АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Глава XIII
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРАХ
Роль и место авиационных приборов в процессах контроля и управления
При выполнении полета на летательном аппарате осуществляется управление многими процессами, которые можно разделить на два основных типа:
1) процессы пилотирования и навигации или процессы управления режимами полета;
2) процессы управления режимами работы силовых установок и отдельных агрегатов летательного аппарата.
Если, например, параметр 0 объекта управления необходимо поддержать на заданном уровне 0лад, то процесс управления выполняется по схеме, изображенной в общем виде на рис. 123. Измерительное устройство определяет истинную величину регулируемого параметра и преобразует его в форму, пригодную для сравнения.
В результате сравнения измеренной величины параметра 0ИЗМ с заданной величиной 03ад сравнивающее устройство выдает управляющий сигнал А0, который после усиления воздействует на регулирующий орган объекта управления. Последний изменяет величину 0, приближая ее к 0зад. Получим замкнутую систему управления процессом поддержания параметра 0 на заданном уровне ©зад.
В качестве примера системы автоматического управления процессами первого типа может служить автопилот, являющийся стабилизатором угловых положений самолета. Измерительные устройства автопилота определяют угловые отклонения осей самолета от 112
заданных направлений и преобразуют их, например, в электрические сигналы. Эти сигналы усиливаются и подаются на рулевые машины, которые перекладывают органы управления таким образом, чтобы устранить появившиеся угловые отклонения самолета.
К системам автоматического управления процессами второго типа можно отнести приборы автоматического регулирования температуры в кабине, автоматического регулирования скорости вращения вала авиадвигателя и др.
Наряду с этим на самолете (вертолете) большое количество процессов выполняется с участием пилота, например управление самолетом на многих режимах и этапах полета. Пилот, получая информацию об отклонении самолета от заданного направления, так же как и автопилот, перекладывает органы управления таким образом, чтобы устранить появившиеся отклонения.
При управлении силовыми установками самолета пилот также должен располагать необходимой информацией о фактических величинах параметров, характеризующих их работу.
Таким образом, одним из основных элементов в системе управления является измерительное устройство. В системе автоматического управления измерительное устройство призвано выдавать сигнал отклонения в требуемой для сравнения форме. В системах неавтоматического управления измерительное устройство должно дать пилоту возможность оценить фактическое значение измеряемого параметра.
Измерительные устройства, устанавливаемые на самолетах (вертолетах), получили название авиационных приборов.
В соответствии с указанными выше двумя типами процессов управления, осуществляемыми на самолетах (вертолетах), все авиационные приборы разделяются на две группы:
1) пилотажно-навигационные приборы;
Рис. 123. Блок-схема замкнутой системы управления процессом поддержания параметра 8 на заданном уровне бзад |
2) приборы контроля силовых установок и отдельных агрегатов летательного аппарата.
К пилотажно-навигационным приборам относятся указатели скорости, высотомеры, компасы, указатели поворота, указатели скольжения, авиагоризонты, вариометры, измерители углов сноса, секстанты, часы.
Группу приборов контроля силовых установок и отдельных агрегатов летательного аппарата составляют манометры, измерители температуры, измерители количества и расхода топлива и масла, тахометры п указатели заданного положения щитков, закрылков, триммеров н др.