ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ МЕТОДОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ САМОЛЕТА

Допустимые методы эксплуатации агрегатов и систем самолетов устанавливаются с позиции поддержания требуемого уровня летной годности в процессе эксплуатации. Этот уровень устанавливается: отечественными и зарубежными нормами летной годности, нормативны­ми документами заказчика и специально оговоренными требованиями заказчика.

Уровень летной годности при установлении допустимых методов эксплуатации определяется на основании степени опасности и частоты возникновения ФО систем самолета. Для установления допустимых методов эксплуатации агрегатов и систем самолета необходимо выполнить:

1) анализ функциональных отказов систем самолета для определения влияния каждого вида отказа агрегатов на возникновение особых ситуаций и ожидаемой частоты их возникновения;

2) анализ взаимовлияния и взаимосвязи систем самолета по функцио­нальным связям с оценкой степени опасности ФО, вызванных взаимовли­янием систем;

3) анализ взаимовлияния и взаимосвязи систем самолета по компоно­вочным связям;

4) анализ влияния нелокализованного разрушения роторов двигате­лей, вспомогательной силовой установки (ВСУ) и других роторов высоких энергий на безопасность полета, а также установить:

5) наличие процессов старения для каждого из агрегатов и их связь с видами отказов агрегата;

6) наличие признаков предотказного состояния по каждому виду отказов агрегатов и наличие надежных методов их контроля в эксплуата­ции;

7) в процессе эксплуатации контролировать динамику изменения потока отказов агрегатов и систем от "возраста" самолетов (в летных часах, полетах, годах эксплуатации) с привлечением материалов эксплуатации аналогов, установленных на других самолетах.

Общие принципы установления допустимых методов эксплуатации агрегатов и систем самолетов заключаются в следующих положениях.

Техническая эксплуатация до безопасного отказа (ТЭО) с контролем динамики изменения уровня надежности агрегатов и систем в зависимос­ти от "возраста" самолета допускается при выполнении следующих условий:

— степень опасности видов отказа агрегата (системы) не хуже УУП;

— проведенный анализ показывает отсутствие воздействия на другие агрегаты, или суммарные последствия этого воздействия создают особую ситуацию не хуже УУП.

Техническая эксплуатация до предотказного состояния применяется при следующих условиях:

— степень опасности видов отказа агрегата (системы) не хуже СС;

— сформулированы признаки предотказного состояния, при этом для видов отказов, создающих СС, определены виды контроля этих признаков;

-возможность контроля сформулированных признаков предотказно­го состояния подтверждена опытом эксплуатации или соответствующими испытаниями.

Техническая эксплуатация по ресурсу (сроку службы) применяется, если степень опасности видов отказа агрегата (системы) с учетом возможного влияния на другие агрегаты (системы) хуже УУП и невозможно (или нецелесообразно) эксплуатировать агрегат до предотказного состояния.

Изложенные принципы определения допустимых методов эксплуата­ции приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Принципы определения допустимых методов эксплуатации

Степень опас­ности отказа агрегата

Возможность внешних воз­действий на другие агрега­ты при отказе

Наличие уста­новленных про­цессов старения

Наличие при­знаков предот­казного состоя­ния

Допустимый метод эксплуа­тации

Не хуже УУП

Нет

ТЭО

Не хуже СС

Да

Да (для СС не­обходимо под­тверждение опытом эксплу­атации)

До предотказ­ного состояния

Не хуже СС

Да

Да

_

ТЭР (срок службы)

АС и хуже

ТЭР (срок службы)

Изложенный подход определения допустимых методов эксплуатации не распространяется на элементы планера и конструкции шасси, а также на агрегаты, входящие в поставку двигателя.

Эксплуатация электрожгутов и их соединительных элементов осуществляется в соответствии с технологией плановых ремонтно — восстановительных работ по самолету.