ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

Подпись: Фиг. 11.21. Сетка обобщенных характеристик режимов максимальной скороподъемности. Как указывалось в § 1, из сетки обобщенных характеристик установившихся режимов полета можно выбрать режимы, соот­ветствующие максимальным вертикальным скоростям (кривая АВ на фиг. 11.1). Вдоль этой кривой Картах есть функция Gnp и Гпр, так как число Мнаб есть функция тех же величин (в дальней­шем числа М, соответствующие максимальной скороподъемности, будем обозначать через Мнаб). Итак,

Подпись: VПодпись: у пр maxMGnp,Tap), (11.38)

Мнаб=/2(£пр, Тпр). (11.39)

Указанные функции можно представить в виде графиков зависимости Vv пр max И А1Наб от Гпр при параметре GnP (фиг. 11.21), причем эти графики могут быть построе­ны по кривым фиг. 11. 1. Эти графики будем называть сеткой обобщенных характеристик [ре­жимов максималь­ной скороподъемно­сти. При наличии этой сет­ки легко для любых условий полета (G, Нр, Ти, п) опре­делить наивыгоднейшую ско­рость набора Vi наб и макси­мальную вертикальную скорость V^max.

Для получения сетки обобщенных характеристик, как уже указывалось в § 1, необходимо проделать довольно большое ко­личество полетов. Эти полеты целесообразно делать лишь в том случае, если в соответствии с задачами испытаний необходимо выяснить характеристики скороподъемности для разных вариан­тов полетного веса самолета и для разных температур воздуха и оборотов двигателя.

Обычно скороподъемность самолета определяется в специаль­ном полете с непрерывным набором высоты до практического по­толка для одного веса и одного числа оборотов, а материалы зубцов или разгонов используют в основном для назначения наи­выгоднейших скоростей набора в зависимости от высоты полета.

Для уменьшения поправок при пересчете барограммы на стан — дартные условия целесообразно этот полет на скороподъемность производить следующим образом. Летчик должен на каждой вы­соте выдерживать заданную ему скорость по прибору Vm6 и,

кроме того, такие обороты Лф, чтобы в этом полете на каждой высоте

р ___ р I^ном2 _ р

1 пр 1 ф ^ I 1 ст>

ПФ I

T. Є.

«ф = Пном|/ «ном ( 1 ’ О1-40)

где ЪТд = Т„ — Тф.

Если выполнить эти условия, то на каждой высоте Нр по высотомеру G(ip. ф = Gnp. ст, ГПр. ф=7"пр. ст и Мф = Мст, следова­тельно, как это видно из соотношения (11.38), пр max = const, или

Подпись: Уу max ф /'Ф у

v у max ст
Тст

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

а

Подпись: ЪУ„ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

Подпись:

Подпись: / у max ф Подпись: у max ф

или

Указанный метод определения максимальной вертикальной скорости и приведения ее к стандартным условиям, основанный на формулах подобия, является весьма точным. Сущность его сводится к тому, что мы в полете на каждой высоте Нр подбираем такие обороты в зависимости от фактической температуры воз­духа, чтобы тяга двигателя равнялась тяге при номинальных оборотах и стандартной температуре на той же высоте. В ре­зультате мы. проводим фактический полет при тех же су, сх, М и G на каждой высоте Hv, на которых мы бы проводили полег на скороподъемность в стандартных условиях; отметим, что при этом соблюдается равенство углов наклона траекторий

0<*г= ©ф.

Таким образом, пользуясь «эквивалентностью» оборотов и температуры воздуха в отношении характеристик ТРД, мы пу­тем подбора оборотов совершаем в фактических условиях полет на тех же режимах, что и в стандартных условиях.

Однако указанный метод обладает следующими двумя суще­ственными недостатками.

Подпись: Фиг. 11.22. График задания на полет для опре-деления скороподъемности.

Во-первых, для того чтобы при выполнении полета на скоро­подъемность не приходилось производить расчет Пф = 1(Нр), нуж­но незадолго до полета определить тем или иным путем распре­деление фактической температуры Гф по высоте Нр это может быть произведено при помощи радиозонда или полета на специ­альном самолете. Далее, зная 7ф=/(#р), следует подсчитать по приведенной выше фо-рмуле (11.40) для разных высот Нр и в задании летчику указать Кшб и щ для — разных высот по высото­меру, которые он должен выдерживать при выполнении полета на скороподъемность. На фиг. 11.22 показано в виде графика такое задание для нанесенного на том же графике распределе­ния температур воздуха по высоте.

Во-вторых, как видно из формулы (11.40), в зимнее время’ нужно летать на оборотах, меньших, чем nmv„ а в летнее время— на больших. Так как максимально допустимые обороты могут быть меньше оборотов, необходимых для полета в летнее время, то указанный метод нельзя будет использовать при летних испы­таниях.

Вследствие указанных недостатков описанного метода целе­сообразно рассмотреть другие методы приведения Кушах к стан­дартным условиям, основанные на применении показателей. Для этой цели воспользуемся приближенной формулой ДЛЯ Vy в сле­дующем виде:

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ(11.42)

Vi і

Подпись: Заменяя V через лучим—— и преобразовывая эту формулу, по-

Подпись: (11.42')o[vyVb+^)=PVi.

Приведение будем делать при G=const и рп=const, т. е. в качестве стандартной примем барометриче­скую высоту Нр. Так как на практике принято полеты на скороподъемность производить, сохраняя неизменной зависимость приборной или, практически, индикаторной скорости по высоте: Vi наб = f{Hp), то при приведении мы будем считать, что при рн = = oonst не меняется и Vi, но в этом случае и M=const, c2/=const, c*=const и /C=const. Напомним, что, сохраняя один и тот же закон Кінаб=/(ЯР) в стандартных и фактических условиях, мы несколько уходим от режима наивыгоднейшего набора, но вслед­ствие пологого характера максимума кривой Vy=f(Vi) вносимая этим ошибка незначительна.

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
Взяв логарифмические дифференциалы обеих частей уравне­ния (11.42′), получим

Подпись: а ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ Подпись: (11.43) (11.44)

то после небольших преобразований, получим

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ Подпись: о

Формулы (11.43) и (11.44) могут быть использованы для при­ведения Vy на любом режиме, а не только на режиме VVmax. Воспользуемся особенностями режима Vy max для того, чтобы исключить К из формулы (11.44) и получить формулу для при­ведения У у max. Ранее было показано [см. гл. VIII, формула (8. 15′)], что для режима Vy max действительно следующее соот­ношение:

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ Подпись: (11.45)

или, так как

Подпись: у max 4 G откуда находим, что на режиме V

к„

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

Подставляя найденное значение в формулу (11.43), получим

Подпись: 8Иу=-0,5 ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ

Переходя к конечным приращениям и беря в формуле (11.47) Vi в км/час, получим

з

Так как hn >0, а — Ая> 1, то знак 8Уу всегда будет обрат­ным знаку 8ТЕ следовательно, при повышении темпе­ратуры воздуха вертикальная скорость падает и, наоборот, она повышается при понижении температуры. На фиг. 11. 23 представлены типичные кри­вые VymiX=f {Hp) для летних, стандартных и зимних условий для самолета с ТРД.

ПРИВЕДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ Подпись: G_ S

Приняв для высот, близких к потолку, VlY Д =180 км/час, 7^ = 216,5° К, получим вк

г~= —(0,0115У^ + 0,19); ьтн

Vy max

——— Зимние условия

——— Стандартные условия

—- — Летние условия

Фиг. 11.23. Типичные кривые скороподъемности для летних,
стандартных и зимних условий.

у земли, приняв 7я = 288° К и V-У Д =600 км/час, получим

-(0,0087Vy + 0,0425).

дТн

Следовательно*, при 1^=40 м/сек у земли поправка bVv равна примерно 0,4 м/сек на каждый градус превышения температуры над стандартной, т. е. достигает большой величины. На потолке

эта поправка при Vy=0 для нашего примера равна —0,19 — .

‘Выведем теперь формулу для поправки к вертикальной ско­рости при изменении веса самолета. Пересчет на другой вес обычно производят после приведения летных данных к стандарт­ным условиям, считая при этом рн—сonst, 77,=const и A=const. Так как целью этого пересчета является исправление результа­тов полета в тех случаях, когда полетный вес несколько отли­

чался от нормального, будем считать, что с измененным весом набор высоты производится при тех же значениях Vi, что и с первоначальным весом, т. е. при выводе формул мы будем пола­гать Vi=const.

Заменив в формуле (11.42) — следующим выражением:

Подпись: 1 _ сх0 і СУ _ ^гОРо^ / 2 G _L к 1 т^эф 2 G ' ^ЯЭфр051/? V,- Vi (Р c*oPoS 2 G U 2G Подпись: получим(11.49)

Продифференцировав, получим

(jy — v 1 ( р do. CxoPqSV] dG ‘2G

V G G + 2 G G *АЭфРоsv] Gj

откуда, учитывая выражение (11.49) для Vy и переходя к ко­нечным приращениям, получаем

• 8 Vy=-(Vy +—— 40 —j ~~,

у V *ДэфрsSVty д ) G

Подпись: bVy=— где берется в км/час. Подпись: Vv Подпись: 36,7- Подпись: 1 ВО Подпись: (11.50)

причем Vi надо брать в м/сек, или