ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАДИЕНТА УСИЛИЯ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ

Летчик ощущает управление самолетом непосредственно че­рез величину усилия на ручке. Поэтому важнейшим критерием управляемости, как уже указывалось, является величина Р*1 —

= которая дает величину усилия, необходимого для измё-

дп

нения перегрузки на единицу. Эта величина также показывает, как легко летчик может создать перегрузку, опасную для са­молета.

Определение этой величины можно производить на уста­новившихся спиралях на заданной скорости полета и заданном режиме двигателя с разными кренами. Сделав ряд таких спи-

21*

радей (включая и прямолинейный установившийся полет) и замерив при этом величину перегрузки пуЪ углы отклонения руля 8В и усилия на ручке Рв, можем построить функциональ­ные зависимости PB=f{nyг) и ^B=f(ny^) (фиг. 13.14). По на­клону этих кривых при пу1 =—1 непосредственно получаем Рв и 8". В нашем случае Я" = 3,9 и 8" = 3,0 (углы в гра­дусах).

Другой метод определения градиента усилий Р", чаще при­меняемый в настоящее время, непосредственно связан с прямым физическим смыслом величины Р“. Кроме того, он позволяет получать значительно большие величины перегрузки п, чем при первом методе. Установив определенный режим полета, летчик

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАДИЕНТА УСИЛИЯ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ

■Фиг. 13. 14. Зависимость угла отклонения руля вы­соты 8В и усилия на ручке Рв от перегрузки nyi на спиралях с заданной скоростью.

быстрым движением ручки управления на себя создает некото­рую заданную перегрузку, которую затем старается выдержать некоторый промежуток времени, для чего на приборную доску ставится визуальный измеритель перегрузки. Приборы-самопис­цы в это время записывают скорость V, высоту Н, перегрузки п^ и пхі, усилие Рв и угол отклонения руля высоты 3jB. Типичная диа­грамма такого маневра, полученная в полете, показана на фиг. 13. 15.

Обработка диаграммы производится весьма просто; выби­рают интервал времени, на котором можно считать, что пу1 — = const. По величинам пх1 и пу1 вычисляют угол наклона &

вектора перегрузки по отношению к самолетным осям (tg& =

= -^-j И величину перегрузки П = уГПу1 + Л’І1, ПО этим вели­кі /

чинам вносят поправки в величину усилия Рв на вес динамо-

Подпись: Р* =
Подпись: АРв Д п
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАДИЕНТА УСИЛИЯ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ

метрической ручки; определяют приращение усилия АРв и приращение перегрузки Д/г по отношению к установившемуся режиму и, наконец, величину градиента

Отметим, что самолеты, мало устойчивые по скорости, т. е. имеющие слишком малый запас устойчивости по скорости mcy’v

и или даже слегка неустойчивые, не являются особенно не­приятными при пилотировании, хотя на них невозможен продол­жительный полет без вмешательства пилота. Напротив, на са­молетах с малым запасом устойчивости по перегрузке и тем бо­лее на неустойчивых полет практически невозможен. Самолеты с малым запасом устойчивости по перегрузке, как уже указыва­лось, летчики называют «строгими». На таких самолетах не обес­печена безопасность полета вследствие опасности при малейшем отвлечении от управления создать большую перегрузку или не­произвольно потерять скорость; при маневре летчик перестает «чувствовать» управление и с трудом производит заданный ма­невр.