ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАДИЕНТА УСИЛИЯ ПО ПЕРЕГРУЗКЕ
Летчик ощущает управление самолетом непосредственно через величину усилия на ручке. Поэтому важнейшим критерием управляемости, как уже указывалось, является величина Р*1 —
= которая дает величину усилия, необходимого для измё-
дп
нения перегрузки на единицу. Эта величина также показывает, как легко летчик может создать перегрузку, опасную для самолета.
Определение этой величины можно производить на установившихся спиралях на заданной скорости полета и заданном режиме двигателя с разными кренами. Сделав ряд таких спи-
21*
радей (включая и прямолинейный установившийся полет) и замерив при этом величину перегрузки пуЪ углы отклонения руля 8В и усилия на ручке Рв, можем построить функциональные зависимости PB=f{nyг) и ^B=f(ny^) (фиг. 13.14). По наклону этих кривых при пу1 =—1 непосредственно получаем Рв и 8". В нашем случае Я" = 3,9 и 8" = 3,0 (углы в градусах).
Другой метод определения градиента усилий Р", чаще применяемый в настоящее время, непосредственно связан с прямым физическим смыслом величины Р“. Кроме того, он позволяет получать значительно большие величины перегрузки п, чем при первом методе. Установив определенный режим полета, летчик
■Фиг. 13. 14. Зависимость угла отклонения руля высоты 8В и усилия на ручке Рв от перегрузки nyi на спиралях с заданной скоростью. |
быстрым движением ручки управления на себя создает некоторую заданную перегрузку, которую затем старается выдержать некоторый промежуток времени, для чего на приборную доску ставится визуальный измеритель перегрузки. Приборы-самописцы в это время записывают скорость V, высоту Н, перегрузки п^ и пхі, усилие Рв и угол отклонения руля высоты 3jB. Типичная диаграмма такого маневра, полученная в полете, показана на фиг. 13. 15.
Обработка диаграммы производится весьма просто; выбирают интервал времени, на котором можно считать, что пу1 — = const. По величинам пх1 и пу1 вычисляют угол наклона &
вектора перегрузки по отношению к самолетным осям (tg& =
= -^-j И величину перегрузки П = уГПу1 + Л’І1, ПО этим великі /
чинам вносят поправки в величину усилия Рв на вес динамо-
метрической ручки; определяют приращение усилия АРв и приращение перегрузки Д/г по отношению к установившемуся режиму и, наконец, величину градиента
Отметим, что самолеты, мало устойчивые по скорости, т. е. имеющие слишком малый запас устойчивости по скорости mcy’v
и или даже слегка неустойчивые, не являются особенно неприятными при пилотировании, хотя на них невозможен продолжительный полет без вмешательства пилота. Напротив, на самолетах с малым запасом устойчивости по перегрузке и тем более на неустойчивых полет практически невозможен. Самолеты с малым запасом устойчивости по перегрузке, как уже указывалось, летчики называют «строгими». На таких самолетах не обеспечена безопасность полета вследствие опасности при малейшем отвлечении от управления создать большую перегрузку или непроизвольно потерять скорость; при маневре летчик перестает «чувствовать» управление и с трудом производит заданный маневр.