ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ КООРДИНАТ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Общие сведения о гироскопических приборах

Угловые положения летательных аппаратов (рис. 175) относи­тельно плоскости горизонта характеризуются углами крена у и тангажа ■&, а в плоскости горизонта — углами курса — ф. Величины указанных углов должны быть все время в поле зрения летчика и штурмана самолета. Кроме того, сигналы, пропорциональные этим углам, вводятся в различные автоматические системы управ­ления и навигации.

Приборы, обеспечивающие визуальный контроль экипажем уг­лов крена и тангажа, называются авиагоризонтами, а углов кур­са — компасами.

Датчиками углов крена и тангажа на самолетах и вертолетах являются гироскопические устройства (гировертикали). Датчиками углов курса могут быть гироскопические и негироскопические уст­ройства.

Сигналы об угловых скоростях и ускорениях летательных аппа­ратов выдаются с помощью гироскопических устройств (скорост­ных и ускорительно-скоростных гироскопов).

Основные свойства гироскопа. Гироскопом называется тело (ротор), вращающееся вокруг своей оси и обладающее большим кинетическим моментом.

На рис. 176 представлена схема гироскопа с тремя степенями свободы. Ротор / гироскопа расположен в карданном подвесе, ко­торый имеет внутреннюю 2 и внешнюю 3 рамы. Ось внешней рамы может вращаться относительно корпуса 4 прибора (основания).

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ КООРДИНАТ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

При вращении ротора гироскопа вокруг своей оси развиваемые им силы (моменты) обеспечивают (при отсутствии воздействия внешних сил) сохранение положения этой оси неизменным относительно мирового пространства.

Подпись: Рис. 176. Схема гироскопа с тремя степенями свободы Гироскоп обладает следующими свойст­вами (их математическое и физическое обоснование рассматривается в курсе тео­ретической механики):

1. Ось ротора гироскопа не изменяет сво­его положения в пространстве при враще­нии карданного подвеса относительно осей х, у, z (здесь имеется в виду, что трение в осях подвеса незначительно).

2. Момент, приложенный к внешней ра­ме гироскопа, вызывает вращение оси ро­тора относительно оси внутренней рамы и наоборот. При измене­нии направления приложенного внешнего момента на обратное из­меняется и направление вращения рам.

Вращение оси ротора гироскопа вокруг осей его рам под дей­ствием внешнего момента называется прецессией гироско — п а. Она всегда сопровождается периодическим движением, на­зываемым нутацией.

3. Угловая скорость прецессии гироскопа тем больше, чем боль­ше внешний момент.

4. При постоянной величине приложенного момента угловая скорость прецессии зависит от величин кинетического момента ро­тора гироскопа Н и угла О между осью ротора и плоскостью внеш­ней рамы подвеса.

Угловая скорость со* прецессии ротора относительно оси х внутренней рамы под действием внешнего момента Mv равна:

Му

где H — QI — кинетический момент ротора гироскопа;

Q и / — угловая скорость собственного вращения и мо­мент инерции гироскопа.

Аналогично

— Мх
10 у /У-cosb ‘

Подпись: О) Подпись: М Н cos & ' Подпись: (2.28)

В общем виде угловая скорость прецессии запишется так:

Причем, внешний момент, прикладываемый к гироскопу, урав­новешивается гироскопическим моментом

УИГ = Н Ш. (2.29)

5. Угловая скорость прецессии возникает и устанавливается практически мгновенно (скачком) при приложении момента и так­же исчезает при снятии его. При изменении величины момента ме­няется и величина угловой скорости прецессии, происходит это практически мгновенно.

6. Прецессия оси ротора гироскопа происходит в направлении, при котором вектор угловой скорости вращения ротора стремится совпасть с вектором внешнего момента по кратчайшему расстоя­нию. Например, на рис. 177 вектор момента внешних сил Му на­правлен по оси у внешней рамы. Согласно свойству (2) гироско­па его ось z будет прецессировать вокруг оси внутренней рамы х с угловой скоростью со*. При этом вектор П (а следовательно, и вектор И) стремится совпасть с вектором М по кратчайшему пути.

Влияние вращения Земли и движения самолета на видимое по­ложение оси ротора гироскопа. Гироскоп, как было указано выше, имеет свойство сохранять неизменным (с некоторой степенью точ­ности) направление оси вращения ротора относительно мирового пространства (звезд). Поэтому вращение Земли и перемещение ле­тательного аппарата вызывает кажущийся уход оси ротора гиро­скопа относительно первоначального положения. В этом легко убе­диться из рассмотрения рис. 178, а.

Пусть, например, ось ротора гироскопа расположена вертикаль­но, как показано на рис. 178, б в точке Земли, где широта 0°<<р< <90°. Угловую скорость вращения Земли оз3=0,25 граді мин мож­но разложить на горизонтальную (o3.r=o)2cosq: и вертикальную o>3.B = WiSin<p составляющие. Из рис. 178, б видно, что только го­ризонтальная составляющая вращения Земли вызывает кажущий­ся уход оси ротора гироскопа от направления истинной вертикали (она нормальна к истинной плоскости горизонта и совпадает с на­правлением силы тяжести).

Подпись:Очевидно, на полюсе Земли кажущегося ухода оси ротора ги­роскопа нет, так как там горизонтальная составляющая вращения Земли будет равна нулю (ф=90°, cos:p = 0). На экваторе, наобо­рот, кажущийся уход оси ротора, гиро­скопа будет максимальным (ф=0, соэф= 1) и рапным со3=0,25 град /мин.

Пусть теперь ось ротора гироскопа расположена горизонтально на полюсе Земли (рис. 178, в). В этом случае угло­вая скорость ухода оси гироскопа в го­ризонтальной плоскости будет равна уг­ловой скорости вращения Земли, т. е.

О) = (i)3.

В вертикальной плоскости ось гиро­скопа перемещения не имеет.

На любой широте <р установленная таким образом ось будет поворачиваться в горизонтальной плоскости с угловой скоростью

tur — — ш3 • sin 9

и в вертикальной плоскости со скоростью

ш„ = — си3 • COS«p-Sin ср.

При перемещении летательного аппарата по дуге экватора (как показано на рис. 179) с путевой скоростью W на высоте Н уг­ловая скорость ухода оси гироскопа в вертикальной продольной плоскости этого аппарата будет равна сумме угловых скоростей вращения Земли и перемещения самолета:

, w

шпрод — шз Т ^>з + J-f »

где — радиус Земли.

Подпись:

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ КООРДИНАТ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Следовательно, в общем случае ось ротора гироскопа непре­рывно изменяет свое положение относительно связанных с Зем­лей координат. Поэтому при использовании свободного гироскопа для определения угловых положений и курса самолета необходимо осуществлять непрерывную коррекцию, ком­пенсирующую уход оси ротора гироскопа.