ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ КООРДИНАТ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Общие сведения о гироскопических приборах
Угловые положения летательных аппаратов (рис. 175) относительно плоскости горизонта характеризуются углами крена у и тангажа ■&, а в плоскости горизонта — углами курса — ф. Величины указанных углов должны быть все время в поле зрения летчика и штурмана самолета. Кроме того, сигналы, пропорциональные этим углам, вводятся в различные автоматические системы управления и навигации.
Приборы, обеспечивающие визуальный контроль экипажем углов крена и тангажа, называются авиагоризонтами, а углов курса — компасами.
Датчиками углов крена и тангажа на самолетах и вертолетах являются гироскопические устройства (гировертикали). Датчиками углов курса могут быть гироскопические и негироскопические устройства.
Сигналы об угловых скоростях и ускорениях летательных аппаратов выдаются с помощью гироскопических устройств (скоростных и ускорительно-скоростных гироскопов).
Основные свойства гироскопа. Гироскопом называется тело (ротор), вращающееся вокруг своей оси и обладающее большим кинетическим моментом.
На рис. 176 представлена схема гироскопа с тремя степенями свободы. Ротор / гироскопа расположен в карданном подвесе, который имеет внутреннюю 2 и внешнюю 3 рамы. Ось внешней рамы может вращаться относительно корпуса 4 прибора (основания).
При вращении ротора гироскопа вокруг своей оси развиваемые им силы (моменты) обеспечивают (при отсутствии воздействия внешних сил) сохранение положения этой оси неизменным относительно мирового пространства.
Гироскоп обладает следующими свойствами (их математическое и физическое обоснование рассматривается в курсе теоретической механики):
1. Ось ротора гироскопа не изменяет своего положения в пространстве при вращении карданного подвеса относительно осей х, у, z (здесь имеется в виду, что трение в осях подвеса незначительно).
2. Момент, приложенный к внешней раме гироскопа, вызывает вращение оси ротора относительно оси внутренней рамы и наоборот. При изменении направления приложенного внешнего момента на обратное изменяется и направление вращения рам.
Вращение оси ротора гироскопа вокруг осей его рам под действием внешнего момента называется прецессией гироско — п а. Она всегда сопровождается периодическим движением, называемым нутацией.
3. Угловая скорость прецессии гироскопа тем больше, чем больше внешний момент.
4. При постоянной величине приложенного момента угловая скорость прецессии зависит от величин кинетического момента ротора гироскопа Н и угла О между осью ротора и плоскостью внешней рамы подвеса.
Угловая скорость со* прецессии ротора относительно оси х внутренней рамы под действием внешнего момента Mv равна:
Му
где H — QI — кинетический момент ротора гироскопа;
Q и / — угловая скорость собственного вращения и момент инерции гироскопа.
Аналогично
— Мх
10 у /У-cosb ‘
В общем виде угловая скорость прецессии запишется так:
Причем, внешний момент, прикладываемый к гироскопу, уравновешивается гироскопическим моментом
УИГ = Н Ш. (2.29)
5. Угловая скорость прецессии возникает и устанавливается практически мгновенно (скачком) при приложении момента и также исчезает при снятии его. При изменении величины момента меняется и величина угловой скорости прецессии, происходит это практически мгновенно.
6. Прецессия оси ротора гироскопа происходит в направлении, при котором вектор угловой скорости вращения ротора стремится совпасть с вектором внешнего момента по кратчайшему расстоянию. Например, на рис. 177 вектор момента внешних сил Му направлен по оси у внешней рамы. Согласно свойству (2) гироскопа его ось z будет прецессировать вокруг оси внутренней рамы х с угловой скоростью со*. При этом вектор П (а следовательно, и вектор И) стремится совпасть с вектором М по кратчайшему пути.
Влияние вращения Земли и движения самолета на видимое положение оси ротора гироскопа. Гироскоп, как было указано выше, имеет свойство сохранять неизменным (с некоторой степенью точности) направление оси вращения ротора относительно мирового пространства (звезд). Поэтому вращение Земли и перемещение летательного аппарата вызывает кажущийся уход оси ротора гироскопа относительно первоначального положения. В этом легко убедиться из рассмотрения рис. 178, а.
Пусть, например, ось ротора гироскопа расположена вертикально, как показано на рис. 178, б в точке Земли, где широта 0°<<р< <90°. Угловую скорость вращения Земли оз3=0,25 граді мин можно разложить на горизонтальную (o3.r=o)2cosq: и вертикальную o>3.B = WiSin<p составляющие. Из рис. 178, б видно, что только горизонтальная составляющая вращения Земли вызывает кажущийся уход оси ротора гироскопа от направления истинной вертикали (она нормальна к истинной плоскости горизонта и совпадает с направлением силы тяжести).
Очевидно, на полюсе Земли кажущегося ухода оси ротора гироскопа нет, так как там горизонтальная составляющая вращения Земли будет равна нулю (ф=90°, cos:p = 0). На экваторе, наоборот, кажущийся уход оси ротора, гироскопа будет максимальным (ф=0, соэф= 1) и рапным со3=0,25 град /мин.
Пусть теперь ось ротора гироскопа расположена горизонтально на полюсе Земли (рис. 178, в). В этом случае угловая скорость ухода оси гироскопа в горизонтальной плоскости будет равна угловой скорости вращения Земли, т. е.
О) = (i)3.
В вертикальной плоскости ось гироскопа перемещения не имеет.
На любой широте <р установленная таким образом ось будет поворачиваться в горизонтальной плоскости с угловой скоростью
tur — — ш3 • sin 9
и в вертикальной плоскости со скоростью
ш„ = — си3 • COS«p-Sin ср.
При перемещении летательного аппарата по дуге экватора (как показано на рис. 179) с путевой скоростью W на высоте Н угловая скорость ухода оси гироскопа в вертикальной продольной плоскости этого аппарата будет равна сумме угловых скоростей вращения Земли и перемещения самолета:
, w
шпрод — шз Т ^>з + J-f »
где — радиус Земли.
Следовательно, в общем случае ось ротора гироскопа непрерывно изменяет свое положение относительно связанных с Землей координат. Поэтому при использовании свободного гироскопа для определения угловых положений и курса самолета необходимо осуществлять непрерывную коррекцию, компенсирующую уход оси ротора гироскопа.